Единая система социального обеспечения: понятие, цели и задачи, полномочия и права, главные функции

Единая система социального обеспечения: понятие, цели и задачи, полномочия и права, главные функции

Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИС СО) в России

Правовые принципы формирования соцполитики Российской Федерации позволяют издавать и реализовать нормативные акты в данной области различным законодательным органам от Госдумы до местного совета. Это сильно усложняет гражданам процесс использования права на помощь из казны. Власти взяли на себя ответственность по упрощению метода общения населения с госструктурами. Для этого в стране создана единая система по информированию о соцобеспечении (ЕГИС по СО).

Цели и задачи

Система представляет собой единый информационный центр — своеобразную библиотеку нормативных актов. Зарегистрированный пользователь сможет получить на ее электронных страницах любую необходимую информацию о социальной политике РФ и ее субъектов.

Разработчики поставили перед собой следующие цели при создании информационного электронного портала:

  1. Создание удобных для граждан условий для получения информации о мерах соцподдержки, предусмотренных для каждой конкретной группы населения.
  2. Упрощение методов хранения данных (позволяет избавиться от множества бумаг).
  3. Привлечение людей к сотрудничеству с государством в области реализации соцполитики.
  4. Организация механизма реализации права на соцподдержку по принципу «единого окна».
  5. Снижение документооборота при взаимодействии исполнительных властных структур разных уровней при организации социальной помощи населению.
  6. Формирование электронного механизма точного учета статистических данных о получателях помощи и предоставленных им услугах.

Для справки: система облегчает жизнь не только граждан, но и госслужащих.

В начале разработки ставились следующие задачи:

  • создание программного обеспечения, работающего с объемными базами данных:
    • нормативными актами различных уровней;
    • пользователями, предоставляющими персональные данные при регистрации;
  • предоставление информационных услуг высокого качества;
  • формирование удобного интерфейса, понятного для обычного человека;
  • разгрузка государственных служащих, работающих с населением;
  • увеличение эффективности бюджетных вложений в соцсферу;
  • создание нового современного механизма межведомственного взаимодействия;
  • анализ нормативной базы, выработанной за прошедшие десятилетия субъектами федерации и Госдумой, с целью выявления и устранения дублирующих функций;
  • рационализация планирования бюджетных расходов.

Важно: граждане получили инструмент, содержащий наиболее полную информацию о полагающихся социальных пособиях и иных видах помощи.

Нормативная основа

Мероприятия по созданию ЕГИС по СО получили нормативную основу путем введения главы 2.1 в закон № 178-ФЗ от 17.07.1999. В ее тексте раскрыты следующие моменты:

  • требования к информационному порталу;
  • полномочия операторов;
  • права граждан, ставших участниками системы.

Скачать для просмотра и печати:

Для справки: регистрация осуществляется на основании номера СНИЛС.

Принципы функционирования системы

Разработчики заложили следующие принципы в свое детище:

Кто является оператором и какие у него права

Полномочия по разработке и регулированию деятельности ЕГИС по СО возложены на Пенсионный фонд РФ (ПФР). Закон наделяет госорган следующими полномочиями:

  • определение правил взаимодействия с поставщиками и пользователями информации;
  • разработка технических параметров формы предоставления документов;
  • установление сроков и форм взаимодействия поставщиков информации с системой.

Для сведения: наполнением портала занимаются органы законодательной власти Российской Федерации. Кроме того, предоставляют сведения предприятия и организации, включенные в мероприятия по реализации соцзащиты. К примеру, общества по социальному сопровождению льготников.

Обязанность по предоставлению сведений законом возлагается на федеральные госструктуры, органы местного самоуправления и подведомственные организации. Таковые обязаны зарегистрироваться на портале до 31.12.17 и регулярно обновлять сведения о своей деятельности.

Что получает гражданин

На создание сложного информационного механизма власти потратили порядка двух миллиардов рублей. Теперь оценить такие огромные вложения предстоит простым пользователям. По идее, граждане должны получить очень удобный и функциональный инструмент, позволяющий ориентироваться в изменяющемся законодательстве.

Разработанный и введенный в действие информационный механизм позволит человеку следующее:

  • стать пользователем после введения минимума информации о себе — номера СНИЛС ;
  • получить полные сведения о полагающихся пособиях, льготах, выплатах и иных преференциях;
  • без труда разобраться в механизме предоставления привилегий, а именно:
    • в какой госорган следует обратиться;
    • какие документы собирать;
    • когда лучше подавать заявление;
    • в какие сроки осуществляются выплаты;
  • регулярно получать информацию:
    • об изменениях в нормативной базе;
    • о введение в действие новых соцпособий и льгот;
    • об увеличении выплат в разрезе пособий;
  • изучить права и ситуации, отменяющие их действие.

Важно: портал предназначен только для информирования граждан. Однако с его виртуальных страниц можно будет перейти на сайты соответствующих структур для подачи заявления. Например, на портал Госуслуги.

Как работает система

Для понимания постараемся объяснить несколькими предложениями механизм предоставления людям информационных услуг. Он отлажен так, чтобы каждый пользователь получал данные, нужные именно ему. Происходит персонификация по номеру СНИЛС .

Логика разработчиков такова:

  • СНИЛС оформляется для граждан РФ с рождения;
  • таковой используется при оформлении всех соцпособий и льгот (в ПФР, соцзащите и иных органах);
  • госструктуры наполняют систему данными, то есть сведения о каждом пользователе уже персонифицированы по следующим параметрам:
    • льготной категории;
    • видам получаемых пособий;
    • другим;
  • при обращении по номеру СНИЛС формируется индивидуальный перечень нормативных актов, интересный именно этому человеку.

Пример.

Иванов С., проживающий в Москве получит один перечень документов и госуслуг. А Петров М., зарегистрированный в Магадане — другой. А супруга Петрова Мария, являющаяся жертвой чернобыльской катастрофы, увидит перечень, отличный от того, что предоставлен мужу. Причем все это происходит автоматически. На основании имеющейся информации, переданной госструктурами, система подбирает соцуслуги персонально. Важно: в ЕГИС по СО нет обычных персональных данных человека: ни фамилии с именем, ни адреса жительства. Весь алгоритм построен на номере СНИЛС . Остальные сведения закодированы так, что их не сможет украсть ни один хакер.

Дополнительные функции

Когда разработчики задумывали такой сложный электронный механизм, ставили многоуровневые задачи. Одна из них — контрольная функция. Дело в том, что на реализацию соцмероприятий федеральный центр и регионы тратят огромное количество бюджетных средств ежегодно. Некоторая их часть расходуется незаконно. Как правило, нарушение происходит из-за того, что пособия начисляют тем, кто на таковые не имеет права.

  • заявителей, получающих пособия по поддельным документам;
  • чиновников, назначавших преференции без достаточных обоснований.

Последние изменения

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию

Понятие,виды и функции социального обеспечения

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Читайте также:  Льготы сотрудников ФСИН: какие положены и как получить, документы

Пенсииэто наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.
Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность)

Пособия – это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования.

Социальные пособияне связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель – предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии.

Следующий вид обеспечения — предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Функции социального обеспечения – это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. Существует 5 функций социального обеспечения: экономическая, социальная, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая.

Экономическая функция – Это положительное воздействие социального обеспечения на экономику, на интересы людей как участников процесса производства. Экономическая функция по структуре сложна и имеет подфункции.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной системы общества. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационные функции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования : за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению : общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения : только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения : ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.
Читайте также:  Система «Платон» в 2020 году: понятие, как работает и какие машины под нее попадают, правила и условия регистрации, порядок и особенности взимания платы

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Цели, задачи и функции права социального обеспечения

Цельправа социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень.

К числу задач отрасли относятся:

1) эффективная защита прав и законных интересов субъектов социально-обеспечительных отношений;

2) профилактика и предотвращение состояний нуждаемости, развитие и стимулирование способностей граждан к самообеспечению;

3) типизация состояний нуждаемости;

4) стандартизация алиментарных потребностей нуждающихся с учетом характера состояния нуждаемости;

5) установление адекватных мер государственного реагирования на состояние нуждаемости, необходимых и достаточных для их преодоления;

6) повышение покупательной способности денежных предоставлений в связи с инфляционными процессами;

7) обеспечение равных возможностей для доступа к социально-обеспечительным предоставлениям;

8) правовое регулирование отношений по аккумулированию и расходованию средств фондов социального обеспечения;

9) правовое регулирование отношений, возникающих между государственными органами по организации функционирования системы социального обеспечения[7].

Функции права социального обеспечения

Мнения ученых по данному вопросу различны как по числу функций, так и по их наименованию[8], но наиболее оптимальным будет выделить следующие функции:

1) основная – демографическая, поскольку существование государства напрямую зависит от народонаселения, его благосостояния и обеспечение за счет общества нуждающихся граждан является прямой обязанностью государства, которое признало себя социальным;

2) социально-политическая. Суть этой функции в том, что качественное социальное обеспечение гарантирует лояльность общества к государственным институтам, нормализует обстановку в общественной жизни, и как следствие отражается на состоянии экономики (обеспечивает социальный покой в обществе);

3) защитная (превентивно-гарантийная) – борьба с бедностью, охрана здоровья граждан, оказание помощи семьям с детьми, реализация интересов людей пожилого возраста и инвалидов.

1.4. Предмет, метод и система права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения составляют 2 группы общественных отношений:

1.Социально-обеспечительные отношения, которые делятся на материальные и процедурные.Материальные возникают в связи с предоставлением и получением отдельных видов соцобеспечения (пенсии, пособия и т.п.). Процедурные – это вспомогательные отношения, тесно связанные с материальными, суть которых заключается в определенном порядке поведения (деятельности) субъектов.

2.Отношения, непосредственно связанные с социально-обеспечительными:

а) по формированию (аккумулированию) средств фондов социального обеспечения, их управлению и инвестированию;

б) отношения между государственными органами (учреждениями) по организации функционирования системы соцобеспечения[9].

Процедурные отношения бывают двух видов:

1. Отношения, связанные с обращением нуждающихся за предоставлением отдельных видов обеспечения, его рассмотрением органом социального обеспечения и принятием решения по конкретному случаю. Эти отношения носят обслуживающий характер и самостоятельного значения вне связи с материальными отношениями они не имеют.

2. Отношения, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для определения или подтверждения права на отдельные виды социального обеспечения (подсчет и подтверждение стажа, установление (подтверждение) группы инвалидности и др.).

Процессуальные отношения, т.е. правоотношения по разрешению споров, связанных с рассмотрением жалоб граждан и споров в области социального обеспечения, не входят в предмет данной отрасли права, поскольку в ней нет собственных процессуальных норм и институтов. Эти отношения регламентируются нормами гражданско-процессуального и административного права.

Метод права социального обеспечения –совокупность специфических приемов и способов, используемых при регламентации отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения. Это метод публичных (социально-алиментарных) обязательств[10].

Оригинальность и самостоятельность этого метода выражается в:

1) всеобщности и объективной дифференциации данных обязательств;

2) в законодательном установлении оснований их возникновения (юридических фактов);

3) бесспорном исполнении перед обществом;

4) недопустимости одностороннего отказа со стороны государства в предоставлении социального обеспечения без эквивалентной замены.

Таким образом, метод права социального обеспечения характеризуется:

1) сохранением алиментарности;

2)относительной стабильностью системы юридических фактов, порождающих соответствующие правоотношения;

3) единством целей и механизмов регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

Норма права социального обеспечения –исходящее от государства и обеспечиваемое системой принудительных мер, общеобязательное, формально определенное правило поведения, направленное на регулирование социально-обеспечительных и непосредственно связанных с ними отношений[11].

Отличительные особенности этих норм:

1) как правило, они исходят непосредственно от государства;

2) особенность структуры норм ПСО – существование абстрактных санкций, которые носят право восстановительный характер.

Право социального обеспечения имеет в своей структуре Общую и Особенную части.

К элементам структуры Общей части следуетотнести:

1) основной институт – нормы, отражающие предмет, метод, цели, задачи и принципы, юридический механизм обеспечения прав и обязанностей субъектов, включая формы, средства и способы защиты их прав и интересов, понятия и категории;

2) институт правосубъектности – нормы, закрепляющие виды и правовой статус нуждающихся, общие условия приобретения ими социально-обеспечительной правоспособности -и дееспособности, статус органов социального обеспечения;

3) институт финансовой системы социального обеспечения – включает нормы, регламентирующие отношения по аккумулированию, управлению финансовыми ресурсами, а также их распределением для целей права социального обеспечения;

Читайте также:  Список бесплатных лекарств на 2020 год

4) институт оснований и условий социального обеспечения (юридических фактов) – нормы, устанавливающие обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение социально-обеспечительных правоотношений, а также процедурные нормы об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

5) институт социально-обеспечительных предоставлений –нормы, закрепляющие виды и признаки (пенсий, пособий), юридические определения указанных категорий, их структуру;

6) институт коллизионного регулирования – включает нормативные положения технико-юридического характера, касающиеся сферы, пределов и условий действия норм по юридической силе, компетенции нормотворческого органа, во времени, в пространстве, по кругу лиц, а также закрепляющие порядок применения тех или иных норм в случае возникновения правовых коллизий[12].

Нормы Особенной части закрепляют частные основания и условия, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а также права и обязанности субъектов и процедура реализации права на отдельные виды предоставлений.

Особенная часть состоит из следующих блоков правовых норм:

1) о пенсионном обеспечении;

2) об обеспечении пособиями;

3) о социально-обеспечительных льготах;

4) о социально-обеспечительных компенсациях;

5) о социально-обеспечительных услугах.

Дата добавления: 2020-05-12 ; просмотров: 3239 ;

Единая система социального обеспечения: понятие, цели и задачи, полномочия и права, главные функции

Правовые принципы формирования соцполитики Российской Федерации позволяют издавать и реализовать нормативные акты в данной области различным законодательным органам от Госдумы до местного совета. Это сильно усложняет гражданам процесс использования права на помощь из казны. Власти взяли на себя ответственность по упрощению метода общения населения с госструктурами. Для этого в стране создана единая система по информированию о соцобеспечении (ЕГИС по СО).

Система представляет собой единый информационный центр — своеобразную библиотеку нормативных актов. Зарегистрированный пользователь сможет получить на ее электронных страницах любую необходимую информацию о социальной политике РФ и ее субъектов.

Разработчики поставили перед собой следующие цели при создании информационного электронного портала:

  1. Создание удобных для граждан условий для получения информации о мерах соцподдержки, предусмотренных для каждой конкретной группы населения.
  2. Упрощение методов хранения данных (позволяет избавиться от множества бумаг).
  3. Привлечение людей к сотрудничеству с государством в области реализации соцполитики.
  4. Организация механизма реализации права на соцподдержку по принципу «единого окна».
  5. Снижение документооборота при взаимодействии исполнительных властных структур разных уровней при организации социальной помощи населению.
  6. Формирование электронного механизма точного учета статистических данных о получателях помощи и предоставленных им услугах.

Для справки: система облегчает жизнь не только граждан, но и госслужащих.

В начале разработки ставились следующие задачи:

  • создание программного обеспечения, работающего с объемными базами данных:
    • нормативными актами различных уровней;
    • пользователями, предоставляющими персональные данные при регистрации;
  • предоставление информационных услуг высокого качества;
  • формирование удобного интерфейса, понятного для обычного человека;
  • разгрузка государственных служащих, работающих с населением;
  • увеличение эффективности бюджетных вложений в соцсферу;
  • создание нового современного механизма межведомственного взаимодействия;
  • анализ нормативной базы, выработанной за прошедшие десятилетия субъектами федерации и Госдумой, с целью выявления и устранения дублирующих функций;
  • рационализация планирования бюджетных расходов.

Важно: граждане получили инструмент, содержащий наиболее полную информацию о полагающихся социальных пособиях и иных видах помощи.

Мероприятия по созданию ЕГИС по СО получили нормативную основу путем введения главы 2.1 в закон № 178-ФЗ от 17.07.1999. В ее тексте раскрыты следующие моменты:

  • требования к информационному порталу;
  • полномочия операторов;
  • права граждан, ставших участниками системы.

Скачать для просмотра и печати:

Для справки: регистрация осуществляется на основании номера СНИЛС.

Разработчики заложили следующие принципы в свое детище:

Полномочия по разработке и регулированию деятельности ЕГИС по СО возложены на Пенсионный фонд РФ (ПФР). Закон наделяет госорган следующими полномочиями:

  • определение правил взаимодействия с поставщиками и пользователями информации;
  • разработка технических параметров формы предоставления документов;
  • установление сроков и форм взаимодействия поставщиков информации с системой.

Для сведения: наполнением портала занимаются органы законодательной власти Российской Федерации. Кроме того, предоставляют сведения предприятия и организации, включенные в мероприятия по реализации соцзащиты. К примеру, общества по социальному сопровождению льготников.

Обязанность по предоставлению сведений законом возлагается на федеральные госструктуры, органы местного самоуправления и подведомственные организации. Таковые обязаны зарегистрироваться на портале до 31.12.17 и регулярно обновлять сведения о своей деятельности.

На создание сложного информационного механизма власти потратили порядка двух миллиардов рублей. Теперь оценить такие огромные вложения предстоит простым пользователям. По идее, граждане должны получить очень удобный и функциональный инструмент, позволяющий ориентироваться в изменяющемся законодательстве.

Разработанный и введенный в действие информационный механизм позволит человеку следующее:

  • стать пользователем после введения минимума информации о себе — номера СНИЛС ;
  • получить полные сведения о полагающихся пособиях, льготах, выплатах и иных преференциях;
  • без труда разобраться в механизме предоставления привилегий, а именно:
    • в какой госорган следует обратиться;
    • какие документы собирать;
    • когда лучше подавать заявление;
    • в какие сроки осуществляются выплаты;
  • регулярно получать информацию:
    • об изменениях в нормативной базе;
    • о введение в действие новых соцпособий и льгот;
    • об увеличении выплат в разрезе пособий;
  • изучить права и ситуации, отменяющие их действие.

Важно: портал предназначен только для информирования граждан. Однако с его виртуальных страниц можно будет перейти на сайты соответствующих структур для подачи заявления. Например, на портал Госуслуги.

Для понимания постараемся объяснить несколькими предложениями механизм предоставления людям информационных услуг. Он отлажен так, чтобы каждый пользователь получал данные, нужные именно ему. Происходит персонификация по номеру СНИЛС .

Логика разработчиков такова:

  • СНИЛС оформляется для граждан РФ с рождения;
  • таковой используется при оформлении всех соцпособий и льгот (в ПФР, соцзащите и иных органах);
  • госструктуры наполняют систему данными, то есть сведения о каждом пользователе уже персонифицированы по следующим параметрам:
    • льготной категории;
    • видам получаемых пособий;
    • другим;
  • при обращении по номеру СНИЛС формируется индивидуальный перечень нормативных актов, интересный именно этому человеку.

Иванов С., проживающий в Москве получит один перечень документов и госуслуг. А Петров М., зарегистрированный в Магадане — другой. А супруга Петрова Мария, являющаяся жертвой чернобыльской катастрофы, увидит перечень, отличный от того, что предоставлен мужу. Причем все это происходит автоматически. На основании имеющейся информации, переданной госструктурами, система подбирает соцуслуги персонально. Важно: в ЕГИС по СО нет обычных персональных данных человека: ни фамилии с именем, ни адреса жительства. Весь алгоритм построен на номере СНИЛС . Остальные сведения закодированы так, что их не сможет украсть ни один хакер.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Когда разработчики задумывали такой сложный электронный механизм, ставили многоуровневые задачи. Одна из них — контрольная функция. Дело в том, что на реализацию соцмероприятий федеральный центр и регионы тратят огромное количество бюджетных средств ежегодно. Некоторая их часть расходуется незаконно. Как правило, нарушение происходит из-за того, что пособия начисляют тем, кто на таковые не имеет права.

  • заявителей, получающих пособия по поддельным документам;
  • чиновников, назначавших преференции без достаточных обоснований.

Оцените статью
Добавить комментарий