Государственная социальная помощь за счет регионов РФ: правила и порядок предоставления, размер и виды, возможные причины отказа

Содержание

Государственная социальная помощь за счет регионов РФ: правила и порядок предоставления, размер и виды, возможные причины отказа

Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ

Реализация социальной политики РФ осуществляется солидарными усилиями федерального центра и регионов на основании общероссийских законов. Средства на пособия и иные выплаты выделяются из бюджетов двух уровней. Причем полномочия разграничены в правовом поле. Так, в третьей главе закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 приведены полномочия субъектов федерации по оказанию государственной помощи льготникам, проживающим на подведомственной территории.

Скачать для просмотра и печати:

Кому полагаются выплаты из региональных бюджетов

К получателям денег из региональной казны законодатель отнес субъектов, доходы которых признаны минимальными:

  • семьи;
  • одиноко проживающих граждан.

Подсказка: региональным властям дано право расширить перечень путем принятия собственного нормативного акта.

В общем случае на соцподдержку из местной казны могут рассчитывать люди, чей ежемесячный доход ниже показателя прожиточного минимума (ПМ). Таковой определяется местными правительствами ежеквартально по окончании отчетного периода. Если субъект федерации не подсчитывает на своей территории ПМ , то используется общероссийский показатель.

При определении среднемесячных поступлений учитываются официальные доходы граждан:

  • заработная плата;
  • пенсии и стипендии;
  • гонорары;
  • поступления от предпринимательства и аренды;
  • другое.

Подсказка: в расчет берутся поступления всех членов семейства, которые делятся на число членов ячейки общества и количество месяцев. Полученная сумма сравнивается с показателем ПМ . Если она оказывается меньше, то претендент имеет право на выплаты из бюджета регионального уровня.

Методика оказания соцподдержки

Порядок назначения выплат из местной казны таков:

  1. Претендент обращается с заявлением в органы соцзащиты по месту жительства и прикладывает документы, подтверждающими право.
  2. Работники госоргана производят анализ предоставленной информации и принимают соответствующее решение.
  3. Выплаты начинаются с даты:
    • обращения (как правило);
    • получения права (иногда).

Для сведения: срок начисления пособий разнится. Чаще всего право приходится подтверждать каждые полгода. Некоторые преференции носят одноразовый характер. Например, региональный маткапитал.

Могут ли отказать

Сотрудники соцзащиты обязаны принимать решение только на основании действующего законодательства. Это означает, что выплаты назначаются лицам, полностью соответствующим требованиям нормативных актов.

Отказ следует в таких ситуациях (описаны в статье 9 указанного закона):

  • отсутствие права;
  • предоставление документов:
    • не в полном объеме;
    • поддельных или сфальсифицированных;
    • недействительных.

Внимание: отказ в назначении выплат разрешено обжаловать в:

  • в вышестоящей структуре вплоть до федеральной;
  • в прокуратуре;
  • в суде.

Виды поддержки

Власти в рамках реализации соцмероприятий предоставляют людям такие виды помощи:

  • выплаты в форме:
    • пособий;
    • субсидий;
    • других начислений;
  • натуральную поддержку (дровами, медикаментами, продуктами и одеждой, товарами первой необходимости);
  • организацией социального сопровождения по договору без внесения платы.

Перечень конкретных льготных групп населения, которым полагается тот или иной вид соцподдержки, формируют местные власти. Как правило, выплаты и субсидии полагаются:

Социальное сопровождение без оплаты предоставляется нуждающимся:

  • людям, в силу возраста или состояния здоровья не способным самостоятельно обслуживать себя;
  • родителям, воспитывающим:
    • более троих детей;
    • малолетнего инвалида.

Подсказка: виды помощи определяются по инициативному заявлению претендента индивидуально.

Причины прекращения оказания госпомощи

Государственные служащие имеют право принять решение о лишении человека выплат или иных видов поддержки. Основания таковы:

  • выявление обмана в поданной документации;
  • сокрытие получателем информации об изменении материального или семейного положения, влияющей на право;
  • невыполнение человеком социального контракта.

Для сведения: необоснованно выплаченные средства придется вернуть в бюджет добровольно или по суду.

Последние изменения

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 4.1 . Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ пункт 1 части 1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

2) утратил силу с 1 января 2014 г.;

Информация об изменениях:

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

ГАРАНТ:

Об утверждении форм и порядка предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов см. приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 816

ГАРАНТ:

Пункт 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2009 г.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2020 г. – Федеральный закон от 20 декабря 2020 г. N 407-ФЗ

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Пункт 4 статьи 4.1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2009 г.

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Пункт 5 статьи 4.1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2009 г.

5. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

ГАРАНТ:

Пункт 6 статьи 4.1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2009 г.

6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 7 статьи 4.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

Читайте также:  Налоговые льготы ветеранам боевых действий: список льготы, правила оформления, документы, получение налогового вычета

4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 части 9 статьи 4.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 10 статьи 4.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.1 настоящего Федерального закона

23.3. Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной и натуральной формах. Денежные выплаты могут расходоваться получателями в соответствии с теми целями, на которые они предоставлены.

Различаются следующие формы оказания социальной помощи:

♦ денежные выплаты, предоставляемые в виде социальных пособий, субсидий и других выплат;

♦ натуральная помощь, оказываемая в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви и др.

Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Эти пособия характеризуются следующими признаками: а) безвозмездностью; б) фиксированным размером.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующие бюджеты, за счет средств которых они выплачивались. Получатели пособий могут расходовать их по своему усмотрению. Это является их правом.

В Законе о государственной социальной помощи нет указания на конкретный размер выплаты пособий, однако установлен предельный размер этого вида социальной помощи. Его размер малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством самого субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и среднедушевым доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер пособия и его сумма не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Закон о государственной социальной помощи конкретно определяет финансовые источники выплаты – это средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому во многих регионах страны происходит развитие собственного (регионального) законодательства об этом виде социального oбeспечения.

Под социальной субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых материальных благ или оказываемых услуг. Одним из признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определенной целью, поэтому они не могут расходовать их по своему усмотрению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [258] . Субсидии предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может предоставляться и в натуральной форме . На практике часто получается так, что денежных средств в местном бюджете нет или их недостаточно. В таких случаях местные органы власти, как правило, всегда имеют возможность помочь нуждающимся топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т. п. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать эту помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако для названной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь. Данное обстоятельство имеет большое значение в условиях высокого дефицита бюджетов всех уровней. Вследствие этого малоимущие граждане могут остаться без каких-либо видов социальной помощи в силу того, что государственные органы будут (или могут) ссылаться на нехватку денежных средств, например в местном бюджете.

В целях улучшения положения малообеспеченных групп населения могут также привлекаться дополнительные средства – предприятий, организаций и учреждений.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и среднедушевым доходом членов нуждающейся малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. При наличии достаточных средств в бюджете субъекты Российской Федерации могут устанавливать размеры социальной помощи.

Единовременная государственная социальная помощь в различных формах (видах) оказывается малоимущей семье, малоимущему, одиноко проживающему гражданину в чрезвычайно трудной жизненной ситуации и в связи с ней (крайней нуждаемостью). Следует отметить, что такие основания для предоставления социальной помощи, как «трудная жизненная ситуация» и «нуждаемость», в законах о социальной помощи и прожиточном минимуме в Российской Федерации в качестве новых дефиниций не закреплены. Поэтому на практике зачастую возникают сложности в толковании данных понятий. Полагаем, что в таком случае было бы уместно применить аналогию закона. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дается понятие трудной жизненной ситуации: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). Этот перечень можно было бы предложить органам социальной защиты населения в качестве критерия, которым они могли бы руководствоваться при оказании государственной социальной помощи. Полагаем, что этот перечень желательно закрепить в законе о социальной помощи. Что касается понятия «нуждаемость» как основания для оказания государственной социальной помощи, то его можно было бы также определить в виде правовой нормы следующего содержания: нуждаемость – это материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина ниже величины прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации, по не зависящим от него причинам. Наличие такого критерия в качестве основания для предоставления государственной социальной помощи, закрепленного в правовой норме, также существенно упростило бы применение законодательства по данному виду социального обеспечения.

В соответствии со ст. 8 Закона о социальной помощи такая помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на основании их (его) заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина). В нем заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В случае необходимости представленные заявителем сведения могут быть дополнительно проверены путем обследования, проводимого органами социальной защиты населения. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Таким образом, в соответствии с законом у россиян, находящихся за чертой бедности, появилась формальная возможность ее получения.

Такая упрощенная процедура облегчает реализацию гражданином (семьей) права на получение государственной социальной помощи. Решение о назначении социальной помощи (или об отказе в ее назначении) органы социальной защиты населения направляют в письменной форме заявителю по месту жительства не позднее чем через 10 дней после обращения и представления им необходимых документов. Окончательный ответ должен быть дан не позднее 30 дней после подачи заявления.

Об изменениях (в составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе), являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания заявитель обязан известить органы социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных изменений. В противном случае он может быть лишен этого права. Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.

Отказ в предоставлении государственной социальной помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз в тех случаях, когда малоимущий, одиноко проживающий гражданин или малоимущая семья будет в ней нуждаться.

Как отмечалось, социальная помощь носит временный характер. Максимальный период времени в законе не указан. Это позволяет считать, что получателями государственной социальной помощи они будут до тех пор, пока не исчезнут установленные в законе основания ее выдачи.

Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления

Государственной социальной помощью считается денежная поддержка граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения Российской Федерации. Ниже мы постараемся рассказать о наиболее важных моментах этого вопроса.

Читайте также:  Налог на приватизированную квартиру: кто и как платит, размер и расчет, сроки

Государственная социальная помощь

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Чтобы подтвердить статус неимущей семьи, совокупный доход в расчете на 1 человека сравнивается с прожиточным минимумом по региону

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Государственная социальная помощь может включать не только денежные выплаты, но и натуральные

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название видаХарактеристика вида
Социальные пособияПредоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными – это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению – это их право.

Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

СубсидияВажный отличительный признак этого вида социальной помощи – целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
КомпенсацияВозмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится.
Натуральный вид помощиЭто особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Гуманитарная помощьГуманитарная помощь – это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Социальная защита детей

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Социальная помощь предоставляется всем детям

По отношению к детям все действия государственных органов регулируются законом. Так, например, детям гарантируется бесплатно образование. Сюда включаются как начальное и основное среднее, так и полное среднее. Все эти три этапа образования может пройти абсолютно каждый ребенок. Со средним профессиональным и высшим образованиями все несколько сложнее — бесплатную форму этих двух видов образования гражданин может получить только на конкурсной основе.

Статья 43. Каждый имеет право на образование

Помимо обучения, дети обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием при необходимости. Также ребенку должны предоставляться питьевая вода и питание. Поэтому, если денежных средств, получаемых родителями, не хватает на пропитание ребенка, они имеют право обратиться за помощью. При этом они должны будут доказать, что средств в семье действительно не хватает.

Все дети также должны быть обеспечены жильем, а при достижении 15-летия они получают право на профориентацию и трудоустройство. При приеме детей на работу работодателями также должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

ТК РФ Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Кому положена государственная социальная помощь

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Как получить социальную помощь

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

Необходимо предоставить пакет документов

После того, как ваше заявление будет рассмотрено, сотрудники социальной защиты должны будут провести самостоятельную проверку вашей жизненной ситуации, чтобы лично убедиться в том, что вашей семье необходима помощь.

Очень важно быть абсолютно честным с сотрудниками соцзащиты. В случае, если будет выявлены некоторые умалчивания от заявителя по поводу своей жизненной ситуации, которые предполагают недостоверную дачу показаний, ваше заявление, скорее всего, будет отклонено.

Многодетная семья получает натуральную помощь перед новым учебным годом

Также вы можете получить отказ в следующих ситуациях:

  • ваш ежемесячный доход увеличился на столько, что теперь он составляет больше уровня прожиточного минимума;
  • вы были осуждены и получили наказание в виде лишения свободы;
  • вы перешли на полное государственное обеспечение;
  • вы предоставили неверные данные, что-то скрыли или умолчали.

Гуманитарная помощь – это, прежде всего, обеспечение необходимыми продуктами и медикаментами

Помимо всего вышеперечисленного социальная защита прекращает денежную или натуральную поддержку в случае, если наступила смерть гражданина, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи гражданам

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

Можно обратиться для подачи заявления в МФЦ

Поданное заявление должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня его подачи. За это время органами социальной защиты должно быть принято решение: оказать помощь обратившемуся лицу, либо отказать, обосновав это. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен до тридцати дней с момента подачи заявления гражданином. Это осуществляется только в том случае, если социальная защита приняла решение самостоятельно перепроверить поданные заявителем данные о доходе или наличии трудной жизненной ситуации.

Подведение итогов

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Согласно действующим законам, адресная социальная помощь – это материальная поддержка граждан, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума. Не каждый гражданин может получить ее, поэтому необходимо понимать, что требуется для ее оформления. Только после обращения в соответствующие бюджетные структуры с требуемыми документами можно оформить это пособие. Более подробно об этом читайте в специальной статье.

Видео – Кто имеет право на получение социальной помощи от государства

Государственная социальная помощь за счет регионов РФ: правила и порядок предоставления, размер и виды, возможные причины отказа

Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Порядок назначения государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Государственная социальная помощь назначается по представленному в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Сроки предоставления

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

2) прохождение профессиональной подготовки, переподготовки;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи в соответствии с настоящей главой без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Регламентирующие документы:

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Читайте новости:

По поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области доводим до сведения граждан, имеющих детей, следующую важную информацию о ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2020 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», . читать далее

14 февраля 2020

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 5 февраля 2020 года № 56 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за IV квартал 2020 года» установлена величина прожиточного минимума по Орловской области за IV квартал 2020 года на душу населения в размере 9810 рублей, для трудоспособного . читать далее

14 декабря 2020

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2020 года №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и приказом Минтруда России от 29 декабря 2020 года №889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для . читать далее

14 декабря 2020

В соответствии с Законом Орловской области от 17 сентября 2020 года №2370-ОЗ «Об установлении в Орловской области на 2020 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на 2020 год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в размере . читать далее

13 декабря 2020

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 2 декабря 2020 года №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» коэффициент индексации пособий, предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года №128-ФЗ «О пособиях детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции . читать далее

12 декабря 2020

В соответствии со статьей 7 Закона Орловской области от 4 декабря 2020 года №2421-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с 1 января 2020 года установлен коэффициент индексации 1,01 по выплатам, пособиям и компенсациям, индексация по которым предусмотрена следующими нормативными актами Орловской области: 1) частью 3 статьи 6.1, частью 3 статьи 7, пунктом . читать далее

В соответствии с Законом Орловской области от 5 ноября 2020 года № 2414-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума для детей в Орловской области на 2020 год в целях установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка, предусмотренной Законом Орловской области «О ежемесячной денежной выплате на ребенка» величина прожиточного минимума для детей в Орловской области на 2020 год в целях . читать далее

Оцените статью
Добавить комментарий