Реализация госпрограммы соцподдержки граждан: этапы и особенности, сроки, цели и задачи

Реализация госпрограммы соцподдержки граждан: этапы и особенности, сроки, цели и задачи

Государственные программы Российской Федерации по социальной поддержке граждан в 2020 гг.

В каждом государстве в целях поддержки населения действует целая система мероприятий, направленных на улучшение качества жизни незащищенных слоев населения. Для этих целей создаются программы по социальной поддержке граждан. Не исключением является и Российская Федерация. На её территории действует государственная программа РФ по социальной поддержке населения. О том, какие основные цели и задачи проекта, объём финансирования, сроки реализации, а также ожидаемые результаты, расскажем в этой статье.

Госпрограмма соцподдержки

Социальная поддержка (населения) граждан является неотъемлемой частью каждого демократического государства. Под этим термином фактически скрывается помощь людям, поддержание физической жизни, а также удовлетворение первостепенных потребностей, помогающих приспособиться к неблагоприятным условиям среды.

Основными направлениями социальной помощи со стороны государства можно выделить разработку специальных программ в следующих сферах:

Государственная программа (далее госпрограмма) представляет собой целый комплекс мероприятий, а также целей и задач, взаимосвязанных между собой, обеспечивающих исполнение ключевых государственных функций.

Госпрограмма РФ «Социальная поддержка граждан» утверждена в апреле 2014 г. и размещена в открытом доступе на сайте «Портал госпрограмм РФ«.

Содержание указанного документа состоит из:

  1. Паспорта программы, а также данных существующих подпрограмм;
  2. Информации о существующих показателях, в соответствии с которыми оценивается эффективность программы, а также существующих подпрограмм;
  3. Списка основных мероприятий;
  4. Правил распределения денежных средств из федерального бюджета как по госпрограмме, так и её составным частям;
  5. Информации о целях и задачах как основной программы, так и подпрограмм;
  6. Информации о финансировании и распределении денежных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Содержание госпрограммы

Основные элементы, определяющие содержание социальной программы в России, можно определить следующим образом:

  1. Ответственное учреждение (исполнитель) — Министерство труда и соцзащиты РФ;
  2. Соисполнителем является Министерство экономического развития РФ;
  3. Помимо указанного, в госпрограмме содержится список ведомств, которые являются её участниками, то есть учреждения, имеющие непосредственное отношение к работе с населением и обязанные выполнять условия названного проекта;
  4. Цели указанного проекта определяются следующим образом:
    • формирование условий, благодаря которым будет значительно повышено благосостояние населения, путём получения мер государственной помощи и страховых гарантий;
    • улучшение качества, а также доступности социального обслуживания населения;
  5. Приоритетные задачи сформулированы следующим образом:
    • воплощение обещаний государства по помощи населению;
    • формирование условий по осуществлению программы;
    • обеспечение существенных нужд населения в социальном плане;
    • формирование и создание благоприятных условий для увеличения рождаемости, а также создания института семьи и брака;
    • создание удобных условий для лиц, относящихся к старшему поколению, по вопросам улучшения их материального и социального положения;
  6. Список подпрограмм определён в количестве 6 штук. Их исполнение происходит в рамках центрального проекта, представляющих собой целых ряд социально-экономических мероприятий, обеспечивающих повсеместное решение поставленных задач, требующих государственной поддержки. Подпрограмма представляет собой часть основного проекта разработки, реализация которой осуществляется, исходя из масштабности и степени сложности решения программных проблем;
  7. Основные показатели госпрограммы и индикаторы, позволяющие определить эффективность, сформулированы следующим образом:
    • доля лиц, получивших государственную помощь. Указанное количество определяется путём пропорции в соотношении от общего количества граждан, обратившихся за помощью вообще;
    • численность населения, доход которого значительно меньше, чем величина прожиточного минимума;
    • количество граждан в процентах, получивших услуги по поддержке в специализированных учреждениях. Названный показатель определяется путём пропорции, исходя из общего количества граждан, обратившихся за помощью именно в специализированные учреждения;
  8. Сроки реализации указанного проекта определены с января 2013 г. по декабрь 2020 г. включительно;
  9. Объёмы бюджетного финансирования распределены следующим образом:
    • 8 361 872 586,1 тыс. руб. — на финансирование основного проекта;
    • 131 629 619 тыс. руб. — на финансирование подпрограмм.

Ожидаемые итоги

Как у каждого проекта, результатом его реализации являются ожидаемые итоги, позволяющие в целом установить уровень эффективности. Итоги от реализации названных проектов ожидаются следующие:

  1. Исполнение и осуществление обязанностей государства по поддержке граждан РФ;
  2. Увеличение численности учреждений социального обслуживания;
  3. Увеличение уровня доходов для сотрудников этой сферы;
  4. Оказание существенного влияния на рост рождаемости;
  5. Увеличение количества сирот, а также воспитанников детских учреждений, переданных на воспитание в семьи;
  6. Оказание влияния на материальное и социальное положение пенсионеров, а также создание условий по их улучшению;
  7. Повышение количества, а также качества услуг, оказываемых специализированными учреждениями в этой сфере.

Важно! Программа РФ «Социальная поддержка граждан» создана с целью улучшения благосостояния граждан. Названный проект является долгосрочным и будет действовать на территории РФ до 2020 года включительно.

О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

Заслушав информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, повышение доступности социального обслуживания населения являются основными целями государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 (далее – государственная программа).

За время действия государственной программы проведена большая работа по выполнению обязательств государства по социальной поддержке граждан, обеспечению потребностей отдельных категорий граждан в социальном обслуживании, повышению роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг, созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семей с детьми, стимулированию рождаемости.

В рамках реализации государственной программы в 2020 году выполнены все предусмотренные мероприятия, в том числе предоставлены материнский (семейный) капитал, пособия и компенсации гражданам, имеющим детей, реализован комплекс мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставлены из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

За период с 2015 по 2020 год на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации направлены субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 2 763 млн рублей. Проведены строительство (реконструкция) объектов в 35 организациях социального обслуживания субъектов Российской Федерации, ремонт 558 объектов стационарных и полустационарных организаций социального обслуживания. Это позволило улучшить условия проживания и обслуживания в организациях социального обслуживания более 105 тысяч пожилых граждан и инвалидов, увеличить вместимость стационарных организаций социального обслуживания на 2 830 койко-мест.

По итогам 2020 года отмечается рост количества негосударственных организаций, участвующих в оказании социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Активно проводилась работа по дальнейшему внедрению в сферу социальной поддержки граждан технологии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая направлена на стимулирование малообеспеченных граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности.

По информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2020 году заключено 111,7 тыс. социальных контрактов (на 70,8 процента больше, чем в 2016 году), 299,8 тысячи человек (с учетом всех членов семьи) получили государственную социальную помощь на основании социального контракта.

С 2020 года в рамках государственной программы реализуется подпрограмма «Старшее поколение», которая направлена на организацию своевременного предоставления в полном объеме мер социальной поддержки гражданам старшего поколения, обеспечение доступа к информационным ресурсам.

Реализацию указанного направления предполагается осуществлять с учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2020 года, а также в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

Фактические расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы за 2020 год составили 1 272 167,7 млн рублей.

В 2020 году на реализацию государственной программы и достижение ее целевых показателей предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 1 322 885,75 млн рублей.

С 2020 года в нее включен новый целевой показатель – «численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (нарастающим итогом)». Выполнение этого целевого показателя позволит проводить мониторинг ситуации в указанной сфере, будет способствовать повышению уровня защиты жилищных прав детей-сирот.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, ряд проблем остаются нерешенными.

Результаты проведенного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации мониторинга состояния базы стационарных организаций социального обслуживания показали, что значительное число зданий стационарных организаций социального обслуживания не обеспечивают комфортного проживания граждан и необходимо продолжить работу в указанном направлении.

Объем выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета не позволяет в полной мере решать задачи по ликвидации очереди граждан в стационарные организации социального обслуживания, ветхости и аварийности указанных зданий.

Серьезной проблемой остается негативная тенденция снижения рождаемости, сокращение абсолютной рождаемости, обусловленной уменьшением численности женщин репродуктивного возраста.

Дальнейшая реализация государственной программы, а также содержание государственной программы должны учитывать национальные цели развития Российской Федерации в социальной сфере, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2020 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204): повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.

Читайте также:  Социальная защита чернобыльцев в России: список прав и привилегий, порядок и правила получения, законы

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 519530–7 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

№ 519539–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“;

№ 504455–7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть следующие вопросы:

о софинансировании из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих

в связи с предоставлением государственной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в рамках социального контракта;

об увеличении объемов софинансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

о совершенствовании правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

о совершенствовании порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

о совершенствовании правового регулирования предоставления путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

о принятии дополнительных мер по обеспечению снижения в два раза уровня бедности в соответствии с Указом № 204;

о принятии дополнительных мер в соответствии с Указом № 204 по стимулированию рождаемости в целях достижения естественного прироста населения;

о расширении мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе имущественной;

2) принять федеральные проекты «Финансовая поддержка семей с детьми» и «Старшее поколение» национального проекта «Демография» и осуществлять их реализацию;

3) поручить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проработать вопрос об обеспечении в более короткий срок протезами граждан, перенесших первичную ампутацию конечностей, до признания их в установленном порядке инвалидами, синхронизировав оказание медицинской помощи с осуществлением такого протезирования.

4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) принять меры по достижению целевых показателей государственной программы;

2) усилить контроль за соблюдением условий и обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей, указанных в государственной программе;

3) проработать вопрос о включении в государственную программу дополнительных целевых показателей (индикаторов), характеризующих реализацию всех ее задач;

4) проработать вопрос о применении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», при распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

5) продолжить реформирование деятельности психоневрологических интернатов и создание системы долговременного ухода и долгосрочной помощи для граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) подготовить предложения по разработке проектной документации стационарных организаций социального обслуживания, отвечающей современным требованиям и соответствующей критериям экономической эффективности проектной документации повторного использования;

7) продолжить работу по координации мероприятий по внедрению Единой государственной информационной системы социального обеспечения, осуществлять мониторинг этой работы;

8) осуществлять совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации мониторинг и анализ поступающих обращений от поставщиков информации и других пользователей Единой государственной информационной системы социального обеспечения в целях своевременного решения возникающих вопросов.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать комплекс мер поддержки и повышения качества и активности жизни граждан старшего поколения;

2) принимать дополнительные меры по мотивации граждан к ведению здорового образа жизни;

3) продолжить практику предоставления социальных услуг и государственной социальной помощи на основании социального контракта и повышать ее результативность;

4) продолжить работу по увеличению объема социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, оказанию таким организациям поддержки, в том числе имущественной;

5) принять меры по созданию мобильных бригад в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для проведения диспансеризации и дополнительных исследований;

6) продолжить работу по информированию населения о мерах, принимаемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по поддержке семей с детьми;

7) продолжить реализацию мероприятий по обучению компьютерной грамотности лиц пожилого возраста и инвалидов;

8) рассмотреть следующие вопросы:

о создании в каждом субъекте Российской Федерации регионального фонда специализированных жилых помещений временного пребывания (социальных гостиниц) в целях обеспечения детей-сирот жильем на период ожидания положенных по закону жилых помещений;

о формировании и ведении региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

9) завершить работу по внесению изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части использования Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

10) осуществлять на постоянной основе контроль за работой регионального сегмента Единой государственной информационной системы социального обеспечения в субъектах Российской Федерации, обеспечить передачу и актуализацию сведений о предоставляемых в соответствующих субъектах Российской Федерации мерах социальной защиты в полном объеме.

6. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести контрольное мероприятие в части реализации государственной программы на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.

7. Рекомендовать членам Совета Федерации осуществлять мониторинг реализации государственной программы в соответствующих субъектах Российской Федерации.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

до 28 декабря 2020 года – о реализации предложения, содержащегося в подпункте 3 пункта 3 настоящего постановления;

в период осенней сессии 2020 года – о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2020 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
7 ноября 2020 года
№ 499-СФ

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

Ответственный – Департамент демографической политики и социальной защиты населения

Директор – Петрова Светлана Валентиновна

Телефоны: +7 (495) 870-67-59, +7 (495) 587-88-89 (доб. 1201), факс +7 (495) 870-67-58

П А С П О Р Т
государственной программы Российской Федерации
«Социальная поддержка граждан»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральное агентство научных организаций,

Министерство культуры Российской Федерации,

Министерство здравоохранения Российской Федерации,

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Федеральное агентство по рыболовству,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Федеральное агентство связи,

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Федеральное агентство воздушного транспорта,

Федеральное агентство железнодорожного транспорта,

Федеральное агентство морского и речного транспорта,

Федеральная служба по труду и занятости,

Федеральная таможенная служба,

Федеральная служба государственной статистики,

Федеральная служба по интеллектуальной собственности,

Федеральное агентство по государственным резервам,

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации,

Служба внешней разведки Российской Федерации,

Министерство обороны Российской Федерации,

Министерство внутренних дел Российской Федерации,

Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

Управление делами Президента Российской Федерации,

Министерство иностранных дел Российской Федерации,

Министерство юстиции Российской Федерации,

Федеральная служба исполнения наказаний,

Федеральная служба судебных приставов,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный университет”,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова”,

Федеральное медико-биологическое агентство,

Фонд социального страхования Российской Федерации,

Генеральная прокуратура Российской Федерации,

Следственный комитет Российской Федерации,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова”,

Конституционный Суд Российской Федерации (2016 – 2020 годы),

Верховный Суд Российской Федерации,

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации,

Министерство спорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральная служба охраны Российской Федерации,

Федеральная миграционная служба (2013 – 2016 годы),

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (2013 – 2016 годы),

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (2013 – 2015 годы),

Федеральное казначейство (2014 год),

Российская академия художеств (2014 – 2016 годы)

подпрограмма 1 “Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан”;

подпрограмма 2 “Модернизация и развитие социального обслуживания населения”;

подпрограмма 3 “Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей”;

подпрограмма 4 “Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций”;

подпрограмма 6 “Старшее поколение”;

подпрограмма 7 “Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации “Социальная поддержка граждан”

повышение доступности социального обслуживания населения;

создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий

выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

создание условий для обеспечения реализации Программы;

Читайте также:  НДФЛ с больничного листа 2020 году: условия и правила вычета, порядок процедуры и сроки уплаты, необходимые документы, особенности и пример заполнения листка

обеспечение потребностей граждан в социальном обслуживании;

создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи и рождения детей;

расширение участия негосударственных некоммерческих организаций в решении социальных вопросов;

создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения

Целевые индикаторы и показатели Программы

доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения

Этапы и сроки реализации Программы

1 января 2013 г. – 31 декабря 2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 13739254585,7 тыс. рублей ,
в том числе:

на 2013 год – 904766498,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 1803863038,2 тыс. рублей;

на 2016 год – 1810092387,5 тыс. рублей;

на 2020 год – 1967930351,7 тыс. рублей;

на 2020 год – 2024546121,8 тыс. рублей;

на 2020 год – 2049730813,2 тыс. рублей;

на 2020 год – 2089594052,7 тыс. рублей

объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет:

на 2013 год – 904766498,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год – 1244905117,3 тыс. рублей;

на 2016 год – 1202233024,8 тыс. рублей;

на 2020 год – 1330440561,4 тыс. рублей;

на 2020 год – 1327779765 тыс. рублей;

на 2020 год – 1313160793,2 тыс. рублей;

на 2020 год – 1316869279,6 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет:

на 2015 год – 558957920,9 тыс. рублей;

на 2016 год – 607859362,7 тыс. рублей;

на 2020 год – 637489790,3 тыс. рублей;

на 2020 год – 696766356,8 тыс. рублей;

на 2020 год – 736570020 тыс. рублей;

на 2020 год – 772724773,1 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

исполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;

увеличение удельного веса учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, в общем количестве учреждений социального обслуживания всех форм собственности до 12,4 процента к 2020 году;

повышение к 2020 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации;

рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,812 к 2020 году;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 87,4 процента к 2020 году;

увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;

повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста

В целом по Программе и по подпрограммам 1 и 3 с 2020 года в общем размере средств Фонда социального страхования Российской Федерации отражены средства с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставляемого Фонду социального страхования Российской Федерации по основному мероприятию 1.25 “Обеспечение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, в рамках которого Министерством финансов Российской Федерации осуществляется предоставление компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Государственная программа Российской Федерации “Развитие здравоохранения”

Материал опубликован 02 июня 2014 в 13:19.
Обновлён 25 ноября 2020 в 15:07.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2020 г. № 380 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждены изменения в Госпрограмму, касающиеся корректировки целей, состава соисполнителей и участников, структуры и сроков реализации пилотной Госпрограммы, правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Госпрограмма разработана в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации».

Госпрограмма подготовлена с учетом положений:

  • Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2020 года; от 20 февраля 2020 года;
  • Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2020 г. № 204
    «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
    на период до 2024 года»;
  • Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2020 г. № 8028п-П13;
  • Методических указаний по разработке национальных проектов (программ), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 июня 2020 г. № 4072п-П6;
  • Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
    Российской Федерации от 31 октября 2020 г. № 1288;
  • документов стратегического планирования Российской Федерации
    в сфере здравоохранения;
  • решений (поручений) Президента Российской Федерации
    и Правительства Российской Федерации; и др.

С учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2020 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) скорректированы цели Госпрограммы.

1) снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста
до 350 случаев на 100 тыс. населения;

2) снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения;

3) снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе
от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения;

4) снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Значения целевых показателей по годам реализации указаны
в паспорте Госпрограммы.

Изменен срок окончания реализации Госпрограммы с 2025 года
на 2024 год в соответствии со сроком завершения реализации национального проекта «Здравоохранение». Данное изменение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 2211-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации».

В состав проектной части пилотной Госпрограммы включен национальный проект «Здравоохранение» (далее – Национальный проект).

В составе Национального проекта в виде структурных элементов отражены
8 федеральных проектов:

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;

«Борьба с онкологическими заболеваниями»;

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;

«Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров
и внедрение инновационных медицинских технологий»;

«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;

«Развитие экспорта медицинских услуг»;

Паспорта федеральных проектов утверждены протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение»
от 14 декабря 2020 г. № 3.

Кроме того, в структуру проектной части Госпрограммы включены 2 федеральных проекта, реализующихся в рамках национального проекта «Демография»:

«Укрепление общественного здоровья»;

В процессную часть Госпрограммы включены 24 ведомственные целевые программы (ВЦП), разработанные на основе отдельных мероприятий.

Разработка и согласование проектов ВЦП осуществлено в соответствии
с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных
целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года № 239 (в редакции от 23 февраля 2020 г. № 196).

Госпрограмма с 2020 года реализуется по 8 направлениям (подпрограммам).

В состав Госпрограммы в виде приложений включены Правила распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации. Перечень приоритетных территорий приведен в соответствие с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2020 г. № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849».

Государственные программы: формирование и реализация

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.01.2017 2020-01-04

Статья просмотрена: 873 раза

Библиографическое описание:

Петраков М. А., Шестерик Е. А. Государственные программы: формирование и реализация // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 250-254. — URL https://moluch.ru/archive/134/37693/ (дата обращения: 07.03.2020).

В статье раскрываются актуальность и необходимость применения программно-целевого метода в экономике и управлении государством, особенности программно-целевого планирования. Основные характеристики государственной программы, ее цели и задачи, особенности исполнения описаны на примере государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790.

Впервые определение государственной программы в ее новом качестве было дано в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, а затем, для федерального уровня, понятие было уточнено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Согласно последнему документу, государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

В экономике и управлении государством для достижения важнейших целей развития применяется программно-целевой метод, что связано с интенсивным использованием методов системного анализа. Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Читайте также:  Оформление инвалидности ребенку: условия, особенности и порядок получения в 2020 году, необходимые документы

Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему. За основу берется не система, уже сложившаяся, и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой (разрабатываются мероприятия по изменению системы).

Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

Этот метод активно используется в государственном управлении еще со времен СССР. Советскими экономистами была проделана колоссальная работа по формированию критериев экономической эффективности, что являлось существенным положением для процесса управления комплексными целевыми задачами развития экономики народного хозяйства.

В настоящее время для решения конкретных задач целевые программы получили широкое применение не только на федеральном, но и на региональном уровне. Количество региональных, муниципальных и внутриведомственных программ очень большое.

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти государства обеспечивает формирование и реализацию целевых программ.

Однако, до принятия соответствующего нормативного правового акта об утверждении государственной программы, проводится объемная работа министерствами, комитетами, ведомствами с целью сбора, обработки анализа экономического эффекта от мероприятий программы на государственном уровне, разработки плана мероприятий («дорожной карты») реализации этапов той или иной программы.

При этом реализация целевых программ всех уровней на территории Российской Федерации направлена на реализацию гарантий гражданам государства, установленных Конституцией Российской Федерации — обеспечения достойного уровня жизни россиян, создания условий для развития демократического гражданского общества.

На обеспечение гарантированных прав россиян ежегодно в своих посланиях к Федеральному собранию акцентирует внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин.

При определении конкретных целей любой государственной программы невозможно обойтись без таких категорий как их измеримость и достижимость. Эти качественные характеристики определятся еще на стадии формирования содержания программы, и в дальнейшем находят отображение в форме целевых индикаторов и показателей конкретной программы.

Так, например, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в августе 2014 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». До принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации были приняты решения о разработке и дате утверждения федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Согласно указанному постановлению Российской Федерации, основным разработчиком программы было определено Министерство Российской Федерации по делам Крыма.

Министерством была проведена масштабная работа по проведению анализа социально-экономического положения Республики Крым до принятия в состав Российской Федерации.

По результатам выполненных работ, было установлено, что основные социально-экономические показатели развития регионов Крымского федерального округа не достигали среднероссийских значений.

По данным министерство экономического развития Республики Крым, что за последние 5 лет (с 2009 по 2014 годы) усложнилась экологическая ситуация на полуострове, усилилась техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма.

Нерационально использовался существующий природно-ресурсный потенциал — рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), отсутствовали системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обострилась проблема эрозии земель, угрожающий характер приобрели оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, повысился уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказались многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Обострилась проблема утилизации бытовых отходов. Несистемными являются меры по очистке прибрежных территорий и акватории моря от боеприпасов и созданию условий для безопасного освоения этих территорий и акватории. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложнили экологическую обстановку и сделали невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, и могут привести к сокращению продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

На основании данных анализа социально-экономического развития Крыма целевыми индикаторами и показателями государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» было определено прежде всего повышение уровня социально-экономического развития региона до 2020 года. При этом одинаковое внимание уделяется как вопросам социальной сферы, так и развитию отраслей экономики.

Таким образом, основная цель программы — интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Реализация государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» запланирована в несколько этапов.

При этом задачи Программы на весь период 2015–2020 годов — устранение ограничений транспортной инфраструктуры, устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона, устранение ограничений инженерной инфраструктуры, развитие социальной сферы, обеспечение межнационального согласия.

Сбор информации о достижении поставленных целей производят те главные распорядители средств федерального бюджета, которые в процессе реализации программы являются ее государственными заказчиками и заказчиками — координаторами программы. Предоставление информации в форме отчетов о расходовании бюджетных средств и проценте их освоения в рамках реализации мероприятий государственной программы, относятся к функциям тех бюджетных учреждений, которые наделены функциями по реализации конкретных мероприятий государственных программ, их подпрограмм, в том числе и на региональном уровне.

Целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» позволяет сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечить согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемый конечный результат в установленные сроки.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

Программа разработана на основе указанных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, при реализации мероприятий государственных программ возникает ряд проблем. Прежде всего, это наличие экономических, социальных и политических рисков, сдерживающих факторы развития и конкурентные преимущества региона или государства в целом.

В государственной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данной проблематике посвящен раздел № 2 — «Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные преимущества Республики Крым и г. Севастополя», в котором и определены ключевые сдерживающие факторы социально-экономического развития региона, а именно — нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины, наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины, недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью Российской Федерации, неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий; ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, монопольного положения на локальных рынках, преимуществ спроса рекреационного сектора и домохозяйств, высокая ресурсоемкость большинства технологий, противоречия между экологоемким развитием промышленности, агропромышленного комплекса, транзитно-транспортного сектора и санаторно-курортного и рекреационного комплексов, недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах, снижение конкурентоспособности санаторно-курортного и туристского комплекса по сравнению с соответствующими секторами стран Черноморского региона.

Также всегда имеют место риски, связанные с планируемым развитием региона на перспективу. В анализируемой программе такие риски связанны с увеличением дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Крыма, сохранением и увеличение доли теневой экономики, прежде всего в туристской сфере, отсутствием условий для своевременного формирования благоприятного имиджа региона как привлекательного туристского региона.

При этом анализ социально-экономического развития Республики Крым позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития макрорегиона:

‒ расширение возможностей получения институциональной, ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации;

‒ перспективы существенного усиления межрегиональных производственно-кооперационных связей с субъектами Российской Федерации;

‒ стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;

‒ туристский потенциал, комфортные климатические условия для рекреации и лечения, наличие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры;

‒ значительное качество человеческого потенциала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).

Одним из основных механизмов реализации мероприятий программ является их финансирование. Главный распорядитель бюджетных средств доводит учреждению — участнику программы соответствующие лимиты бюджетных обязательств. В пределах доведенных лимитов учреждения могут размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для реализации мероприятий государственных и муниципальных программ.

Деятельность участников государственных и муниципальных программ регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также при необходимости — нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Таким образом, разработка и принятие государственных и муниципальных программ в государственном и муниципальном управлении является одним из основных направлений государственного регулирования социально- экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности. Государственная программа представляет собой основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов, который позволяет сконцентрировать ресурсы для достижения определенных целей и задач государственной политики по наиболее приоритетным направлениям.

Применение программно-целевого метода и интенсивное использование методов системного анализа обеспечивает достижение важнейших целей развития, определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность и эффективность принятия программных решений во времени и пространстве, а также реализацию мероприятий программ в установленные сроки.

Оцените статью
Добавить комментарий