Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенности

Содержание

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенности

Социальное партнерство: понятие и значение, формы и функции, особенности

Социальное партнерство: уровень развития в 2020-2020 году

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

Читайте также:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, значение, формы.

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Формами социального партнерства являются:

♦ коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;

♦ взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

♦ участие работников и их представителей в управлении организацией;

♦ участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Законом РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Читайте также:  Донорские дни в 2020 году: оплата и предоставление выходных донорам, особенности, оформление и расчет

Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения

19. Понятие социального партнерства. Принципы, система и формы социального партнерства.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Основными принципами социального партнерства являются:

– уважение и учет интересов сторон;

– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:

– коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

– взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

– участие работников, их представителей в управлении организацией;

– участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В качестве правовых форм партнерства выступают коллективные договоры и соглашения.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Система социального партнерства состоит из пяти уровней:

1) федеральный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в РФ);

2) региональный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в субъектах РФ);

3) отраслевой (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в отрасли (отраслях);

4) территориальный (устанавливает эти основы на уровне муниципального образования);

5) уровень организации (устанавливает конфетные обязательства сторон трудовых отношений в организации).

20. Органы социального партнерства.

Органами социального партнерства являются комиссии по регули­рованию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального парт­нерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссий­ского объединения профсоюзов, общероссийского объединения рабо­тодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Зако­ном РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осу­ществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

Социальное партнерство: понятие, факторы формирования, формы, принципы, модели.

Статья 23 Трудового Кодекса РФ гласит: «Социальное партнерство — система

взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями

(представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного

самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и

работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно

связанных с ними, отношений».

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

1. коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и их

заключению. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями

права на коллективно-договорное регулирование. Указанная форма социального

партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой – на

упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений,

установление условий труда;

2. взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и

иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовыхправ. Проводятся, как правило, на федеральном, региональном, территориальном,

отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях. Отдельные законодательные и иные

нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных

партнеров в иных формах, например ст. 21 Закона о занятости предусматривает участие

профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии

занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы

исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам

занятости. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, которые

предусматривают соответствующие мероприятия. Реализация данной формы социального

партнерства предполагает также учет мнения Российской трехсторонней комиссии по

регулированию социально-трудовых отношений при разработке некоторых нормативных

актов федерального уровня;

3. участие работников и их представителей в управлении организацией.

4. участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении

трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей)

осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых

споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах

создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство

индивидуальных трудовых споров.

Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства.

1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по

ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители

сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии

решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по

соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение

и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым

вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению,

не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных

отношениях. Мы знаем, что чаще всего от коллективных переговоров, заключения

коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно

взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь намеченных планов.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на

демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого

использования социально-партнерских отношений для решения таких задач, как подъем

производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве

демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить

более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных

правовых актов. Все стороны переговоров коллективных договоров и соглашений

должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, консультаций,

определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных

договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым

законодательством, являются недействительными. Следовательно, они должны расширять

социальные гарантии, которые установлены законодательством.

6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь

письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей

стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные

договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами илиорганизациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом

исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит,

что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами

стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в

коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены

всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое

вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или

воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона

добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по

коллективному договору или соглашению, т. е. стороны договариваются путем консенсуса

о принятии обязательств.

9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Этот принцип

играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения.

Например, невыполнение обязательств работодателем или Правительством по социально-

партнерскому соглашению в связи с тем, что, беря его, не учтена обстановка в народном

хозяйстве или его отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям

соглашения, направленного на обеспечение социального мира на производстве. Поэтому

принятые по договору, соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями,

их выполнение должно реально обеспечиваться. За невыполнение обязательств виновный

наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный

договор, соглашение. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и

соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов,

регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними

отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к

исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами

Читайте также:  Налоговые вычеты на детей: размеры и лимиты в 2020 году, условия и порядок предоставления, последние изменения

социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При

проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу

необходимую для этого информацию.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине

коллективных договоров, соглашений. Действующее законодательство предусматривает

ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных

договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов,

регламентирующих коллективно-договорную работу. Такая ответственность

предусмотрена гл. 9 ТК и ст. 5.28-5.31 Кодекса Российской Федерации об

Модели социального партнерства. Американская. Основана на общем

правосознании и доброй воли сторон, где система заключений 3-х сторонних соглашений,

но развит институт тритейского разбирательства трудовых споров. Скандинавская.

Обширное законодательство в области регулирования соц-трудовых отношений +

существует постоянные органы соц партнерства. Европейская. Существуют органы соц

партнерства разного уровня, цель которых организация профилактической работы, которая

позволяет не доводить до серьезных конфликтов.

Факторы формирования: Основные объективные факторы, обусловившие создания

социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого

процесса заключались в следующем: 1. технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация

общественного труда обеспечили возрастание роли человеческого фактора производства,

превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного

субъекта производства, принимающего участие и в управлении производством. Таким

образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает

экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между

ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса.

2. социально-экономические факторы. Превращение части работников в акционеров,

меняющее их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий.

3. рост политической культуры масс: повышение роли общественных организаций и

объединений, представляющих и защищающих коренные интересы работников;

превращение профессиональных союзов во влиятельную и решающую силу;

формирование организаций и о5ьединенийн представляющих интересы собственников,

предпринимателей; формирование сильной социальной политики, обеспечивающей

социальную защищенность всех слоев населения. К этой категории относятся передовые

западные сараны, где затраты на развитие социальной сферы составляют 1/3 от всего

валового национального продукта.

4. одним из необходимых условий социального партнерства является развитое

гражданское общество. Основным элементом гражданского общества является правовое

государство, в которой публичная власть и все граждане подчинены нормам права.

Поэтому с правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий

его сторон на базе определенной законодательной платформы, отражающей существо

5. нравственно-психологические факторы: гуманизация общественных и в первую

очередь — социально-трудовых отношений, общественное признание права каждого

гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату; осознание

различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения

социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ)

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Существенные условия договора: а) срок действия; б) порядок изменения; в) срок отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по мест о нахождени ю организации для уведомительной регистрации, при осуществлении которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функции коллективного договора:

1) организация трудовых отношений;

2) обеспечение стабильности трудовых отношений;

3) обеспечение и защита интересов работников и работодателей;

4) приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;

5) достижение компромисса между работниками и работодателем посредством заключения договора;

6) обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.

СОГЛАШЕНИЯ.ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

в) отраслевое (межотраслевое);

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами, если иной срок не предусмотрен в самом соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право на продление действия соглашения на срок не более трех лет. Подписывается соглашение представителями сторон. Федеральные соглашения регистрируются в Министерстве труда России, другие соглашения подлежат уведомительной регистрации в региональных и территориальных органах по труду. Вступление соглашения в силу не зависит от срока его регистрации.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1) осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

2) возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков.

Читайте также:  Бесплатная юридическая помощь ветеранам: правила и условия получения, законы

Занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

9) учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями – защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.
Оцените статью
Добавить комментарий