Изменился алгоритм получения жилищных сертификатов пострадавшими при ЧС – Льготы всем

Содержание

Изменился алгоритм получения жилищных сертификатов пострадавшими при ЧС – Льготы всем

Жилищные сертификаты гражданам, потерявшим жилье в результате ЧС: необходимые условия их получения

Граждане, здоровью и имуществу которых причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на его возмещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”; далее – закон о защите от ЧС). Одной из гарантий реализации этого права является выдача жилищных сертификатов тем, кто лишился жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия (постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561; далее – Постановление № 561). Такие сертификаты дают право на получение нового жилого помещения либо социальной выплаты на его приобретение лицам, зарегистрированным по месту жительства и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Однако иногда свое право на получение жилищных сертификатов гражданам приходится отстаивать в суде. ВС РФ проанализировал судебную практику по соответствующим делам за 2009-2014 годы (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21 октября 2015 г.) – за данный период чрезвычайные ситуации, в результате которых граждане лишились своего жилья, произошли в 22 субъектах РФ.

Рассмотрим, по каким основаниям органы власти могут отказать в выдаче такого сертификата и при этом суд признает такой отказ законным, и напротив, когда несоблюдение необходимых для получения сертификата условий (в силу уважительных, конечно, причин) не препятствует его выдаче, а пропуск срока действия сертификата – его реализации.

Основания для законного отказа в выдаче сертификата

Отсутствие гражданства РФ на момент ЧС

Государственный жилищный сертификат предоставляется исключительно гражданам РФ (п. 1 ст. 18 закона о защите от ЧС, п. 1 Постановления № 561). При этом важен момент возникновения российского гражданства для тех, кто не приобрел его по рождению. Если гражданство было получено уже после того, как произошла чрезвычайная ситуация, в результате которой жилое помещение было утрачено проживавшим в нем лицом, такое лицо получить сертификат не сможет.

Так, суд признал обоснованным отказ администрации городского округа в признании права на получение государственного жилищного сертификата И. С 2003 года И. была зарегистрирована и жила в квартире своей сестры. В 2007 году дом, в котором находилась эта квартира, пострадал в результате землетрясения и был демонтирован. И. не смогла получить жилищный сертификат по причине отсутствия у нее гражданства РФ. При повторном обращении в администрацию после получения гражданства РФ в 2011 году она снова получила отказ. Суд, в который И. обратилась с иском к администрации, в удовлетворении этого искового заявления также отказал.

Регистрация по месту жительства или проживание вне утраченного помещения

Одним из обязательных условий для получения права на жилищный сертификат является регистрация по месту жительства в утраченном в результате ЧС жилом помещении (абз. 2 п. 2 Постановления № 561).

Суд отказал в удовлетворении иска гражданки Р. к правительству области, управлению федерального казначейства по области, Правительству РФ, МЧС и Минфину России о выдаче государственного жилищного сертификата. Истец лишилась своей квартиры из-за того, что дом, в котором она находилась, после землетрясения был признан непригодным для проживания и выведен из жилищного фонда. Указанная квартира принадлежала Р. и ее супругу на праве совместной собственности. Однако на момент землетрясения Р. владела долей в другом жилом доме и в нем же была зарегистрирована по месту жительства. Поскольку обязательное условие о регистрации в утраченном помещении не было выполнено, суд второй инстанции оставил решение городского суда без изменений.

Следует пояснить, что такой круг ответчиков, который фигурирует в указанном и многих подобных делах, обусловлен Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – порядок выпуска и погашения сертификатов). Согласно документу бланки сертификатов выдаются высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ (например, правительству области) Минфином России по решению Правительства РФ. Данное решение кабинета министров готовит МЧС России с учетом списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате перечисленных выше событий. Указанный список формируется муниципалитетом на основании соответствующих заявлений граждан и подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения. Сформированный список подписывается начальником регионального управления МЧС России, что подтверждает факт нахождения жилых помещений граждан в зоне, в частности, чрезвычайной ситуации. Далее указанные в нем сведения о регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан проверяются руководителем территориального органа ФМС России на соответствие с данными об этих лицах, имеющимися у миграционной службы. После этого список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла эта ЧС, и направляется на согласование в МЧС России (п. 6 порядка выпуска и погашения сертификатов).

Еще одним важным условием выдачи сертификата является факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС. Так, городской суд отказал в удовлетворении иска к администрации городского округа о признании права на получение государственного жилищного сертификата Ш., имеющему в собственности 2/3 доли квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в результате землетрясения. На момент землетрясения в данной квартире постоянно проживали родственники Ш., сам же Ш. жил в другой квартире. Суд апелляционной инстанции оставил решение городского суда без изменения, подчеркнув, что государственные жилищные сертификаты выдаются только зарегистрированным и постоянно проживавшим в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия гражданам (абз. 2 п. 2 Постановления № 561), а остальные собственники сами несут риск случайной гибели или повреждения своего имущества (ст. 211 ГК РФ).

Проживание в утраченном помещении при отсутствии родства с его собственником

Площадь получаемого гражданином взамен утраченного жилого помещения зависит от количества человек в его семье. Жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме: 33 кв. м – для одиноких, 42 кв. м – на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи, в которой три и более человек (абз. 1 п. 2 Постановления № 561).

В марте текущего года в Постановление № 561 был внесен ряд изменений (постановление Правительства РФ от 12 марта 2015 г. № 213). В частности, теперь в нем прямо прописано, что под членами семьи гражданина, имеющего право на получение жилищного сертификата, понимаются постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент ЧС совместно с этим гражданином его супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные, родители и усыновители, а также внуки. До внесения этих изменений суды для определения круга лиц, относящихся к членам семьи такого гражданина, пользовались ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Согласно последней к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с ним в этом помещении его супруг, дети и родители. Кроме того, он может вселить в свое жилье в качестве членов семьи других родственников и (в исключительных случаях) иных лиц. Соответственно проживание граждан в жилом помещении собственника само по себе не свидетельствует о том, что они являются членами его семьи, и тем более – о возникновении у них права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате ЧС. Именно такой позиции придерживались суды до внесения изменений в Постановление № 561, рассматривая иски граждан, не являющихся членами семьи собственников утраченных жилых помещений, о включении их в списки на получение жилищного сертификата. Так, суд не удовлетворил соответствующее требование гражданки М.О., которая проживала в квартире М.Ю., утраченной в результате землетрясения, но не была, по мнению суда, вселена в нее в качестве члена семьи. Брак М.О. и М.Ю. был заключен после того, как произошло стихийное бедствие, поэтому она не могла быть признана членом семьи собственника и включена в список граждан, имеющих право на получение сертификата.

Наличие в собственности другого помещения

Нельзя не отметить, что внесенные в марте текущего года в Постановление № 561 изменения, о которых мы говорили выше, предусматривают еще одно одно условие для получения сертификата – теперь он выдается только в том случае, если для гражданина и всех членов его семьи утраченное жилое помещение было единственным. Таким образом, наличие у самого собственника или хотя бы у одного из членов его семьи в собственности иного жилья или доли жилого помещения является основанием для отказа в выдаче сертификата. Поскольку в Постановлении проанализирована судебная практика за 2009-2014 годы, дела об отказе по этому основанию в обзор ВС РФ, разумеется, не вошли. Но не стоит забывать, что при рассмотрении соответствующей категории дел в настоящее время суды уже должны обязательно его учитывать.

Получение иной помощи

Если гражданину, утратившему жилое помещение в результате ЧС, уже оказана помощь по восстановлению его жилищных прав (например, выдана компенсация в связи с утратой жилья или субсидия на приобретение нового жилого помещения), претендовать на получение жилищного сертификата он не может, подчеркнул ВС РФ.

Так, суды отказали в признании соответствующего права гражданам, пострадавшим в июне 2002 года от наводнения на территории Южного федерального округа, в связи с тем, что они получили безвозмездные субсидии из средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья (данная мера поддержки была предусмотрена специально принятым постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 492 “О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа”).

ВС РФ считает такое решение правомерным, поскольку предоставление жилищных сертификатов гражданам, получившим безвозмездные субсидии в связи с утратой жилых помещений в результате ЧС, действующим законодательством не предусмотрено. Так, Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов прямо устанавливает, что лицам, лишившимся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. Это положение и указанный вывод Суда очень важны, поскольку оперативные меры, предпринимаемые регионами для ликвидации последствий ЧС включают в себя, в том числе, предоставление субсидий на покупку или строительство жилья.

Читайте также:  Студенты из числа коренных народов Крайнего Севера получат до 100 тысяч рублей на учебу – Льготы всем

Случаи, когда сертификат может быть выдан даже при несоблюдении заявителем условий его предоставления

ВС РФ отметил, что суды при разрешении споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата выясняли причины, по которым собственники квартир и члены их семей не были зарегистрированы или не проживали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. Если эти причины признавались уважительными, исковые заявления таких лиц о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, удовлетворялись.

В частности, по мнению судов, гражданин не лишается права на получение сертификата, если временно не проживал в утраченном жилье по причине прохождения военной службы. Также не препятствует получению сертификата факт проживания и регистрации собственника жилья в другом месте (например, в общежитии) во время обучения. ВС РФ признал такие выводы судов правильными.

В ряде случаев спор возникает и тогда, когда соблюдены все требования для получения сертификата, но нарушен, например, порядок обращения гражданина в органы исполнительной власти для включения его в списки пострадавших, имеющих право на получение сертификата (п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов). В этом случае суды также решают, по уважительным ли причинам нарушен данный порядок. Так, непредставление паспорта при обращении с соответствующим заявлением в администрацию области (как того требует указанный порядок) по причине, например, его замены в связи с достижением определенного возраста не может препятствовать признанию права гражданина на получения сертификата.

Более того, даже необращение в органы исполнительной власти не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска о включении заявителя в список граждан, имеющих право на жилищный сертификат. Суды обязательно должны выяснить, почему гражданин не обратился с соответствующим заявлением. ВС РФ подчеркнул: суды могут отказать в удовлетворении требований истца только в том случае, если он не доказал уважительность причин нарушения установленного порядка.

Можно ли использовать просроченный сертификат?

Срок действия жилищного сертификата составляет один год с даты его выдачи. Именно в течение такого срока его владелец должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения.

По истечении данного срока сертификат становится недействительным (п. 4 порядка выдачи и погашения сертификатов). В случае утери или порчи сертификата, а также наличия ошибок в его оформлении, сертификат подлежит замене Минфином России (п. 13 порядка выпуска и погашения сертификатов). Срок действия замененного сертификата – такой же, как у ранее выданного. Но если сертификат заменен по причине смерти владельца сертификата или члена его семьи, включенного в список граждан, утративших жилье, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи.

Поскольку предоставление сертификатов – это способ оказания государством финансовой поддержки гражданам в целях возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайными ситуациями, органы власти обязаны обеспечивать эту поддержку должным образом. Именно поэтому при рассмотрении споров о возможности реализации просроченных сертификатов суды должны выяснять, по каким причинам пропущены сроки реализации сертификата, и не связан ли пропуск срока с действиями третьих лиц, в том числе с тем, насколько своевременно и надлежащим образом уполномоченные должностные лица исполнили свои обязанности по оказанию данной финансовой помощи. Такого мнения придерживаются суды, его же поддержал и ВС РФ.

Государственный жилищный сертификат для граждан лишившихся жилья в результате стихийных бедствий

Российские граждане, имущество которых пострадало по причине воздействия стихийного бедствия и не подлежит восстановлению, имеют право на получение государственного жилищного сертификата. На его основании им предоставляется новое жилье или компенсационная выплата на его приобретение, к которой можно добавить собственные средства и приобрести недвижимость большей площади, чем предусмотрено законодательными нормами. Не все граждане могут претендовать на такой документ, а в некоторых случаях пострадавшим лицам приходится отстаивать свое право в судебном порядке. В каких ситуациях физические лица, имущество которых пострадало от воздействия природных катаклизмов, могут претендовать на государственный жилищный сертификат? Что это за документ, и как его оформить?

Что представляет собой документ?

Документ, удостоверяющий право российского гражданина на получение жилища или выплаты в определенном размере для его приобретения, называется государственным жилищным сертификатом. Все услуги обладателю бумаги оказываются за счет средств, выделенных государством. Необходимость в жилье претендента не него оценивается несколькими уполномоченными органами в соответствии с законодательными критериями, определяющими соответствие обстоятельств и параметров заявителя регламентированным требованиям.

При положительном заключении, пострадавший в результате чрезвычайных событий гражданин может претендовать на жилище, площадью 33 квадратных метра при отсутствии у него членов семьи, проживающих с ним на момент происшествия, или по 18 квадратных метров на каждого человека, но не больше площади утраченной недвижимости. Если пострадавшие желают улучшить свое жилищное положение за счет увеличения площади проживания, то они вправе это сделать за счет собственных средств, добавив их к выделенной государством помощи.

Претендующий на сертификат гражданин на момент чрезвычайной ситуации должен постоянно проживать в помещении, которое было повреждено или разрушено. Бумага будет выдана владельцу утраченного жилища только в ситуации, если оно является единственным для основного собственника недвижимости и членов его семьи.

Срок действия документа соответствует одному году. Время начинает исчисляться с даты его выдачи на руки. В его праве в этот период воспользоваться предоставляемой государством возможностью стабилизировать свое положение за счет получения недвижимости. В праве пострадавшего оформить денежную компенсацию в эквиваленте стоимости предоставляемого жилища, определяемой органом исполнительной власти. При выделении жилищного помещения с владельцем сертификата оформляется договор социального найма. В будущем периоде возможен перевод недвижимости в собственное имущество, который осуществляется в установленном законодательством порядке. Если владелец сертификата не воспользовался правами, предоставляемыми документом, то после окончания годового периода, он считается уже не актуальным.

Где и как можно получить жилищный сертификат?

Федеральный закон № 68 от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регламентирует права физических лиц, пострадавших от действия событий чрезвычайного характера на возмещение ущерба. Одним из видов такой компенсации является выдача жилищного сертификата гражданам, лишившихся жилища в результате стихийного бедствия. Их право на сертификат определяет правительственное Постановление РФ № 561 от 7 июня 1995 года. Бланки сертификатов выдаются Министерством Финансов РФ. Для их получения, потерпевшие от природных стихийных бедствий граждане должны зафиксировать факт нанесенного ущерба жилищному помещению.

После официального оформления события и признания физического лица пострадавшим и лишившимся жилья в результате действия природных катаклизмов, он вносится в список претендентов на жилищную помощь. Документ должен быть утвержден высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, на территории которого произошло событие. Утвержденная бумага направляется в Министерство РФ по делам гражданской обороны. После ее согласования руководителем уполномоченного органа, документ передается в Министерство финансов для выдачи сертификатов и осуществления их погашения.

В 2020 году правительством РФ предусмотрено распределение жилищных сертификатов на 15 миллиардов рублей, в которых заложено 7273 сертификата. В 2020 году было запланировано 5746 сертификатов, из них было выделено пострадавшим 1571 бумага. Сертификат выдавался лицам, которые были лишены единственного жилища в результате чрезвычайных ситуаций. К примеру, в результате пожара в Ростове-на-Дону в 2020 году 692 человека лишились жилища. От пострадавших были приняты заявления, в результате чего было принято решение о предоставлении 300 сертификатов, количество которых соответствует количеству семей.

Порядок действий граждан

Выдача сертификатов производится в соответствии с требованиями законодательных норм, определяющих установленный алгоритм действий. Оформление документа возможно только в случае придания случившемуся событию официального статуса чрезвычайного происшествия, а также, если жилище претендента разрушено или повреждено до такой степени, что не подлежит восстановлению. Для установления такого факта, необходимо соответствующее комиссионное заключение, для получения которого претендент на выдачу сертификата должен обратиться в орган местного самоуправления по месту своей прописки и предоставить комплект документов:

  • Бумаги правоустанавливающего характера на жилое помещение, в качестве которых можно предоставить свидетельство о праве собственности или договор социального найма;
  • Заключение проектной организации;
  • Заявление с просьбой проведения оценки помещения.

После рассмотрения заявления, предоставленного пакета документов и проведения оценки жилого помещения, комиссия составляет акт о признании его непригодным к восстановлению. Полученная бумага является основанием для обращения собственника разрушенной недвижимости в органы исполнительной власти для предоставления документов и включения его в общий список претендентов на сертификат. Для этого российскому гражданину необходимо подать следующие документы:

  • Заявление с просьбой включения в списки (типовой бланк);
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Справка, оформленная органами местного самоуправления о признании разрушенного жилья непригодным к восстановлению, и о том, что заявитель лишился жилья по причине действия стихийных бедствий.

После ряда бюрократических процедур, которыми сопровождается проверка предоставленных сведений и утверждение списков, заявителю выдается на руки жилищный сертификат. Он является именной и не эмиссионной бумагой. На нее не могут рассчитывать лица, которые лишились жилья в результате природных катаклизмов и изъявили ранее желание получить денежную компенсацию.

Заключение

Государственный жилищный сертификат предназначен для поддержки граждан, жилища которых повреждены и разрушены, а их восстановление нецелесообразно, и по финансовым критериям оценивается как покупка новой недвижимости. Бумага является основанием для выделения жилья или денежных средств на его приобретение. Процедура оформления сертификата связана с бюрократическими нюансами, решать которые в некоторых ситуациях приходится в судебном порядке.

Как получить жилье людям, пострадавшим из-за ЧС

Стихийные бедствия, к сожалению, предсказать крайне сложно и уж тем более невозможно полностью застраховаться от них, ведь стихия ударяет неожиданно и может иметь крайне разрушительные последствия. Если в результате чрезвычайных обстоятельств люди потеряли свое жилье, на что они могут рассчитывать и как должны действовать, чтобы получить новое жилье?

Закон против стихии

Россияне, жилье которых было разрушено в результате чрезвычайных обстоятельств или стихийного бедствия, имеют право на получение нового жилья на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Средства для компенсации ущерба пострадавшим собственникам выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Гражданам, потерявшим жилье в результате стихийного бедствия, выдаются жилищные сертификаты на получение нового жилья взамен утраченного.

Далее по списку

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, где случилось стихийное бедствие, а именно правительства (администрации) данного субъекта – составляют списки пострадавших собственников для выдачи им жилищных сертификатов.

Пострадавшие могут обратиться также в межведомственную комиссию, которая создается в пострадавшем регионе для ликвидации последствий крупных стихийных бедствий. В нее входят представители администрации субъекта, МЧС РФ, МВД РФ и т.д. В задачи комиссии, кроме всего прочего, входит разъяснение и оказание содействия при обращении граждан за получением социальных выплат, компенсаций и т.п.

Для включения в списки на получение жилищного сертификата пострадавшие должны представить в правительство (администрацию) субъекта РФ следующие документы:

заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

справку органов местного самоуправления (глав, администраций населенных пунктов, городских округов), подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.

Законом не установлен срок, в течение которого заявитель обязан предоставить указанные документы.

Читайте также:  Ратифицированы поправки в соглашение стран СНГ о ветеранских льготах – Льготы всем

В случае если в результате стихийного бедствия человек утратил документы, удостоверяющие его личность, ему надлежит обратиться в правоохранительные органы и/или миграционную службу с заявлением о выдаче нового паспорта. Как правило, в данных обстоятельствах выдача нового паспорта происходит в сокращенные сроки. На период изготовления нового паспорта, пострадавшему собственнику выдается справка, с которой он может обращаться с заявлением о включении в списки пострадавших. В данном случае, справка будет являться иным документом, имеющим юридическую силу.

В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также людей, которые по состоянию здоровью не способны участвовать в процедуре оформления документов, жилищные сертификаты могут быть выданы их опекунам и попечителям.

О размерах не спорят

Необходимо отметить, что те пострадавшие собственники, которым была выплачена денежная компенсация, государственные жилищные сертификаты не выдаются.

Действующим законодательством также предусматривается выдача только одного жилищного сертификата. Таким образом, если человек был владельцем нескольких квартир и лишился их в результате бедствия, ему будет выдан только один сертификат.

Размер предоставляемого жилого помещения соответствует понятию «социальной нормы» и составляет: 33 квадратных метров для одиноких граждан, 42 квадратных метров на семью из 2 человек и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

Жилье вам в помощь

Обладатель жилищного сертификата подает в правительство (администрацию) субъекта по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения.

Данный уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения заявления и сертификата, выделяет пострадавшему собственнику жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда.

При этом если предоставление жилья пострадавшему собственнику невозможно, он имеет право на приобретение жилого помещения общей площадью не ниже учетной нормы, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае пострадавший получает единовременную социальную выплату, соответствующую цене сделки купли-продажи жилого помещения. Для этого он должен подать оригинал жилищного сертификата и заявление на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья в соответствующий департамент, отдел администрации (правительства) субъекта РФ осуществляющий реализацию жилищной политики в регионе.

Однако покупка жилья в этом случае может быть затруднительной. Не каждый продавец согласится на сделку с привлечением жилищного сертификата, хотя бы потому, что процедура выделения средств разбита на несколько этапов.

Сначала местный орган исполнительной власти, в срок не позднее 15 дней с даты обращения пострадавшего, направляет в Министерство финансов Российской Федерации его оригинал государственного жилищного сертификата и заявку. В свою очередь Минфин РФ в срок, не превышающий одного месяца с даты получения указанных документов, перечисляет средства на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации. Затем в течение 20 дней деньги уже перечисляются на банковский счет продавца. То есть в общей сложности продавцу придется ждать своих денег около 2 месяцев.

Стоит отметить, пострадавший собственник, получивший жилищный сертификат имеет право приобрести жилое помещение большей площади, чем это указано в сертификате. Однако в этом случае разница в стоимости возмещается за счет его личных средств. При этом важно знать, что сумма, подлежащая выплате, рассчитывается с учетом средней стоимости 1 квадратного метра в пострадавшем регионе, установленной Минрегионом.

Жилищный сертификат чернобыльцам

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад, однако до сих пор многие ликвидаторы и другие чернобыльца не воспользовались положенной им возможностью по улучшению жилищных условий при помощи специального сертификата. Эта государственная программа до сих пор остается активной. Как можно получить такой сертификат и какие есть особенности у процедуры – читайте в данной статье.

Понятие жилищного сертификата чернобыльцам

Программа государственной поддержки, в рамках которой чернобыльцам предоставляется сертификат, известна очень немногим. Рассмотрим несколько основных ее особенностей:

  • Сертификат является именным. Он принадлежит только заявителю, однако при расчете суммы сертификата учитываются и члены его семьи.
  • Данный документ выдается только для улучшения жилищных условий. Например, для покупки квартиры. Подробнее о вариантах использования см.ниже.
  • Сертификат оформляется на бумаге. Этот документ имеет все характерные для любой официальной бумаги элементы, включая сюда подписи и печати.
  • Не допускается нецелевое использование сертификата. Например, его не получится обналичить. При выявлении попытки провести фиктивную сделку с целью получения денег сертификата наличными последует отказ.
  • Суммы сертификата практически никогда не бывает достаточно для полной оплаты нового жилья. Почти всегда требуется использовать заемные средства или личные сбережения для доплаты.
  • Многие продавцы-физические лица отказываются продавать жилье, как только узнают, что оплата будет производиться при помощи сертификата. Решить эту проблему можно при помощи ипотечного кредитования. Кроме того, на оплату сертификатом охотно соглашаются застройщики (при приобретении квартир в новостройках).

Как можно использовать сертификат

Сертификат позволяет получить льготы на жилье (дополнительную сумму для приобретения подходящей недвижимости). Существует несколько основных вариантов использования такого документа:

  • Ипотечный кредит. Самый распространенный вариант. При помощи сертификата можно погасить часть долга. Актуально как для уже действующих кредитов, так и для недавно оформленных (специально под данную программу).
  • Приобретение квартиры. Еще один распространенный вариант – прямая покупка квартиры при помощи личных накоплений и сертификата. Можно использовать для сделок на первичном или вторичном рынке, но чаще всего приобретается жилье в новостройках.
  • Приобретение дома. При помощи сертификата можно приобрести не только квартиру, но и отдельный частный дом. Общие принципы тут аналогичны описанным выше.

Кто имеет право?

На получения чернобыльского сертификата имеют право следующие лица:

  • Жертвы аварии, получившие серьезную дозу радиации.
  • Ликвидаторы аварии.
  • Лица, которые занимались эвакуацией населения.
  • Военнослужащие, проходящие службу в зоне заражения.
  • Строители, которые занимались возведением защитного саркофага.
  • Переселенцы из зоны заражения, включая сюда даже детей, которые были зачаты, но на момент переселения еще не родились.
  • Другие лица, пострадавшие при аварии и имеющие документы, которые это подтверждают.

Требования к заявителю

Для того, чтобы заявитель мог стать участником рассматриваемой государственной программы одного статуса чернобыльца недостаточно, должны выполняться еще и следующие условия:

  • Заявитель является гражданином РФ.
  • Ранее не была получена аналогичная государственная помощь.
  • Заявитель имеет статус малоимущего.
  • Заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.
  • У заявителя есть накопления, позволяющие доплатить за жилье после получения сертификата или возможность оперативно оформить ипотечный кредит.
  • Не было выявлено фактов, указывающих на намеренное ухудшение условий проживания с целью стать участником данной программы.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Некоторые граждане, которые хотят участвовать в программе, но не могут из-за того, что их жилье достаточно комфортное и не требует замены, пытаются обманным путем формально ухудшить условия жизни. Для этого, например, в квартире могут прописать различных родственников, чтобы общая площадь жилья была ниже положенного уровня.

Факты намеренного ухудшения достаточно быстро и просто выявляются. Сразу после этого заявителю выдают отказ в участии в программе помощи от государства и, дополнительно, запрет на участие в данной программе сроком на 5 лет.

Сколько стоит квадратный метр по сертификату?

Один из самых важных «параметров» сертификата – это сумма, которую можно получить. Она не является фиксированной и зависит сразу от нескольких показателей:

  • Площадь существующего жилья.
  • Требуемая площадь квартиры с учетом действующих нормативов.
  • Разница между существующей и желаемой жилплощадью.
  • Стоимость квадратного метра жилья на рынке.
  • Срок нахождения в очереди для получения сертификата.

В некоторых случаях бывает сложно определить рыночную стоимость 1 кв.м. Для этого необходимо просмотреть все предложения о продаже похожего жилья примерно в том же районе, где находится квартира заявителя. Достаточно отобрать 3-5 наиболее похожих предложений и высчитать среднюю цену.

В большинстве случаев полученную стоимость 1 кв.м. округляют. Нередко также применяются специальные корректирующие коэффициенты, которые могут как снижать цену (если рассматриваемый аналог откровенно лучше существующего жилья) или повышать ее (если имеющаяся квартира явно лучше аналога).

Как получить?

Для того, чтобы получить сертификат, можно обращаться в местную администрацию, отдел социальной защиты и так далее. Самый простой и наиболее актуальный вариант – направить заявление в МФЦ (Мои документы). Сотрудники этой организации выступают в качестве посредником между заявителями и государственными структурами. Они владеют всей необходимой информацией и именно поэтому могут грамотно проконсультировать и дать нужные разъяснения.

Порядок получения сертификата

Предложенный ниже порядок действий предполагает, что заявитель будет обращаться в МФЦ (Мои документы). Следует учитывать, что у организации есть свои недостатки: сравнительно большие очереди в выходные дни и немного более длительный срок рассмотрения заявлений (от 3 до 7 дней дольше, чем при прямом обращении).

  1. Провести оценку финансового состояния для получения статуса малоимущего. Без него нет смысла даже пытаться пробовать получить сертификат. Если у заявителя нет такого статуса, это значит, что он является достаточно состоятельным для того, чтобы самостоятельно приобрести более подходящее жилье. На практике, сумма дохода должна быть на уровне или ниже прожиточного минимума. Причем в расчет берется не только сам заявитель, но и все члены его семьи (их доходы и их прожиточный минимум).
  2. Обратиться в МФЦ (Мои документы) и получить статус малоимущего. Для этого потребуются определенные документы (см.ниже).
  3. Обратиться еще раз в МФЦ для постановки на учет с целью улучшения жилищных условий (получения сертификата).
  4. Предоставить документы и написать заявление.
  5. Пройти проверку комиссии. Будет осматриваться жилье заявителя, условия проживания и другие особенности.
  6. Стать в очередь для получения сертификата.
  7. Дождаться своей очереди и получить данный документ.
  8. Использовать сертификат для покупки жилья или погашения части долга по кредиту.

Требуемые документы

При обращении в МФЦ (Мои документы), понадобятся следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя и всех членов его семьи. Если у несовершеннолетних лиц, являющихся членами семьи, еще нет паспорта, можно предоставлять свидетельства о рождении.
  • Свидетельства о браке или разводе (если есть и актуально).
  • Удостоверение, показывающее, что заявитель является чернобыльцем. Его можно получить в Министерстве труда.
  • Справка о составе семьи.
  • Справка из УК (управляющей компании) или ЖЭКа о наличии или отсутствии долгов за коммунальные платежи.
  • Правоустанавливающие документы на существующую недвижимость (если она есть).
  • Договор социального найма или договор аренды, если у заявителя нет своей квартиры/дома.
  • Справка о доходах. Обычно – 2-НДФЛ, но могут понадобиться и другие дополнительные документы, показывающие финансовое состояние заемщика.
  • Трудовая книга заемщика и тех членов семьи, у которых она есть. Если заявитель работает (и трудовой книги у него на руках нет), можно сделать копию и заверить ее у руководителя фирмы, в которой работает человек.
  • Справка об инвалидности (если актуально).
  • Пенсионное удостоверение (если актуально).
  • Акт обследования жилья, который выдается после изучения имеющейся у заявителя недвижимости.

Возможные расходы и сроки оформления

Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет. Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:

  • Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.
  • Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
  • Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.

Примерные сроки на оформление сертификата:

  • Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
  • Срок получения решения: от 3 дней.
  • Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года. Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.
  • Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.
Читайте также:  Внесены изменения в законодательство о статусе Героев России, Героев СССР, полных кавалеров ордена Славы

Обычная и льготная очередь

Так как в год сертификаты получает 100-500 человек (зависит от региона), а желающих тысячи, формируется огромная очередь. Она разделяется на две: обычную и льготную. Во вторую входят собственники квартир в аварийных домах и хронические больные лица. Если у заявителя есть возможность попасть в льготную очередь – лучше так и сделать, так как выделяемые из бюджета средства сначала распределяются на нее и только потом, если что-то осталось, получает обычная очередь.

Как узнать свое место в очереди и зачем

Место в очереди нужно знать по следующим причинам:

  • Своевременное получение сертификата. Когда подходит очередь заявителя, рекомендуется увеличить частоту проверок для того, чтобы узнать о моменте получения сертификата как можно быстрее. Формально, об этом должны предупреждать специальным уведомлением, однако на практике уведомление может сильно запаздывать. При этом, срок действия в три месяца остается неизменным.
  • Своевременная реакция на исключение из очереди. В некоторых случаях заявителя могут просто исключить из очереди. Причина может быть как вполне адекватной, так и быть ошибкой. Во втором случае у заявителя есть всего 3 месяца на то, чтобы восстановиться в очереди. А уведомление об исключении может прийти слишком поздно. Так что, если по результатам проверки приходит сообщение о том, что заявитель в очереди не найден, нужно немедленно начинать процедуру восстановления. Если не успеть все сделать вовремя, высока вероятность, что заявитель будет вынужден начинать все с самого начала.
  • Приблизительная аналитика движения очереди. Регулярно отслеживая динамику движения очереди можно приблизительно представлять, когда наступит срок заявителя.

По какой причине могут отказать в выдаче сертификата и что при этом делать

При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:

  • Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
  • Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
  • Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
  • Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.

Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

«Паводок 2020» — как получить жилищный сертификат при утрате жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий?

В мае – июне 2014 года в городе Барнауле Алтайского края складывалась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Как следствие Главное управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и действий комитета ЖКХ г. Барнаула гражданам РФ было отказано в помощи, а именно в получении жилищных сертификатов в результате стихийного бедствия.

Гражданам РФ возвращались документы на получение государственного жилищного сертификата. При этом им было разъяснено право на защиту своих интересов в суде общей юрисдикции с исковыми требованиями о признании право на государственный жилищный сертификат с указанием обоснования размера его площади. В связи с чем доставляло дополнительные финансовые затраты и терялось драгоценное время.

Что же необходимо знать гражданам РФ оказавшись в такой жизненно важной ситуации?

На основании Постановления администрации Алтайского края вводится режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы, и в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, 07.06.1995г. Правительством Российской Федерации издано Постановление N561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее – Постановление №561).

Согласно п. 1 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

В силу абзаца 2 п. 2 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Из приведенных положений законодательства следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

В соответствии с абзацами 1, 5 п.6 названного Порядка, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее — список).

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Согласно п. 7 Порядка внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 г. N 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» пункт 7 Порядка дополнен абзацем, согласно которому внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.

Иные подготовительные действия, выполняемые на уровне муниципалитетов, представляют собой процедуру сбора документов для составления указанных списков.

На территории Алтайского края органом, уполномоченным по работе с государственными жилищными сертификатами, является Главное управление строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2009 г. №158, Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 г. №55.

Таким образом, для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата необходимо установление следующих фактов:

утрата жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия; отсутствие иного жилого помещения для проживания;

факт регистрации собственника и членов семьи в жилом помещении по месту жительства; постоянное проживание в жилом помещении в период чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» указанная норма дополнена словами «но не более общей площади утраченного жилого помещения».

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

 постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

 регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

В соответствии с п.2 Постановления №561 (в редакции от 12.03.2015г.) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Поскольку список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, был сформирован без включения множества граждан, то мы пришли к выводу о том, что такие нарушения могут распространяются и 2020 году.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права после паводка 2020 года, можете обратится к юристу Чаузову Артему Евгеньевича.

Оцените статью
Добавить комментарий