Кого могут лишить соцпособий?

Содержание

Кого могут лишить соцпособий?

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 54 в пункт 1 части 1 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 января 2012 г. N 2 часть 1 статьи 8 настоящего Закона дополнена пунктом 6

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы.

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 54 в пункт 4 части 2 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 5 ноября 2008 г. N 56 пункт 1 части 3 статьи 8 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г.

1) достижение ребенком возраста 18 лет;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 5 декабря 2012 г. N 64 в пункт 2 части 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее – получатель) с регистрационного учета в городе Москве;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 января 2012 г. N 2 пункт 3 части 3 статьи 8 настоящего Закона изложен в новой редакции

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи;

4) смерть ребенка;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 5 декабря 2012 г. N 64 часть 3 статьи 8 настоящего Закона дополнена пунктом 5

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 54 в пункт 6 части 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.

Кого могут лишить соцпособий?

Применяемые стратегии экономии бюджетных средств на выплатах пенсионерам и так многих повергли в шок, но власти решили не останавливаться. Прозвучала новая инициатива по возможной отмене социальных доплат к пенсии.

Региональные социальные доплаты (РСД) к пенсии ориентированы на установленный в регионе прожиточный минимум (ПМ) пенсионеров. Получая пенсионную выплату от Пенсионного Фонда, пенсионерам выплачивается и социальная доплата, чтобы суммарный размер не был ниже установленного значения ПМ. Именно на эту часть выплат регулярно «нападают» власти, о чем говорилось выше.

На примере предоставления субсидированных выплат по оплате услуг ЖКХ прозвучало следующее заявление:

«Многие пенсионеры нерационально тратят средства, получаемые от государства. В этой связи образовываются долги по оплате услуг ЖКХ, долги по кредитным платежам и иные неисполнения финансовых обязательств пенсионером.

Предлагается выявлять пенсионеров, которые нерационально тратят получаемые средства и, при индивидуальном подходе, временно лишать социальных доплат».

Данное заявление прозвучало от заместителя Управления социальной защиты населения.

Получается, что если пенсионер задолжал по уплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, то его смогут лишить социальных доплат, тем самым «загоняя» в еще большую «финансовую яму».

Аналогичная применяемая практика

Многие СМИ сообщали, что в Томской области стартовала программа, при которой кредиты пенсионеров относят к доходам. Аналогичная программа применяется и в данном случае.

«Подобные программы богатых сделают еще богаче, а бедных — беднее», — заявляют сами пенсионеры.

Очевидно, что власти убеждены в обеспеченности российских пенсионеров, применяя и предлагая различные программы, которые, в нарушение конституционных прав, смогут лишать социальных доплат к пенсии. Соответствующие заявления слышны и от чиновников.

Между тем от властей, включая руководителей отделений соцзащиты, слышны заявления о проведении реструктуризации назначения выплат льготным категориям граждан. Основной целью данных изменений является то, что «у одних хотят забрать, а другим дать, при этом не увеличивая субсидированную сумму из бюджета».

О нерациональности трат средств пенсионерами

Образование той же задолженности по оплате услуг ЖКХ может являться не только причиной нерациональных трат пенсионером, но и, к примеру, непредвиденных трат на более срочные цели. Гражданам старшего возраста, к сожалению, чаще приходится сталкиваться с непредвиденными тратами по части оплаты медицинских препаратов и услуг.

Соответственно, если подобная программа по лишению социальных доплат к пенсии при нерациональной трате средств также начнет свое тестирование в каком-либо регионе, то необходимость индивидуального подхода к каждому конкретному случаю просто необходима. В ином случае, может произойти такое, что, узнав о задолженности по оплате ЖКХ, соцзащита без уведомления лишит пенсионера и без того небольшой выплаты.

На данный момент основная норма, позволяющая лишить пенсионера РСД — признать его работающим, т.е. имеющим дополнительный источник дохода. Причем разными способами, порой доходящими до абсурда, пользуются сотрудники соцзащиты, находя дополнительные доходы у пенсионеров. С одним из таких способов можно ознакомиться здесь.

Все же хочется надеяться, что о нерациональности трат средств пенсионерами разговоров и законодательных норм будет меньше, чем о нерациональном использовании бюджетных средств недобросовестными чиновниками.

Пособие при лишении родительских прав в 2020 году

Действующим законодательством предусмотрены различные виды пособий, цель которых – оказать родителям финансовую помощь в содержании ребенка. При этом достаточно актуальным является вопрос относительно выплаты помощи родителям, которые лишены родительских прав. В статье расскажем какие пособия при лишении родительских прав в 2020 году, поговорим о том, какие льготы и выплаты предусмотрены для ребенка, чьи родители лишены прав на опеку.

Порядок лишения родительских прав

Каждый случай лишения прав отца/матери имеет индивидуальный характер и основывается на соответствующем решении суда. Основанием для вынесения судебного решения служит Семейный кодекс (ст. 69). Документом зафиксированы общие основание, позволяющие лишить отца/мать прав на ребенка. Вот основные из них:

  1. Отец/мать не выполняют обязанности родителей, предусмотренные СК РФ. Согласно действующей судебной практике, наиболее распространенная причина лишения родительских прав – факт уклонения от алиментов. В данном случае родитель, уклоняющийся от уплаты алиментов, нарушает СК в части обязанностей содержать несовершеннолетнего ребенка.
  2. Родители злоупотребляют своими правами. В данной ситуации речь идет о принуждении (склонении) ребенка к противозаконной деятельности или к действиями, ущемляющим интересы детей. Наиболее распространенные случаи – по инициативе и принуждению родителей ребенок попрошайничает, занимается употреблением (реализацией) спиртных напитков, наркотиков, прочее.
  3. Отец/мать жестоко обращаются с детьми, используя как физическую силу, так и психологическое давление.
  4. Родитель/-ли совершили преступление против супруга/супруги, ребенка, другого родственника (в том числе нанесли вред здоровью, угрозу жизни).
  5. Родители страдают от алкогольной/наркотической зависимости. Основанием для лишения прав может служить как злоупотребление алкоголем/употребление наркотиков (определяется на основании показаний свидетелей), так и установленный факт болезни (подтверждается справкой врача наркологического диспансера).

В зависимости от обстоятельств дела, суд может выносить решение о лишении прав обоих родителей, так и для каждого в отдельном порядке.

Льготы для детей при лишении отца/матери родительских прав

В зависимости от вынесенного судом решения, детям родителей, лишенных прав, могут быть назначены выплаты и социальная помощь, а также предоставлены льготы. Размер пособий и сроки их выплат зависит от особенностей ситуации: лишен ли прав один родитель или оба, является ли ребенок инвалидом, признается ли семья малоимущей (многодетной), прочее. Подробнее об основных видах льгот и пособий – ниже.

Читайте также:  Установлен прожиточный минимум на 1 квартал 2020 г. – Льготы всем

Алименты при лишении родительских прав

Согласно нормам СК РФ, факт лишения одного из родителей (или обеих) прав на ребенка не исключает обязательств отца/матери на его содержание. В случае, если родитель лишен прав, судом назначается выплата отцом/матерью алиментов в установленном порядке. По общему правилу сумма выплат на ребенка составляет 25% (на 1-го ребенка), 33% (на 2-х детей) или 50% (на троих и более детей) от суммы дохода, получаемого родителем.

В случае назначения выплаты, ее получает лицо, которое фактически проживает с ребенком, содержит его и осуществляет за ним уход. Если прав лишен только отец, то выплаты получает мать, в иных случаях – бабушка/дедушка, тетя/дядя, иные родственники. Читайте также статью: → «Порядок оформления единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью ».

Семья признана малоимущей

Немаловажным фактором, влияющим на назначение выплат, является статус семьи, в которой отец/мать лишены родительских прав. В случае, если уровень дохода на каждого члена семьи ниже показателя, установленного в регионе, то семья признается малоимущей, и, следовательно, может претендовать на соответствующие пособие.

Сумма пособий, порядок их выплаты устанавливается региональным законодательством.

Как правило, муниципалитетом назначается ежемесячная помощь на ребенка до достижения ним 18-летия и составляет от 200 до 1.000 руб., в зависимости от региона. Если в семье воспитывается несколько детей, то помощь выплачивается на каждого из них. Документом, дающим основание на получение пособия, является соответствующая справка из районного Собеса.

Один из типичных случаев является приведенная ниже ситуация. Отец и мать ребенка одновременно лишены родительских прав. Ребенок постоянно проживает с бабушкой – пенсионером, которая его содержит. Единственным доходом семьи является пенсия, сумма которой ниже прожиточного минимума из расчета на 2-х лиц (бабушка и ребенок). На основании заявления и подтверждения уровня дохода, семья может оформить выплаты малоимущей семье.

Помимо основных пособий, малоимущая семья, один из родителей (или оба) в которой лишен родительских прав, может претендовать на следующие виды помощи и льгот:

  • выплаты на детей – школьников, частично компенсирующие расходы родителя (или опекуна) на питание;
  • скидки на оплату детского сада для детей младшего возраста;
  • пособие для многодетной семьи (на каждого ребенка).

В каждом из случаев размер выплаты регулируется местным законодательством. Получателем помощи выступает лицо, фактически содержащее ребенка. Читайте также статью: → « Порядок получения пособий по беременности и родам для малоимущих ».

Когда прекращаются выплаты для родителей

Факт лишения родителей прав на ребенка автоматически лишает их права на получение государственных пособий (федеральных и региональных). На основании судебного решения, согласно которому отец/мать лишены родительских прав, они не вправе получать следующие выплаты на ребенка:

  • единоразовая выплата при рождении (в случае, если отец/мать лишены прав на ребенка до момента оформления выплаты);
  • ежемесячные «декретные» выплаты;
  • ежемесячная компенсация до исполнения ребенком 3-х лет.

В случае, если федеральным или местным законодательством родителям были назначены прочие выплаты, то в момент прекращения прав на ребенка данные выплаты также аннулируются. В случае лишения прав одного из родителей, ежемесячная помощь на ребенка оформляется на второго.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Ниже мы разберем основные вопросы о пособиях и льготах при лишении родительских прав.

Вопрос №1. Лишение прав усыновителей. Какой порядок установлен для лишения прав усыновителей? Какие льготы и пособия предусмотрены для детей, чьи приемные родители лишены родительских прав?

Согласно СК основания для лишения прав усыновителей аналогичны лишению прав родных родителей. Таким образом, лицо (лица), усыновившие ребенка, а также опекуны и попечители, могут лишиться прав на него в случае, если имели место противоправные действия, описанные в ст. 69 СК. По факту лишения прав усыновители не вправе получать какие-либо из пособий, назначенных на ребенка. В то же время ребенок (или лицо, его представляющее) имеет право на установленные выплаты и льготы (аналогично лишению прав родных родителей).

Вопрос №2. Выплаты матери-одиночке при лишении отца родительских прав. Судом вынесено решение о лишении отца родительских прав. Может ли мать, фактически проживающая и содержащая ребенка, оформить выплаты в качестве матери-одиночки?

Женщина вправе оформить соответствующие выплаты только в случае наличия статуса матери-одиночки. Читайте также статью: → «Условия получения пособий на ребенка для матерей-одиночек ». Согласно законодательству, данный статус присваивается в случае, если у ребенка нет официального отца, а именно:

  • в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Отец» стоит прочерк;
  • ребенок усыновлен один из родителей (матерью);
  • биологический отец не подавал документы на установление отцовства.

Лишения родительских прав не говорит о том, что у ребенка нет отца, а лишь подтверждает факт отсутствия у отца прав на ребенка. Поэтому в данном случае женщина не может получить статус одиночки, и, соответственно, претендовать на выплаты. При этом мать вправе претендовать на взыскания с отца ребенка алиментов установленном порядке.

Вопрос №3. Выплаты для детей – инвалидов. Вследствие противоправных действий отца, который впоследствии лишен родительских прав, ребенок получил инвалидность. На какую сумму пособий может претендовать мать?

Помимо взыскания алиментов, женщина может претендовать на:

  • ежемесячную денежную выплату (в общем порядке – 1.478,09 руб.);
  • социальную пенсию (11.903,51 руб.);
  • набор социальных услуг (медобслуживание, медикаменты, медтехника, пр.).

Также мать вправе взыскать с отца сумму материального и морального ущерба (на основании соответствующего судебного решения).

Экономика

На днях в Украине запустили мобильное приложение Дія — Держава і я, которое позволит пользователям получать большинство государственных услуг онлайн, не выходя из дома. В частности, в этом приложении уже можно «оцифровать» свои водительские права и техпаспорт.

Дія — лишь один из шагов, которые уже сделало государство в направлении глобальной “диджитализации”. Ранее президент Зеленский заявлял, что хочет по максимуму перевести все отношения граждан с государством в цифровую плоскость, для чего в Украине создадут целый ряд новых сервисов, электронных площадок и мобильных приложений.

Одним из таких шагов должно стать создание специальной электронной платформы для сбора данных о гражданах Украины. Сервис будет собирать информацию о банковских счетах, перемещении по стране и выезде за границу, движимом и недвижимом имуществе, которое находится в собственности человека и тому подобное.

Предполагается, что эти данные помогут государственным органам четко определить, кто действительно может претендовать на государственную материальную помощь и в каком размере.

Регулирует эти действия Закон о верификации и мониторинге государственных выплат, который Владимир Зеленский подписал 18 декабря 2020 года. В общем, сам закон вступает в силу с момента его опубликования. Исключения — часть третья статьи 8, которая должна вступить в силу после внедрения вышеупомянутой электронной платформы, и часть первая статьи 10, который заработает с 1 января 2022 года.

Издание “Новое время” расспросило экспертов о том, как будет работать закон, какие именно выплаты подлежат верификации и кто должен осуществлять эту проверку.

Зачем Украине этот закон

Закон о верификации и мониторинге государственных выплат создали для того, чтобы, во-первых, обеспечить прозрачность бюрократических процессов в государственном секторе, а, во-вторых, увеличить эффективность государственных расходов. Именно в рамках этих задач происходит так называемая «цифровизация»: создание IT-систем, которые позволят отслеживать информацию, поступающую онлайн, без участия чиновников, объясняет Сергей Родлер, аналитик компании TeleTrade.

Читайте также:  Сотрудники Следственного комитета и прокуратуры получат новые пенсии и жилье

“Закон позволит подготовить базу для работы мониторинговых систем. Они будут предотвращать случаи, когда гражданин получал повышенные выплаты из бюджета или ошибочно, либо путем определенных махинаций”, — говорит эксперт.

Главная же цель верификации, это, по сути, сократить общее количество получателей пенсий, субсидий и других социальных выплат. Соответственно, таким образом, сохранить деньги в государственном бюджете.

Правительство нацелено снизить уровень коррупции в стране, добиться целевого вывода средств из бюджета, комментирует Максим Орищак, аналитик Центра биржевых технологий:

“Но пока все выглядит, как новый виток для развития коррупции. Процесс подделки документов и вывода средств становится более сложным, но возможным”.

Какие выплаты подлежат верификации

В законе говорится о всех государственных выплатах: пенсиях, пособиях, льготах, субсидиях, социальных стипендиях и других выплатах, которые осуществляются за счет средств государственного, местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Закон определяет права и обязанности государственных служащих, ответственных за бюджетную политику, а также подробно прописывает методику сбора, обработки и анализа информации, поступающей от граждан. Главным ответственным за мониторинг назначили Министерство финансов.

Сама идея для Украины — не нова, говорит Сергей Родлер. По результатам 2020 Минфин рекомендовал ответственным органам проверить около 2,6 млн человек на правомерность получения социальной помощи. Иными словами, подобная верификация уже осуществлялась, но тогда не было конкретной инструкции относительно того, что делать с выявленными нарушениями дальше.

Кто будет осуществлять верификацию выплат.

Сейчас закон четко не определяет, кто именно будет заниматься верификацией пенсий, субсидий и других государственных выплат, добавляет кандидат экономических наук, независимый эксперт Александр Хмелевский.

“В документе указано лишь, что это центральный орган исполнительной власти. Поэтому на данный момент неизвестно, кто именно будет проводить верификацию Кабинет министров, Министерство финансов, Министерство социальной политики, или какой-то специально созданный для этого орган”, — объясняет Хмелевский.

Как это будет работать

Верификация будет проводиться в три этапа: в момент обращения гражданина за выплатой, в момент осуществления выплат и уже после предоставления госпомощи.

Электронная платформа будет брать информацию о получателе социальных выплат из различных баз данных и реестров. Планируется, что эта платформа получит доступ к банковским счетам и данным Государственной пограничной службы о пересечении границы. Будут собираться также и данные по всем выплатам и льготам, которые получает человек.

“Будут собирать данные по владению недвижимостью, транспортными средствами, все, что касается движения средств на банковских счетах, данные о заграничных поездках, заработной плате и других доходах, крупных покупках и тому подобное. Однако, государство не сможет в полной мере четко определить благосостояние и доходы претендентов на государственную помощь. Ведь теневые доходы отследить трудно. Так же, как и расходы, осуществленные в наличной форме”, — комментирует Александр Хмелевский.

Однако, по крайней мере, часть фактов незаконного получения государственных выплат выявить все же удастся. Но и здесь есть некоторые “подводные камни”: возможны ситуации, когда, по формальному признаку, субсидий и других социальных выплат будут лишены люди, которые действительно в них нуждаются. Ведь данные в базах могут оказаться неточными или неполными, добавляет Хмелевский.

Кроме того, человек может получать помощь от родственников или иметь давние сбережения, в результате чего, потеряет социальные выплаты.

Спорные моменты в законе

Эксперты отмечают: наиболее спорный вопрос в законе — то, каким образом государство собирается организовать безопасность для персональных данных десятков тысяч пользователей.

Ранее персональные данные о человеке были разбросаны по сотням реестров ответственных организаций, но теперь будут объединены в один для упрощенного анализа.

“В 2020 году Конституционный суд заблокировал аналогичный проект, признав его неконституционным, но после устранения всех нестыковок по неограниченному доступу чиновников к персональной информации, Правительство снова возобновило работу над этим законом”, — вспоминает Сергей Родлер.

С этим соглашается и Максим Орищак. Если документы нужно будет подгружать на электронную платформу в отсканированном формате, существует риск, что в базу могут попасть сфальсифицированные документы, обработанные в фотошопе. Следует помнить и о кибератаках, возможности потери данных, а также — о технических факторах. Например, сбоях работы программ.

“С одной стороны, правительство демонстрирует нацеленность на использование современных технологий. С другой стороны, гарантируют ли они безопасность данных при использовании таких технологий? В XXI веке регулярно происходят взломы ведомственных учреждений по всему миру, хакеры крадут деньги с криптобирж, взлому подвергаются даже крупные банки. В конце 2020 компания Microsoft, к примеру, рассказала, что хакерам из КНДР удалось похитить важную информацию по компьютерным сетям клиентов в США”, — приводит примеры Максим Орищак.

Подпишитесь на “Трибун” в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном

Работающих родителей лишат детских пособий. Это правда?

На днях СМИ раскопали проект изменений в условиях социального страхования. А в нем — строчку, которая якобы означает отмену пособий для работающих родителей. Новостные ленты всю неделю пестрили заголовками:

Работающих мам лишат детских пособий

В России работающих родителей хотят лишить пособия по уходу за ребенком

Минтруд намерен изменить правила выплаты детских пособий

На самом деле никто не собирается лишать родителей пособий по уходу за детьми до полутора лет. Поправки не отменяют этих пособий даже для работающих родителей. Фактически они вообще ничего не меняют.

Вот как обстоят дела с пособиями по уходу за детьми и почему родителям не о чем беспокоиться, даже если они работают.

Что изменится для работающих родителей

Даже если родители работают, они все равно могут получать пособие по уходу за детьми до полутора лет:

  1. если работают неполное рабочее время;
  2. если это работа на дому — не путать с дистанционной.

Размер пособия составляет 40% среднего заработка, но максимум 26 152 Р в месяц.

Минтруд хочет запретить выплату этих пособий, если за ребенком ухаживает не сам работающий родитель, а кто-то другой. Потому что пособие платят за уход — тому, кто им занимается на самом деле.

Поправка нужна для борьбы со схемами, которые суды и соцстрах считают незаконными. Она не запрещает пособия работающим родителям. Условие о неполном рабочем времени и работе на дому не отменяют, и его можно будет использовать.

О каких пособиях речь

Нашумевшая поправка касается пособий по уходу за детьми до полутора лет. Это деньги, которые получает тот, кто сидит с ребенком. В отличие от декретных это пособие по уходу может получать даже папа или бабушка.

Такое пособие получают и работающие, и неработающие родители — разница в условиях назначения, суммах и источнике выплат. Но в любом случае это деньги из бюджета. Государство платит их родителям как компенсацию утраченного заработка.

Если родитель работал, то деньги на выплаты берут из фонда социального страхования — то есть из взносов, которые работодатель каждый месяц отчисляет, чтобы сотрудники могли получать больничные, декретные и пособия по уходу за детьми.

Сколько платят по уходу за детьми до полутора лет

Сумма пособия зависит от того, работал ли родитель на момент назначения выплаты. Каждый месяц мама или папа могут получать 40% от среднего заработка — или минимальную сумму, которая положена даже безработным.

Размер пособий по уходу за детьми до полутора лет

Кто получитСколько заплатятКуда обращатьсяОснование
Работающий родитель40% от среднего заработка, но не больше 26 152,27 Р в месяцк работодателюч. 5.1, 5.2 ст. 14 федерального закона № 255-ФЗ
Безработный родительза первого ребенка — 3277,45 Р ,
за второго — 6554,89 Р
в соцзащитупост. правительства от 24.01.2019 № 32

Можно ли работать и получать детские пособия до полутора лет

Да, можно. Но только если вы работаете на дому или неполный день. Это действующая норма федерального закона: работающим родителям официально разрешили получать и зарплату, и пособие. Но при этом требование ухаживать за ребенком никуда не делось — оно обязательное.

Например, мама до родов работала бухгалтером за оклад — 40 000 Р . После рождения ребенка она ушла в отпуск по уходу до полутора лет. Ей платили 40% от среднего заработка — по 16 000 Р в месяц. Но через полгода мама решила выходить на работу на три часа в день два раза в неделю и часть отчетов составлять из дома. А в остальное время она, как и раньше, сидит с ребенком. Работодатель будет платить ей зарплату за отработанное время — например 15 000 Р в месяц. А соцстрах — пособие по уходу за ребенком, те же 16 000 Р . Всего мама будет получать 31 000 Р . Получится, что мама работает, но право на пособие не теряет: она успевает выполнять обязанности бухгалтера и ухаживать за ребенком.

В этот пункт закона никаких поправок вносить не собираются — работающие родители смогут получать пособие по уходу за детьми, даже если проект Минтруда превратится в федеральный закон.

В чем проблема с пособиями работающих родителей

Пособия по уходу за детьми могут получать и мамы, и папы. Поэтому некоторые семьи придумали схемы, как получать и зарплату, и пособия. Или просто забирать у государства максимум, формально не нарушая закон.

Мама безработная, папа — в декрет. Допустим, мама вообще не работает, зато у папы неплохая зарплата. Обычно в таких случаях мама получает минимальное пособие от соцзащиты. Папа продолжает работать и получать зарплату. Но если папа вместо мамы возьмет фиктивный отпуск по уходу за ребенком и оформит на работе неполный рабочий день, он сможет получать и зарплату, и пособие в размере 40%.

Получится, что мама сидит с малышом, а государство платит семье больше денег, потому что все оформлено так, как будто за ним ухаживает отец. Если у папы зарплата 60 000 Р , он получит еще 24 000 Р в виде пособия. Это больше, чем те три тысячи, что получала бы безработная мама.

Мама работает, с ребенком — няня. Мама может родить ребенка, а через пару месяцев уже выйти на работу, причем на полный день. С ребенком фактически будет находиться няня или бабушка. Работодатель формально сократит маме рабочий день на пару часов, будет платить ей зарплату, а соцстрах — пособие. И хотя у мамы нет времени, чтобы полноценно ухаживать за ребенком, государство платит ей пособие. Если у мамы зарплата 50 000 Р , пособие составит 20 000 Р . А чтобы его получить, нужно всего лишь оформить документы на неполный рабочий день.

Государству все это не нравится. Оно не хочет платить деньги тем, кто ухаживает за ребенком только на бумаге. С точки зрения государства, пособие — это компенсация неполученной зарплаты, а не прибавка к ней.

Чтобы находить такие схемы, ФСС проводит проверки. Иногда выясняется, что в некоторых организациях папы массово уходят в декрет, уменьшая рабочее время на час в пятницу или на пять минут каждый день и почти не теряя в зарплате. И хотя никакой конкретики по поводу длительности неполного времени работы в законах нет, но работодателей наказывают и заставляют возвращать деньги.

Это тоже не изменения: так было и раньше. Страдали от таких схем именно работодатели: деньги забирали у них, а потребовать переплату у работников было проблематично.

Все это не значит, что работающие родители незаконно получали пособия. Большинство тех, кто работает неполный день или на дому, получают и зарплату, и деньги из бюджета — и никто к ним не придирается. Потому что все законно и аккуратно оформлено.

Какие поправки могут появиться в условиях назначения пособий

Вот какую фразу хотят добавить в закон:

В случае если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается.

А вот что она означает.

Государство не будет платить пособие по уходу за ребенком, когда совпадут такие условия:

  1. Родитель работает неполный день и формально имеет право на пособие.
  2. Но при этом с ребенком сидит кто-то другой.

Фактически поправки уточняют те правила, что и сейчас действуют: если не ухаживаете за ребенком, а работаете — пособие не получите. Пусть его получает тот, кто на самом деле сидит с детьми. Даже если это безработная мама, бабушка на пенсии или папа, у которого зарплата меньше маминой.

Если эти уточнения примут, они заработают только с 2021 года. Но все равно принципиально ничего не изменится.

Работающие родители все равно смогут получать пособия по уходу за детьми

Родители, которые работают неполный день, не лишатся пособий автоматически. Из той же статьи никто не убирал норму об их праве на выплаты из бюджета.

Если мама работает на дому и при этом ухаживает за ребенком, она будет получать пособие и зарплату. Если папа ушел в декрет и выходит на работу на два часа в день, он тоже будет получать деньги от ФСС дополнительно к основному заработку.

А вот если папа фиктивно сократил рабочий день на два часа, а супруга не работает — очевидно, что с ребенком сидит именно она. Папе будет сложнее доказать, что именно он укладывает малыша спать, меняет ему подгузники, готовит смесь и ходит на прогулки. А значит, и с пособиями теоретически могут быть накладки. Государство считает, что право на него есть у безработной мамы, а не у папы. Суды и без этих поправок уже упоминали неработающих мам при отказе папам в пособиях. Так что ничего нового в 2021 году в этом плане не произойдет.

Так Минтруд пытается бороться с фиктивными отпусками по уходу за ребенком. Но это не означает отмены пособий работающим родителям. Даже если папу во время декрета отправили в командировку на пять дней и все это время он совсем не видел ребенка, это еще не значит, что он за ним не ухаживает.

Непонятно, как ФСС будет доказывать, кто сидит с ребенком

Сейчас ФСС проверяет, на сколько у работающего родителя сократился рабочий день и как уменьшилась зарплата. Опасно убирать из табеля один час в неделю, а из ведомости по зарплате — 5% заработка. Но если сократить рабочее время в два раза, пропорционально уменьшить зарплату и при этом получать 26 тысяч в виде пособия из бюджета — все законно, ФСС не к чему придраться.

С учетом поправок, с 2021 года проверяющие как будто получат право отменить пособие даже при таком раскладе. Но для этого им придется доказать, что с ребенком сидит не тот, кто оформил уход за ним. Интересно, как они будут это делать.

Судя по всему, рискуют только те самые папы, что работают на мясокомбинатах или электромонтажных предприятиях и сокращают рабочее время на час в неделю ради пособий, хотя с ребенком сидят неработающие мамы. Но ФСС борется с этим и без новых поправок.

Уточнений о длительности неполного рабочего времени по-прежнему нет

Пункт, который хотят добавить в закон о пособиях, почти ничего не изменит. Зато остается нерешенной другая проблема: при какой длительности рабочего времени можно получать пособие. В п. 2 ст. 11.1 закона об обязательном страховании написано, что рабочее время должно быть «неполным», а уточнений нет ни в законе о социальном страховании, ни в трудовом кодексе. Какое время считается неполным? Можно ли, например, сократить рабочий день на два часа — или нужно в два раза?

Неполными могут быть и рабочий день, и рабочая неделя. Получается, что работать три дня в неделю по 8 часов — это тоже неполное время. И хотя в течение трех дней работающая мама почти не будет видеть ребенка, формально она имеет право на пособие.

Чтобы избежать проблем с проверками соцстраха, надежнее всего ориентироваться на сокращение зарплаты: работающий родитель должен так уменьшить рабочее время, чтобы потери заработка были не меньше пособия по уходу. Тогда это точно будет компенсацией, как и задумано государством. И сейчас, и в 2021 году.

Путинских выплат поправки не касаются

Кроме пособий по уходу за детьми до полутора лет семья может получать ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка — их еще называют путинскими. Этих пособий поправки вообще не касаются. Для них трудоустройство и статус родителей не имеют никакого значения. Мама и папа могут работать полный день, а могут вообще никогда не работать, но это пособие все равно получат.

Оцените статью
Добавить комментарий