КС РФ признал противоречащими Конституции РФ отдельные нормы закона о соцзащите граждан, подвергшихся радиационному воздействию из-за катастрофы на ЧАЭС – Льготы всем

Содержание

КС РФ признал противоречащими Конституции РФ отдельные нормы закона о соцзащите граждан, подвергшихся радиационному воздействию из-за катастрофы на ЧАЭС – Льготы всем

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

На государственном уровне лица, пострадавшие от радиации в определенные периоды, получают поддержку из бюджетных источников. В первую очередь в их число попадают чернобыльцы. Им полагаются выплаты, льготы и преференции различного вида. Для их получения нужно оформить статус. То есть подтвердить официально факт участия в аварии в том или ином виде.

Рассмотрим, как определяется льготный статус. Каким документом он подтверждается. На что могут рассчитывать чернобыльцы разных групп в 2020 году.

Законодательное урегулирование

Статус определяется законодательством. Чернобыльцам таковой присваивается на основании норм федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991. Причем в число льготников попадают граждане:

  • участвовавшие в ликвидации последствий аварии;
  • находившиеся на пораженной территории во время катастрофы;
  • живущие или осуществляющие трудовую деятельность в зараженных зонах в определенные годы;
  • отдавшие костный мозг для лечения облученных и другие.

Меры соцподдержки, порядок предоставления статуса и иные вопросы исчерпывающе описаны в законе № 1244-1, подписанном 15 мая 1991 года. Текст акта постоянно совершенствуется. Последние изменения в него внесены 7 марта 2020 года.

Законом пораженные территории разделены на отдельные зоны. Они отличаются уровнем радиоактивного излучения. Причем границы участков регулярно меняются на основании контрольных замеров, проводимых специализированной службой. Зоны таковы (раздел 2 закона):

  1. Отчуждения. Любая деятельность человека на данной территории запрещена. Это районы со смертельным уровнем поражения;
  2. Отселения. К таковой отнесены районы, из которых люди выехали добровольно или принудительно ввиду опасности поражения организма;
  3. С правом на отселение. Это участки с повышенным, но не смертельно опасным излучением. На них разрешено проживание и экономическая деятельность. Однако власти организуют постоянный контроль радиационного фона с целью защиты населения;
  4. Со льготным социально-экономическим статусом. Это участки, находящиеся в пределах Российской Федерации, на которых фон повышен, но не опасно. Здесь разрешено проживание и трудовая деятельность. Но власти организуют контроль, дополнительную защиту населения в том числе путем проведения медицинских и социальных мероприятий.

Внимание: уровень поддержки граждан, пострадавших от атомной катастрофы, зависит от того, в какой из зон они находились во время аварии или проживают теперь. Скачать для просмотра и печати:

Категории чернобыльцев

Льготная категория присваивается претенденту на основании норм законодательства. Перечень лиц, которым полагается статус пострадавшего, приведен в 19 статье указанного закона. Правовой статус присваивается людям, подвергшимся облучению и утратившим по данной причине здоровье. Перечень охватывает всех, кто мог попасть под облучение ввиду проживания в пораженной зоне в момент катастрофы и позже или из-за привлечения к трудовой деятельности на данной местности.

Так, льготы полагаются гражданам:

Таким образом, преференции полагаются практически всем людям, затронутым радиоактивным излучением с 1986 года по настоящее время.

Однако для новых претендентов, которые живут или трудятся в районах загрязнения ныне, предусмотрены ограничения. Таковые связаны с периодом воздействия агрессивной среды на организм. Минимальные параметры различны для отдельных зон. А именно:

  • в районе отселения необходимо прожить (отработать официально) год;
  • в регионе с правом на отселение — три;
  • на территории особых социально-экономических условий — четыре.

Порядок оформления статуса

Льготная категория подтверждается удостоверением. Таковое чернобыльцы и ликвидаторы могут оформить в органах соцзащиты по месту нынешнего проживания. При этом от претендента требуется:

  1. Инициативное обращение с заявлением установленного образца.
  2. Документальное обоснование просьбы.
  3. Подтверждение гражданства РФ.

Претендент обязан предоставить в соцзащиту такие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении (для несовершеннолетнего);
  • выписку о проживании в пораженном регионе в определенное время (выдает отделение Федеральной миграционной службы);
  • трудовую книжку, в которой есть отметка о работе в загрязненных областях;
  • командировочное удостоверение или справку с места прежнего трудоустройства, подтверждающую участие в ликвидационных или эвакуационных мероприятиях;
  • военный билет с соответствующей отметкой;
  • архивные справки и иное;
  • справку о назначении инвалидности и заключение медико-социальной экспертизы о ее причине.

Совет: за лежачего больного в соцзащиту может обратиться представитель. Его необходимо снабдить нотариальной или приравненной к ней доверенностью.

Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев

Преференции для граждан данной группы описаны в указанном законе, Трудовом кодексе, региональных нормативных актах. Удостоверение дает такие права:

  • на скидку в 50% по оплате:
    • коммунальных счетов;
    • жилой площади;
    • твердого топлива (если дом не обеспечен центральным обогревом);
  • обслуживание без соблюдения очередности в:
    • муниципальных медучреждениях;
    • аптеках;
  • предоставление места вне очереди в госучреждениях для престарелых и инвалидов;
  • ежемесячные выплаты разного характера;
  • обеспечение жилым помещением за госсчет при отсутствии такового в собственности;
  • первоочередное предоставление места в некоммерческих кооперативах:
    • садоводческих;
    • строительных;
    • иных (по местным законам).

Внимание: выплаты чернобыльцам запланированы в рамках федерального и регионального законодательства.

Преференции в рамках трудового права

Работающие льготники при предоставлении удостоверения обеспечиваются такими привилегиями:

  • оплата листа нетрудоспособности производится в размере 100% среднедневного заработка без учета предшествующего стажа;
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска сроком от 7 до 14 дней;
  • выплата единовременной компенсации на оздоровление к отпускным;
  • сохранение средней зарплаты в период получения новой профессии (отселенным при условии регистрации в Центре занятости);
  • приоритетное оставление в штате при проведении сокращения.

Подсказка: если чернобылец увольняется с места службы в связи с ухудшением состояния здоровья, то ему назначается пособие до восстановления функций организма либо оформления группы инвалидности (но не более, чем на четыре месяца).

Другие привилегии

Граждане данной льготной группы могут претендовать на такие преференции:

  • дополнительные выплаты по уходу за ребенком;
  • обеспечение детей родителей-чернобыльце местами в детских садах без учета очередности;
  • обслуживание в медучреждениях, к которым были приписаны во время прохождения службы;
  • получение льготных оздоровительных путевок.

Внимание: инвалидам из числа пострадавших от радиации назначается пенсионное обеспечение в рамках действующего законодательства.

Привилегии при отселении

Государство компенсирует людям потери ввиду вынужденного переселения в иной регион страны. Законом предусмотрены такие преференции материального характера:

  • оплата транспортных услуг, в том числе по перевозке имущества (если транспорт не предоставлялся бесплатно);
  • компенсирование утраты:
    • домашней утвари (если ее нельзя было вывести ввиду сильного загрязнения);
    • сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и посевов;
    • дачных домиков (выплачивается без учета регистрации претендента на момент аварии);
  • единовременное пособие на переезд.

Важно: компенсация за домик (в 1986 году землю в собственность не выдавали) производится и наследникам умерших. В отношении объекта выплата полагается один раз.

Как получить преференции

Привилегии любого характера предоставляются претенденту на основании двух документов:

  • паспорта;
  • удостоверения чернобыльца.

Алгоритм оформления таков:

  1. Определить организацию, которая отвечает за тот или иной вид льгот.
  2. Подать заявление и копии указанных документов.
  3. Дождаться ответа.

Важно: привилегии, описанные в федеральном законе, обязаны представлять предприятия всех форм собственности. От льготника требуется подача заявления и подтверждение статуса.

Например, чтобы получить жилое помещение за счет бюджета, нужно обратиться в местную администрацию. Вместе с заявлением предоставляются такие документы:

  • паспорт;
  • удостоверение;
  • справка о нуждаемости в улучшении условий проживания.

Дополнительно

Государство поддерживает пострадавших весь период их жизни. Статус дает право на получение соцпомощи разного вида до самой смерти.

А после смерти льготника поддержка оказывается родным и близким. Им выплачивается пособие на погребение. А в некоторых ситуациях — пенсия по утрате кормильца.

Чернобыльские льготы в других странах

Ядерная катастрофа, произошедшая в СССР, отразилась на судьбах жителей нескольких стран. Республики на уровне законов также поддерживают пострадавших. На законодательном уровне присвоение статуса установлено:

  1. В Украине законом № 796- XII от 28.02.1991. Акт подобен российскому. В нем присутствует описание льготных категорий и соответствующих мер поддержки;
  2. В Белоруссии законом № 9-3 от 06.01.09. Акт предусматривает выдачу удостоверения и порядок обеспечения соцподдержкой граждан данной категории;
  3. В Казахстане нет отдельного нормативного акта для чернобыльцев. Преференции включены в разные законы. Так, лица, пострадавшие от катастрофы, получили право на обеспечение жилыми помещениями за счет бюджета, льготное медобслуживание, предоставление налоговых скидок и иное.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

К изменениям в законодательстве на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

К изменениям в законодательстве на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

С момента принятия Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в него 39 раз вносились изменения федеральными законами. Неоднократно, данный закон был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, а сопутствующие нормативные акты, предметом рассмотрения Верховного суда РФ. Неподъемность закона была отмечена даже в Верховном суде, так судья Верховного Суда кандидат юридических наук Зырянов А.И., отмечал:

«Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов» (из Статьи: Компенсация морального вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Зырянов А.И., «Российский судья», 2005, N 4), КонсультантПлюс).

И действительно за годы существования закона, по данным базы КонсультантПлюс (данные 2015 г.):

Количество нормативных документов, непосредственно посвященных чернобыльской тематике превысило 2000;

из них 45 законодательных актов – 19 федеральных;

675 федеральных нормативных актов, из них 180 нормативных актов Правительства РФ;

5 Постановлений Пленума ВС РФ;

11 Постановлений КС РФ, 264 Определения КС РФ;

Для статистики нормативные документы, с упоминанием о Чернобыльской АЭС составляют:

20449 нормативных актов;

из них 1259 законодательных акта – 198 федеральных;

2915 федеральных нормативных актов;

39 Постановлений ВС РФ;

154 решения ВС РФ об оспаривании нормативных актов из них – 24 по здравоохранению;

20 Постановлений КС РФ, 446 Определения КС РФ;

Не безынтересно мнение, касающееся и политики замены льгот денежными выплатами, еще одного специалиста в области укрепления законности и правопорядка, Красинского В.В, научного сотрудника НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

«…пример связан с проводимой руководством страны политикой т.н. «непопулярных решений», в основе которой лежит сокращение государственного финансирования социальной сферы за счет переноса на население соответствующих расходов. С этой целью рассмотрим историю появления законодательства о замене льгот на денежные выплаты.

Читайте также:  Внесены изменения в законодательство об ОМС – Льготы всем

12 апреля 2000 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Законопроект предусматривал отмену или приостановление действия ряда льгот, установленных для ветеранов, пенсионеров, инвалидов вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и общего заболевания лиц, подвергшихся воздействию радиации, жертв политических репрессий, граждан, работающих и проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лиц, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и иных граждан.

В своем обращении от 30 июня 2000 г. к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил: «. полагаю, что изыскание Правительством Российской Федерации дополнительных средств путем сокращения определенных льгот и социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, указанным категориям граждан (преимущественно из мало- и среднеобеспеченных слоев общества) и тем самым разрешить финансово-экономические проблемы за счет отказа от предоставления льгот этим гражданам недопустимо. Затрагивая основополагающие правовые гарантии в социальной сфере, данный законопроект существенно ущемляет и ухудшает социально-экономические права граждан и тем самым противоречит статье 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».

Очередная попытка была предпринята в 2001 – 2002 гг. Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот” были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, отменяющие льготы, предоставленные военнослужащим, членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Взамен льгот указанной категории граждан была установлена ежемесячная 50-процентная денежная компенсация расходов по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установки квартирных телефонов, абонентской плате за пользование телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами. Порядок выплаты денежных компенсаций, в соответствии с законом, должно было определять Правительство Российской Федерации.

Однако Правительством Российской Федерации не определен порядок выплаты указанных денежных компенсаций, в связи с чем они гражданам не выплачиваются» (из статьи: Качество российских законов (Красинский В.В.) (“Право и политика”, 2005, N 5), КонсультантПлюс)).
И еще: «Отметим, что в качестве уловки юридической техники замена льгот на денежные выплаты установлена Законом с удивительно непонятным названием, не имеющим непосредственного отношения к предмету регулирования. См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«В связи с изложенным у автора есть предложение: раз уж прослеживается стремление государства максимально освободиться от социальных расходов, то зачем лицемерить: давайте исключим из Конституции Российской Федерации положение о том, что Россия является социальным государством» (из статьи: Качество российских законов, Красинский В.В., “Право и политика”, 2005, N 5, КонсультантПлюс).

Значительным изменениям подверглись положения статьи (ст. 24) указанного закона, «Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В результате изъятия из нее положений: о бесплатном обязательном медицинском страховании со специальной базовой программой, содержание статьи носит характер пустой декларации, поскольку и так все граждане Российской федерации, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

А изъятие понятия «либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами» противоречащее многочисленным оценкам медицинских специалистов (в частности: Ростовского государственного медицинского университета; Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Росздрава и др.), практически полностью исключает необходимость присутствия данной статьи в законе,

В результате всех изменений и делегирования большей части своих функций другим законодательным и нормативным актам, бывший Закон прямого действия, выхолощен и, в настоящее время, в основном, стал носить декларативный характер.

И понятно, что нельзя серьезно воспринимать в качестве существенных мер социальной поддержки нижеуказанные рудименты времен СССР, оставленные в законе вероятно для количества при разгроме статьи 14 чернобыльского закона, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ:

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы;

внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы);

внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства;

внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении (дети уже выросли);

преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов. (Это в комментариях не нуждается).

Изменения внесенные в закон можно разделить на три группы.

1. Нормы отмененные различными Федеральными законами;

2. Нормы изъятые из закона и частично воспроизведенные в других законодательных актах;

3. Отсылочные нормы – делегирующие реализацию прав граждан другим нормативным документам

Все три типа изменений внесенных в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разной степени, но все же, ограничивают и умаляют права граждан путем создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина гарантированные статьями 39, 40, 41, 42, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

А отдельные искусственно созданные нормы, в нарушение части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, вводят различия в правовом статусе, как лиц, принадлежащих к разным социальным группам, инвалидов ЧАЭС и трудувечников различных отраслей промышленности по реализации права на возмещение вреда здоровью, так и внутри социальной группы инвалидов ЧАЭС, тех же прав, по временному признаку.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», создавался в основном, как специальный закон прямого действия, направленный на защиту прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Нормы указанного специального закона были защищены своей статьей 2: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними».

Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. N 199-О указал: «В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы». В Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П он уточнил свою позицию, отметив, что «в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posteriori derogat lex priori» («последующий закон отменяет действие предыдущего»), означающее следующее. Даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений».

Как видно из вышесказанного, никакой другой закон не смог бы наложить запрет на реализацию норм, регламентируемых чернобыльским законом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда значительная часть функций чернобыльского закона или отменена или частично воспроизведена в других законодательных актах, однако нет ни какой гарантии, что делегированные нормы при наличии коллизии, будут реализованы. Кроме того возможна свобода усмотрения заинтересованных лиц в данной отрасли права о нецелесообразности той или иной бывшей нормы чернобыльского закона. А чернобыльский закон ни контролировать, ни влиять на эти процессы не сможет.

Примером такого делегирования, является изъятие из чернобыльского закона и делегирование Налоговому кодексу налоговых льгот, куда они попали почему-то в усеченном виде, после чего появились многочисленные разъяснения структур Минфина, что новым правовым регулированием ряд льгот не предусмотрен.

Если отдельные нормы закона с помощью изъятий и отсылочных норм можно было загнать в различные другие законы, в том числе и в иные отрасли права и благополучно там похоронить (что и было сделано), то реализация норм в возмещение вреда могла быть делегирована только к главе 59 ГК РФ или Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, что было финансово-затратно для бюджета. В связи, с чем был изобретен закон – фантом (Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ), которым, достаточно оригинальным способом, а именно фиксированными выплатами, была закрыта проблема реализации права на возмещение вреда указанной категории граждан.

И так, в результате многочисленных изъятий и делегирования значительного количества норм в различные законодательные акты и отрасли права, чернобыльский закон лишен функций закона прямого действия. За законом остались функции некоего запретительного барьера, за рамки которого выходить нельзя, что неоднократно подтверждалось при попытках граждан защитить свои права в гражданско-правовом поле. В дружной системе правоприменения, имеет место своего рода законодательная резервация, с запретом выхода за пределы правового поля данного закона.

«Чернобыльские» права родившихся и неродившихся детей Конституционный Суд признал равными

Родившиеся и неродившиеся дети «чернобыльской» зоны равны в своих правах, – решил Конституционный Суд в постановлении № 40-П от 13 декабря 2020 года.

Резонансный вопрос в пользу пострадавших от радиации граждан был разрешен судом без проведения слушания. Суд провел проверку конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.С.Овечкиной, которая родилась 21 ноября 1989 года в деревне Кочергино Селивановского района Владимирской области, куда прибыла ее мать Л.П.Становова, которая 25 июня 1989 года, будучи беременной, добровольно в порядке переселения выехала из села Яловка Красногорского района Брянской области (включено в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне отселения согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 и от 8 октября 2015 года № 1074).

Читайте также:  Определены правила отправления СМС-запросов на предоставление госуслуг

14 декабря 1993 года Администрацией Владимирской области заявительнице как лицу, выехавшему из зоны отселения, было выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, в котором было указано, что она проживала в данной зоне с февраля 1989 года по 25 июня 1989 года. 26 ноября 2012 года государственным казенным учреждением Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Кольчугинскому району» ей был выдан дубликат указанного удостоверения.

Женщина пользовалась льготами, установленными законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но в 2015 году её этих льгот лишили:

– прекратили выплату ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном образовательном учреждении,

– прекратили выплату ежегодной компенсации на оздоровление,

– перестали оплачивать дополнительный ежегодный отпуска продолжительностью 14 календарных дней, поскольку она в зоне радиоактивного загрязнения не проживала и в связи с этим отсутствуют основания для выдачи удостоверения о праве на соответствующие компенсации и льготы.

Затем её предложили сдать имеющееся у нее удостоверение ввиду его недействительности.

Но на этом органы власти не остановились и исключили её из очереди на жилье: Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 25 декабря 2015 года Т.С.Овечкина на основании решения жилищной комиссии, датированного тем же числом, была исключена из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы.

Суды общей юрисдикции отказали в защите прав женщины – первая, апелляционная и кассационная инстанция решили, что, собственно, и права-то её не нарушены. Но с таким выводом не согласился Конституционный Суд РФ.

На что обратил внимание Конституционный Суд РФ:

1. Он напомнил о ранее вынесенных постановлениях – от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П – в которых уже указывалось, что при избрании способов компенсации вреда государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19, 42 и 53 Конституции Российской Федерации 7 требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Это значит, что с целью недопущения дискриминации запрещено вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

На практике именно этот принцип равенства в разных ситуациях страдает, только до Конституционного Суда доходят с жалобами единицы, как в данном случае.

2. Граждане, которых отселили с зоны отселения и которые выехали с опасной территории сами, должны быть равны в правах: независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения – в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

3. Дети родившиеся и находящиеся на стадии внутриутробного развития равны в своих правах на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Суд отмечает, что наличие биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод в случаях, если беременная женщина подвергается такому воздействию в период нахождения на территории, загрязненной радионуклидами.

4.Повышенные социальные гарантии для детей из зоны отселения должны распространяться не только на родившихся детей, но и на детей, находящихся на стадии внутриутробного развития и родившихся до 1 апреля 1987 года. Т.е. еще нерожденные дети приравнены по правам к гражданам, проживавшим на указанной территории в период после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, для которого были характерны максимальные показатели радиоактивного загрязнения местности.

5. Эвакуации или просто переселение из зараженной радиацией территории – разницы для граждан в объеме льгот быть не должно.

В итоге КС признал оспариваемую норму закону непротиворечашей Конституции, – просто это норма, по мнению суда, неправильно применялась: дети, находящиеся на стадии внутриутробного развития имеют те же права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом, что и дети, уже успевшие родившиеся на момент выезда матери с загрязненной территории.

Такая позиция Конституционного Суда РФ представляется весьма обнадеживающей для всех граждан, чьи права на получение «чернобыльских» льгот нарушаются.

Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 – 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 – 1990 годах в работах по объекту “Укрытие”; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 – 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 – 1990 годах службу в зоне отчуждения;

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда.

К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

КС РФ признал противоречащими Конституции РФ отдельные нормы закона о соцзащите граждан, подвергшихся радиационному воздействию из-за катастрофы на ЧАЭС – Льготы всем

от 14 февраля 2014 года Дело N 33-731/2014

14 февраля 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Савельевой Н.В., Степановой Т.Г.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 декабря 2013г. по иску Павлюковой Т.П. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании права на получение мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия

Павлюкова Т.П. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что ее родители (. ) и (. ) до (. ) года проживали в (. ). В мае 1988 года в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС выехали для постоянного жительства в (. ). Истица родилась (. ). В (. ) году семье были выданы удостоверения как гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В (. ) году органы соцзащиты изменили семье истицы статус (категорию) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на п. 11 ст. 13 указанного Закона. Решением Сортавальского городского суда РК от (. ) за родителями истицы признано право на получение мер социальной поддержки от государства как лиц, выехавших добровольно из зоны отселения, им выданы соответствующие удостоверения. Истица также обратилась к ответчику о выдаче нового удостоверения, однако ответчик сообщил, что предоставление льгот истице прекращено. Истица просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки от государства как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения. Обязать ответчика выдать специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения.

Читайте также:  Расширен список пенсионеров-селян, получающих дополнительную прибавку к пенсии – Льготы всем

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Решением суда иск удовлетворен. Суд признал за Павлюковой Т.П. право на получение мер социальной поддержки от государства как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения. Суд обязал Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия выдать Павлюковой Т.П. специальное удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права по следующим основаниям. Законодатель распространил действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. В данном Законе речь идет об эвакуации граждан только из зоны отчуждения в 1986 году. Таким образом, положения Закона не распространяются на детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития на момент выезда их родителей из населенных пунктов зоны отселения. Родители истца в мае 1988 года выехали из зоны отселения для постоянного места жительства в (. ), истец находилась в состоянии внутриутробного развития. Из анализа норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что законодатель распространяет нормы Закона на детей, которые находились в состоянии внутриутробного состояния и родились до 01 апреля 1987 года, а также на детей, которые на момент эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а не на всех детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития.

В представленных в суд возражениях истица полагала решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Худякова Ю.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица Хуотари И.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, полагала решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы Еремеев Ю.С. полагал решение суда законным и обоснованным.

Истица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о времени и месте слушания дела.

Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Как следует из материалов дела, родители истицы – (. ) и (. ) до 1988 года проживали в (. ). В мае 1988 года в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС родители истицы выехали для постоянного жительства в (. ). С (. ) до (. ) (. ) относился к зоне последующего отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляла от 15 до 40 Ки/кв.км. Истица родилась (. ).

Родителям истицы, а также истице (. ) года (. ) Горсобесом были выданы удостоверения с указанием зоны- зона с последующим отселением, при этом в удостоверениях их статус был определен как лиц, выехавших добровольно из зоны отселения, что было подчеркнуто в соответствующей строке.

В связи с выданными удостоверениями родители истицы, а также истица до (. ). пользовались компенсациями и льготами, установленными в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лица, выехавшие добровольно из зоны отселения.

В (. ) году в связи с отсутствием в данном законе понятия «зона с последующим отселением» родителям истицы и истице органами социальной защиты было сообщено о том, что выданные удостоверения оформлены ненадлежащим образом и подлежат замене.

Вместе с тем, при замене удостоверений родителям истицы органами социальной защиты был изменен их статус категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на п. 11 ст. 13 указанного Закона, которым предусмотрено отнесение к указанной категории лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от (. ), вступившим в законную силу, за родителями истицы признано право на получение мер социальной поддержки от государства как лиц, выехавших добровольно из зоны отселения.

(. ) истица обратилась к ответчику с заявлением о замене специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

(. ) ответчиком было отказано в выдаче нового удостоверения, выданное ранее истице удостоверение серии (. ) №(. ) признано недействительным, предоставление мер социальной поддержки истице прекращено.

Таким образом, материалами дела установлено, что истица находилась в состоянии внутриутробного развития на момент выезда ее родителей из зоны отселения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Из ответа Министерства здравоохранения и социального развития РК от (. ) истице сообщено, что распоряжение Министерства от 08.10.2012 № 286-р в выдаче удостоверения отменено, поскольку из разъяснений Управления организации программно-целевого планирования МЧС России от 02.09.2013 № 32-2-2204 следует, что действие Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. Эвакуация граждан проводилась только из населенных пунктов зоны отчуждения. Таким образом, данная норма не распространяется на детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития на момент выезда их родителей из населенных пунктов зоны отселения.

Вместе с тем в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 1 декабря 1997 года №18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 19 июня 2002 года № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О минимальном размере оплаты труда» и «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда. Особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба.

Между тем, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда – льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда – такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П и др.).

Применительно к настоящему спору следует отменить, что редакция пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года №1244-1 не менялась, однако на момент выдачи истице удостоверения в (. ) году органами социальной защиты толкование данной нормы не исключало признание за истицей права на меры социальной поддержки в соответствии с положением указанной статьи, что означает признание государством установленного истице объема возмещения вреда.

При этом ненадлежащее оформление органами социальной защиты документов в отсутствии вины истицы не влечет за собой нарушение ее прав.

Отказ ответчика в настоящее время в выдаче истице удостоверения единого образца, подтверждающего право на компенсации и льготы, установленные в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и признание выданного ранее удостоверения недействительным, по сути, означает уменьшение объема возмещения вреда, причиненного здоровью истице чернобыльской катастрофой, уже признанного государством и предоставлявшегося ей.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о признании за истицей права на получение мер социальной поддержки от государства как лицом, добровольно выехавшем из зоны отселения, удовлетворив заявленные требования.

Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и тем самым – нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда с учетом вышеприведенных правовых положений.

Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, материальных и процессуальных оснований для его отмены не имеется.

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 декабря 2013г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
файл-рассылка

Оцените статью
Добавить комментарий