КС РФ указал на обязанности региональных парламентов в социальной сфере – Льготы всем

Содержание

КС РФ указал на обязанности региональных парламентов в социальной сфере – Льготы всем

Социальные льготы

Что такое социальные льготы

Социальные льготы — это преимущества, которые предоставляются государством разным категориям граждан РФ .

Государство устанавливает такие меры социальной поддержки как:

  • предоставление дополнительных прав или выплат;
  • полное или частичное освобождение от выполнения различного рода обязательств или осуществления платежей.

Чтобы получить право на льготы необходимо соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Низкий уровень дохода. Сюда попадают пенсионеры, малоимущие, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные и т.д.
  2. Достижение определенного возраста. В основном это относится к пенсионерам по выслуге лет или по возрасту.
  3. Иметь особые заслуги или выдающиеся достижения перед Отечеством. В этом случае льготы предусмотрены Героям СССР , Соцтруда и РФ и др.
  4. Отсутствие одного или обоих родителей.
  5. Нетрудоспособность — временная или постоянная.
  6. Многодетность и другие жизненные обстоятельства.

Обязательное требование для получения социальных льгот — наличие гражданства РФ .

Кому положены льготы

Помощь от государства могут получить следующие лица:

  • Участники ВОВ и других военных действий, а также их семьи;
  • инвалиды и ветераны труда;
  • лица, отмеченные государственными наградами;
  • труженики тыла;
  • доноры;
  • многодетные матери или отцы;
  • малоимущие граждане;
  • государственные служащие;
  • дети, не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры;
  • узники концлагерей;
  • лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС ;
  • политрепрессированные и их родственники;
  • безработные.

В России льготная система основана на уравнительном принципе — в первую очередь государство заботится о наименее защищенных гражданах. Это связано с ограниченностью средств, распределяемых через бюджет.

Виды социальных льгот

В Российской Федерации государственная поддержка основана на категориальности. Социальные преференции делятся по категориям:

  • пенсии;
  • жилищные;
  • медицинские;
  • проездные;
  • прочие виды льгот.

Все социальные преференции имеют заявительный характер, т. е. предоставляются только после написания заявления. Граждане льготных категорий могут выбрать форму получения государственной помощи: денежные выплаты или получение социальных услуг в нематериальном виде. Законом предусмотрена возможность замены натуральных услуг на ЕДВ , которая перечисляется одновременно с пенсионными выплатами.

Пенсионные выплаты

Это ежемесячные социальные перечисления от государства, которые являются основным источником дохода для большинства получателей средств.

Пенсионные выплаты делятся на две составляющие:

  1. Государственные пенсии — право на их получение гарантируется законом. Такую пенсию назначают:
    • при наличии продолжительного рабочего стажа в конкретной отрасли (например, образование или медицина);
    • после наступления установленного законом возраста и невозможностью полноценно трудиться;
    • в результате получения инвалидности — если гражданин потерял возможность трудиться в результате болезни, полученных травм или увечий;
    • социальные пенсии — минимальные выплаты для лиц, у которых не хватает (или нет) стажа (трудового или страхового).
  2. Трудовые пенсии — это компенсация гражданам средств, полученных ранее (своей заработной платы или доходов членов семьи). Они назначаются в следующих случаях:
    • при потере кормильца — на выплаты имеет право лицо, которое не обеспечивало себя самостоятельно и являлось иждивенцем у пропавшего или умершего члена семьи;
    • при получении инвалидности;
    • при достижении нетрудоспособного возраста, определенного законом.

Ряд лиц имеет право выйти на пенсию раньше установленного времени (не дожидаясь наступления пенсионного возраста). Такая привилегия зависит от условий труда, региона проживания, а также половой принадлежности (женщина или мужчина).

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Жилищные льготы

Государство оказывает поддержку в виде предоставления жилья и скидок по оплате ЖКУ . Преференции устанавливаются в виде:

  1. Договора «социального найма» — аренда квартиры у государства по цене ниже рыночной. Для выделения жилья используют резервы государственного и муниципального жилищного фонда. На эти средства могут рассчитывать несовершеннолетние дети-сироты и граждане, оставшиеся без жилья (признано негодным). Кроме того, эти льготники обеспечиваются жильем в первую очередь.
  2. Права на улучшение условий проживания. Эту льготу могут получить граждане в том случае, если размер их жилплощади не соответствует минимально установленным нормам.
  3. Льготы по оплате коммунальных платежей. Если расходы на оплату услуг ЖКХ превышают установленную норму, государство за счет скидок уменьшает размер необходимых платежей. Величина скидок зависит от региона проживания и категории льготы и достигает 25-50% (в некоторых случаях 100% освобождение от оплаты).
  4. Программы ипотечного кредитования реализуются путем выдачи субсидий для погашения ипотечных кредитов.

Проездные льготы

Практически для всех льготных категорий граждан в 2020 году предусмотрены скидки на проезд в общественном городском и пригородном транспорте. Величина скидок меняется в зависимости от категории льготника.

Проездные преференции бывают нескольких видов:

  • скидка на оплату проезда — от 50 до 100%;
  • проездные билеты на городской общественный транспорт, безоплатно или за 50% от стоимости;
  • субсидированные тарифы для отдаленных регионов РФ при покупке билетов к месту отдыха.

Медицинские льготы

Льготы в сфере здравоохранения предоставляются в виде оплаты зубопротезирования и приобретения специальных ортопротезов. Эти расходы оплачивает ФСС .

Гражданам определенных категорий, таким как инвалиды, дети до 3-х лет, положены бесплатные лекарства. Перечень лекарств утверждает Министерство здравоохранения РФ и получить их можно только по рецепту врача.

Налоговые льготы

Преференции в сфере налогообложения предусматривают возможность уплаты сбора в меньшем размере или полное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы предоставляются по следующим видам налогов:

  • подоходному;
  • имущественному;
  • земельному;
  • транспортному.

В России каждый регион вправе установить дополнительные региональные скидки и преференции. Размер дополнительных преимуществ зависит от финансовых возможностей края (области). Виды положенных льгот следует уточнять в местных органах соцзащиты.

Особенности федеральных и региональных льгот

Федеральные льготники отличаются от региональных только источником финансирования социальных привилегий.

Государственная социальная поддержка финансируется за счет федерального бюджета и предоставляется гражданам на всей территории страны. Власти регионов имеют право формировать дополнительные преференции для отдельных слоев населения исходя из своих финансовых возможностей. Поэтому претендовать на региональные льготы могут не все категории граждан.

Разница между категориями льготников наглядно видна в таблице

Федеральные льготыРегиональные льготы
Все выплаты осуществляются из федерального бюджетаВсе выплаты осуществляются из бюджета края (области)
Выплаты из федерального бюджета не дублируются региональными льготамиПолучать аналогичную доплату на федеральном и региональном уровнях невозможно
Все привилегии предоставляются согласно законам РФДля утверждения местных преференций не требуется одобрения Правительства РФ

Кто является федеральным льготником

Право получать преференции и скидки за счет федерального бюджета имеют:

В 2020 году в отдельных областях (крае) на дополнительную помощь вправе рассчитывать лица следующих категорий:

  • ветераны труда и вооруженных конфликтов, а также члены семей погибших участников войны;
  • труженики тыла;
  • доноры (кроме лиц, отмеченных знаком «Почетный донор СССР » или «Почетный донор России»);
  • пенсионеры старше 80-ти лет;
  • отдельные категории детей, не достигших совершеннолетия (сироты, многодетные, инвалиды и др.);
  • малоимущие или многодетные семьи и другие категории граждан.

Региональные органы управления не имеют полномочий отменять выплаты, предусмотренные федеральным бюджетом.

Куда обращаться для оформления преференций

Оформлением права на получение социальной поддержки занимаются как государственные федеральные, так и региональные органы.

Чтобы заявить о своем праве на получение федеральных социальных выплат заявителям стоит обратиться в органы Пенсионного фонда РФ . Для уточнения прав на региональные выплаты и компенсации необходимо подойти в местные органы социальной защиты населения.

Читайте также:  Максимальный объем пособий по уходу за детьми станет свыше 26.000 руб. – Льготы всем

Чтобы оформить налоговые вычеты, заявитель должен подать в налоговые органы по месту проживания документы для подтверждения статуса льготника.

Перечень документов

В России практически каждый гражданин может претендовать на преференции от государства. Для подтверждения своих прав, необходимо подать в соответствующие органы определенные документы:

Изменения в 2020 году

В 2020 году законодательством предусмотрено увеличение размеров ЕДВ для некоторых льготных категорий населения.

На федеральном уровне повышение размеров выплат запланировано с 1 февраля для:

Для пенсионеров, достигших возраста 70-80 лет и старше, в 2020 предусмотрено право оформления льгот на оплату взносов по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Условие получение льготы:

  • отсутствие дополнительного источника дохода, кроме пенсии;
  • пенсионер должен проживать в квартире один, без родственников.

По государственной программе «Дальневосточный гектар» Правительство рассматривает возможность льготного кредитования участников на потребительские нужды.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 524-О по жалобе гражданки Анохиной Натальи Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Комментарии Российской Газеты

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” предварительное изучение жалобы гражданки Н.М. Анохиной,

установил:

1. Советский районный суд города Орла решениями от 28 сентября 2005 года и от 9 февраля 2006 года признал правомерным отказ MПП “Орелводоканал” и ООО “Орелрегионгаз” в предоставлении гражданке Н.М. Анохиной с июня 2005 года льгот по оплате коммунальных услуг (50-процентной скидки с установленной платы за водоснабжение и пользование газом), которыми она как член семьи инвалида III группы вследствие военной травмы, приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны, пользовалась в соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” в редакции, действовавшей до внесения в него изменений статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 марта 2006 года решение от 28 сентября 2005 года оставлено без изменения. Определением судьи Орловского областного суда от 17 апреля 2006 года по надзорной жалобе Н.М. Анохиной на решение от 9 февраля 2006 года в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказано.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.М. Анохина оспаривает конституционность следующих положений статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ: пункта 6, признающего утратившими силу пункты 3 и 4 статьи 11 Федерального закона “О ветеранах”, согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными; пункта 9, предусматривающего замену в абзаце первом пункта 1 статьи 14 того же Федерального закона слов “права и льготы” словами “меры социальной поддержки”.

По мнению заявительницы, названные законоположения, отменяющие без равноценной компенсации льготы, ранее предоставлявшиеся членам семей инвалидов, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, ущемляют ее конституционные права и тем самым противоречат статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт “ж” части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям федерального законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, федеральный законодатель вправе избирать и изменять формы их предоставления – денежную или натуральную, видоизменять их применительно к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается гражданин, относящийся к числу нуждающихся в социальной поддержке либо к категории граждан, заслуживающих, по мнению государства, уважения и почета.

Социальная поддержка населения может осуществляться в разнообразных формах – в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав и пр. Поэтому сама по себе замена в действующем законодательстве слов “права и льготы” на “меры социальной поддержки” не может свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты соответствующих категорий граждан, что противоречило бы статьям 19, 55 и 56 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан – получателей мер социальной поддержки.

При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 26 декабря 2002 года N 17-П; определения от 4 декабря 2003 года N 415-О по запросу группы депутатов Государственной Думы и от 2 февраля 2006 года N 56-O по жалобе гражданина О.И. Ляпунова).

3. Федеральный закон “О ветеранах”, исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты “а”, “в”, “м”) и 72 (пункты “б”, “ж” части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к обладающим особым статусом лицам, проходившим военную службу в годы войны и в иных чрезвычайных ситуациях, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, распространяет меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

Такие меры определены в подпункте 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах”, который – как в ныне действующей редакции, так и в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, – не содержит прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей инвалидов войны. Анализируя вопрос о праве этих лиц на соответствующие льготы, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2003 года N 423-O по запросу Конституционного суда Республики Татарстан применительно к подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О ветеранах” в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года, пришел к выводу, что положения Федерального закона “О ветеранах” во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.

Читайте также:  В скором будущем возможен запрет на свободный доступ к информации о долгах россиян

Признание же пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона “О ветеранах” не означает, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 1 января 2005 года системы социальной защиты.

Таким образом, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона “О ветеранах” не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50 процентов с установленной платы за водоснабжение и пользование газом для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 1 января 2005 года.

При этом, однако, не исключается право федерального законодателя в процессе совершенствования действующей системы социальной защиты населения дифференцировать меры социальной поддержки и условия их предоставления членам семей инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, с учетом специфики их правового статуса, имущественного положения и иных обстоятельств.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Положения пунктов 6 и 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.

2. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании ранее сформулированных правовых позиций конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

3. Признать жалобу гражданки Анохиной Натальи Михайловны не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявительницей вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” итогового решения в виде постановления.

4. В соответствии со статьей 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” дело гражданки Анохиной Натальи Михайловны подлежит пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Определения, если для этого не имеется иных препятствий.

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в “Российской газете”, “Собрании законодательства Российской Федерации” и “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В. Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю. Данилов

процесс

Вчера Конституционный суд (КС) начал проверку нормы закона о монетизации льгот, по которой органы местного самоуправления не вправе ухудшать социальное положение граждан, имевших по состоянию на 1 января 2005 года право на льготы и компенсации. По мнению авторов запроса, отмена гарантий определенного объема социальных льгот на федеральном и региональном уровнях с одновременным требованием сохранить этот объем на муниципальном уровне является нарушением принципов самостоятельности органов местного самоуправления.

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба мэра Твери и Тверской городской думы, оспоривших ст. 153 федерального закона #122, более известного как закон о монетизации льгот. Согласно этой статье, граждане, имевшие на 1 января право на льготы и компенсации, не должны его утратить после вступления в силу 122-го закона. Поэтому органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе сокращать объем предоставленных гражданам льгот.

Причиной, вынудившей руководство Твери дойти до КС, стала ситуация с платой за содержание детей в детских садах города. 122-м законом было отменено постановление Верховного совета РФ 1992 года, установившее предельные размеры платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и вводившее льготы отдельным категориям граждан. В январе 2005 года из-за отмены субсидий на поддержание детсадов мэр Твери принял постановление об установлении платы за детсад в размере 850 руб. в месяц, что более чем в полтора раза превышало уровень 2004 года. Прокуратура оспорила в суде это постановление, ссылаясь на ст. 153 закона #122, а суд ее поддержал и отменил решение мэра как ухудшающее положение граждан.

“Все обязанности держать эту плату на уровне до 1 января 2005 года возложены на местные бюджеты за счет собственных средств, которых они сейчас не имеют”,— заявила вчера представитель заявителя, директор Центра правовой поддержки местного самоуправления Марина Якутова. По ее словам, это сделало абсолютное большинство муниципальных образований дотационными. “Налоговые доходы не покрывают и половины затрат местных бюджетов,— отметила госпожа Якутова.— То есть местное самоуправление поставлено в ситуацию, когда оно априори дотационно”.

Как подчеркивает представитель заявителя, этот вопрос затрагивает не только муниципалитеты, но и субъекты РФ. “Мы не можем выйти за пределы, которые сложились в нашем процессе, но 153-я статья касается всех социальных выплат, а в трактовке прокуратуры и судов общей юрисдикции — всех тарифов не только муниципальных, но и государственных учреждений,— заявила вчера Ъ госпожа Якутова.— Если оставить судебную практику без изменений, то тарифы будут заморожены на дату 1 января 2005 года. Например, в Новосибирске и Екатеринбурге отменены постановления о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте, который в большинстве своем является муниципальным”. Касаясь обвинений в “антинародной” деятельности, представитель тверских властей заявила, что подобная ситуация возникла не по вине муниципалитетов. “Нас удручает попытка государства обвинить органы местного самоуправления в отсутствии приверженности принципам социального государства,— отметила она.— Мы просто хотим выяснить, где местным бюджетам брать средства на гарантии, которые установило государство”.

Тем не менее выступившие на заседании представители государства однозначно заявили, что оспариваемая статья конституционна. “Данная норма, напротив, является решающим аргументом для местных властей в диалоге с региональными и федеральными властями,— полагает представитель Совета федерации в КС Юрий Шарандин.— Нужно объяснить, что все возможные меры приняты, и если денег все равно недостаточно, то регион и федерация должны их дать”. А представитель президента в КС Михаил Кротов отметил, что ст. 153 не мешает местным органам установить свой порядок оплаты дошкольных учреждений. “Но при этом действующий более десяти лет порядок должен сохраняться”,— подчеркнул господин Кротов.

Читайте также:  Минтруд занят разработкой программы содействия занятости людей предпенсионного возраста – Льготы всем

Решение по делу будет обнародовано через две-три недели.

КС РФ указал на обязанности региональных парламентов в социальной сфере – Льготы всем

Меры социальной защиты по нескольким основаниям: как выбрать льготу

Какие права имеются у граждан, имеющих несколько оснований для предоставления мер социальной поддержки, могут ли они воспользоваться льготами, предусмотренными для нескольких категорий, или только для одной, можно ли выбирать более выгодные льготы из каждой категории – на такие вопросы нередко отвечают специалисты общественной приемной «Пеликана».

Надо отметить, что задаваемые вопросы имеют под собой основания. Действительно, если гражданин имеет два или более льготных статуса – возьмем, к примеру, статус «инвалид» и «ветеран труда». Социальная поддержка этим категориям граждан регулируется разными нормативными актами – в первом случае – Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (льготники федерального уровня), во втором случае – льготники регионального уровня, социальная поддержка которых регулируется Законом Свердловской области от5.11.2004 года № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области».

Можно ли объединить льготы, предусмотренные двумя нормативными актами?

Ответ на этот вопрос содержится в указанных законах, согласно которым при наличии у гражданина права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина. Получение социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, по общему правилу, законодательством не предусмотрено.

По расчетам и самих граждан, и специалистов, выгоднее, безусловно, выбирать меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для инвалидов, поскольку суммарный объем мер социальной поддержки для федеральных льготников с учетом ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг в любом случае превышает объем льгот, представляемых региональным льготникам (в нашем примере – ветеранам труда).

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки федеральным льготникам, в том числе инвалидам, за счет средств собственных бюджетов. В нашем регионе такая дополнительная мера предусмотрена для инвалидов в виде ежегодного пособия на проезд (Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1426-ПП (ред. от 10.07.2014) «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для от-дельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации»).

Вопрос предоставления льгот неоднократно был предметом судебного рассмотрения. Конституционный Суд Российской Федерации, куда обращались «двойные» льготники, неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 15 июля 2010 года N 1019-О-О, от 22 марта 2011 года N 443-О-О, от 19.06.2012 N 1085-О и др.).

Материалы подготовлены в рамках проекта «В единстве за права инвалида, ребёнка – инвалида». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 93 – рп и на основании решения Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации. Договор с фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества № 17-1-007859.

В Думе предложили лишить пенсионных льгот всех госслужащих

Если лишать парламентариев пенсионных льгот, то следует лишить аналогичных привилегий и всех остальных, кому они полагаются. Так депутаты фракции «Единая Россия» прокомментировали озвученное накануне предложение секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака аннулировать пенсионные преференции для федеральных парламентариев.

В частности, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный («Единая Россия») в разговоре с РБК согласился с необходимостью продемонстрировать гражданам России, что «те, кто вынужден принимать непопулярные меры, начинают с себя». Он отметил, что «важно показывать единство». «Если такое решение будет принято для парламентариев, то целесообразно коснуться всей системы государственной и муниципальной службы», — подчеркнул депутат.

По закону о статусе депутата, гражданин России, не менее пяти лет исполнявший полномочия депутата Госдумы или сенатора, имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости. Если он проработал в парламенте от пяти до десяти лет, то размер доплаты равен 55%, если более десяти лет, то 75% от ежемесячного вознаграждения. Закон уравнивает в правах на льготы, в том числе на пенсионные, федеральных парламентариев с федеральными министрами.

Распространить на всех

Депутат Госдумы Раиса Кармазина («Единая Россия») возмутилась тем, что срезать пенсионные надбавки предлагается только депутатам и сенаторам. «Надо распространить эту норму на всех», — заявила она РБК после совместного заседания генсовета «Единой России» и совета партийных фракций в понедельник, 20 августа. «У нас [депутатов и сенаторов] есть доплата к пенсии, как у всех государственных служащих. Закон одинаково действует, на всех распространить [отмену льгот], и все», — заключила парламентарий.

По ее словам, это можно сделать, когда Госдума ратифицирует конвенцию Международной организации труда № 102, в соответствии с которой пенсия для всех граждан России должна составлять не менее 40% от прежнего заработка. Конвенция МОТ была ратифицирована в первом чтении в июле, второе чтение запланировано на осень, а вступить в силу она должна с января 2020 года.

По данным Росстата, в 2020 году в фед​​еральных государственных органах работали 1,4 млн человек, а в госорганах, органах мес​тного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований — 2,2 млн человек.

Единоросс Виталий Милонов, в свою очередь, считает, что наравне с депутатами и сенаторами необходимо лишить пенсионных льгот и прочих привилегий также депутатов региональных законодательных собраний.

Ни один из депутатов пока не высказал намерения вносить соответствующие поправки в законодательство.

«Безусловно, необходимо в сложных экономических условиях задумываться над оптимизацией расходов на депутатский корпус. Поэтому предложение нашего руководства воспринимаю оптимистично», — передал РБК комментарий Милонова его помощник. В то же время, по мнению депутата, нужно также не забывать про государственные расходы на содержание региональных органов представительной власти. «Не совсем понятно, куда уходят миллиарды рублей из бюджетов регионов», — отметил он. Милонов намерен обратиться к руководству «Единой России» и нижней палаты с предложением провести аудит таких трат и их эффективность в регионах.

Аннулировать пенсионные преференции для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации в понедельник предложил секретарь генсовета и вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак на совместном заседании генсовета и совета руководителей фракций «Единой России». «Мы не можем рассчитывать на понимание и поддержку наших граждан, если принимаемые решения не касаются нас самих», — сказал Турчак, предложив депутатам и сенаторам от «Единой России» внести соответствующие изменения в законодательство.

По словам Турчака, речь идет о поправках в закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной думы, а решение об отмене льгот депутатов и сенаторов должно вступить в силу 1 января 2020 года.​

Политическое решение

Предложение Турчака для пенсионной системы и состояния пенсионного фонда будет иметь нулевое значение, даже если распространить его на всех госслужащих и депутатов региональных парламентов, подчеркнул эксперт по госслужбе Павел Кудюкин. Как депутаты, так и госслужащие имеют особый порядок пенсионного обеспечения — они получают свою пенсию из бюджета, а не из пенсионного фонда, объяснил он. В результате, по словам Кудюкина, в случае с инициативой Турчака и депутатов может идти речь лишь об экономии бюджетных средств.

Инициатива Турчака была скорее политическим решением, и с экономической точки зрения она не будет иметь серьезного эффекта, согласен с ним ректор РАНХиГС Владимир Мау. «По-моему, хотя бы тем [парламентариям], кто получает уже пенсию, можно было бы ее сохранить, а не пересматривать решение назад», — заметил ректор РАНХиГС, выступая во время парламентских слушаний по пенсионной реформе во вторник. Он оговорился, что высказывает свое частное мнение.

Оцените статью
Добавить комментарий