Минэкономразвития пояснило, что пенсии возможно повысить лишь за счет остального населения – Льготы всем

Содержание

Минэкономразвития пояснило, что пенсии возможно повысить лишь за счет остального населения – Льготы всем

Новый механизм исчисления социальной доплаты и индексации пенсий

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

18 апреля 2020 08:36

В целях реализации послания Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2020 года принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В каких случаях рассчитывается социальная доплата к пенсии?

В соответствии с действующим законодательством социальную доплату к пенсии назначают, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (далее ПМП) в регионе его проживания. Как и размер пенсии, сумма социальной доплаты у каждого пенсионера индивидуальна.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются: пенсия, дополнительное материальное обеспечение (ДМО), ежемесячная денежная выплата, включая набор соцуслуг, срочная пенсионная выплата, а также меры социальной поддержки. Из подсчета исключаются только выплаты, носящие единовременный характер.

Как индексировали пенсии до принятия закона?

Каждая новая индексация увеличивала размер пенсии, но уменьшала размер социальной доплаты. В результате такие пенсионеры фактически не замечали индексацию, т.к. общий размер выплат вырастал незначительно или же оставался без изменений, на уровне прожиточного минимума пенсионера.

Как сейчас будут индексировать пенсии?

Сначала пенсионеру устанавливается социальная доплата в размере, необходимом для доведения его материального обеспечения до уровня ПМП в регионе, а затем индексируется пенсия и ЕДВ. В итоге, общая выплата неработающему пенсионеру в каждом году будет превышать уровень ПМП на сумму индексации пенсии и ЕДВ в текущем году.

Рассмотрим порядок индексации на конкретном примере:

Индексация по старым правилам.

Пенсионеру Куулару назначена пенсия в размере 8000 руб.

Прожиточный минимум пенсионера в Республике Тыва на 2020 год был 8726 руб.

Т.к. размер пенсии не достигал прожиточного минимума, ему была установлена федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 726 руб. (8000+726=8726 руб.)

В результате индексации с 1 января 2020 г. на 7,05% его пенсия увеличилась на 564 руб., и составила 8564 руб.(8000 х 7,05%=8564 руб.)

Прожиточный минимум пенсионера в Республике Тыва в 2020 году – 8846 руб. С учётом федеральной социальной доплаты сумма выплаты составила 8846 рублей ( 8564 руб. пенсия + 262 руб. федеральная социальная доплата до ПМП). Таким образом общая сумма выплаты доведена до ПМП 8846 руб.

Индексация по новым правилам (сверх прожиточного минимума)

Сначала определяется социальная доплата к пенсии до ПМП с 01.01.2019 г. Прожиточный минимум пенсионера в Республике Тыва на 2020 год 8846 руб.

Т.к. размер пенсии не достигал прожиточного минимума, пенсионеру Куулару устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 846 руб.

Затем пенсионеру будет произведён перерасчёт пенсии с января 2020 года на 7,05%. Увеличение составит 564 руб. И эти 564 руб. будут начислены сверх прожиточного минимума.

Пенсионер Куулар будет получать 8000 пенсия +846 ФСД + 564 индексация = 9410 руб. ежемесячно, то есть на 564 руб. больше, чем ему насчитали в январе.

Недополученная сумма индексации будет выплачена в мае 2020 года в размере 2256 руб. (564 х 4 месяца). Общая сумма к выплате 9410 руб., в том числе 8000 руб. пенсия + 846 руб. ФСД=8846 прожиточный минимум пенсионера + 564 руб. индексация = 9410руб.

Кому и когда сделают перерасчет?

Перерасчёт будет касаться только тех неработающих пенсионеров, чьи пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера и им производилась социальная доплата до прожиточного минимума.

Перерасчет более 16 тыс. жителям нашей республики будет произведен автоматически.

Выплата будет произведена в мае с доплатой по следующему порядку:

  • 1) если страховая пенсия по старости проиндексирована с 01.01.2019 на 7,05%, то получатель федеральной социальной доплаты к страховой пенсии получит доплату суммы индексации страховой пенсии за 4 месяца 2020 года, с января по апрель.
  • 2) кроме того, получатель ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которому установлена ФСД, получит доплату сумм индексации ЕДВ с 01.02.2019 г. за 3 месяца, с февраля по апрель.
  • 3) получатель социальной пенсии получит доплату сумм индексации пенсии за апрель 2020 года, с 01.04.2019 г. социальная пенсия была проиндексирована на 2%.

Новый механизм подсчета общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера (ОМО)

Минэкономразвития: пенсии можно повысить только за счет остального населения

Существенно улучшить уровень жизни пенсионеров, в том числе увеличить размер пенсий, без повышения налогов или пенсионного возраста не получится, считает глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.

Несмотря на то, что в декабре 2020 года в ходе ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин заверил , что никакого окончательного решения по вопросу повышения пенсионного возраста в РФ еще не принято, в правительстве повышение пенсий напрямую увязывают с повышением возраста выхода на пенсию.

“К чему имеет отношение пенсионный возраст – это, конечно же, то, как государство может помочь людям старшего поколения. Как оно может им обеспечить, какой уровень пенсий, какой уровень услуг и качество услуг здравоохранения и качество услуг социального обслуживания. И вот здесь большой вопрос, который стоит перед обществом: более низкий пенсионный возраст и соответственно все эти три вещи в меньшем объеме или более высокий пенсионный возраст и одновременно более высокий уровень пенсий, более качественное здравоохранение и более качественное социальное обслуживание”, – рассказал министр Максим Орешкин в передаче “Познер” на “Первом канале”.

Читайте также:  До 90 % престарелых граждан смогут пройти ежегодные профосмотры к 2024 г. – Льготы всем

“У нас последние годы из-за тех демографических проблем, которые у нас были в 90-е, происходит следующая ситуация, когда количество людей на пенсии относительно людей, которые работают, увеличивается. И здесь выходов немного. Если не делать каких-то изменений – не повышать налоги или не повышать пенсионный возраст – очень серьезно улучшить уровень пенсий, качество здравоохранения и качество социального обслуживания будет сложно”, – сказал министр.

Таким образом, достаток пожилых людей увязали с дополнительной нагрузкой на работающее население, в виде налогов ли или в виде повышения пенсионного возраста.

Хотя “НИ” писали , что по мнению эксперта “при сохранении пенсионной системы в прежнем виде, единственный источник увеличения пенсий находится в экономическом росте как минимум около 4% и последующем эффекте от перераспределения внутреннего продукта, который будет при этом возникать”.

Кстати именно такой рост в 4% необходим,чтобы исполнились обещания Путина, сделанные им во время послания к Федеральному собранию.

Но видимо правительству проще повысить налоги, чем экономический рост в стране. Так что, п о итогам бюджетной трехлетки, которая действует до 2020 года, отношение средней пенсии к средней заработной плате продолжит снижаться с 35% в 2016 году до 30,5% к 2020 году. Это происходит из-за того, что в ближайшие годы по официальным прогнозам мы будем расти около 2% или чуть выше при ценах на нефть не ниже 50 долларов за баррель. В таких условиях прорыв не представляется возможным.

Спасёт ли Минэкономразвития пенсионеров-должников

В ведомстве предлагают запретить взыскание долга со страховых и социальных пенсий

Специалисты Минэкономразвития разработали законопроекты о запрете взыскания долгов со страховых и социальных пенсий. Насколько это оправдано и как будут наказывать задолжавших пенсионеров? На эти вопросы отвечают представители федеральных ведомств и эксперты.

Что именно предлагается

Минэкономразвития предлагает правительству рассмотреть документы, предусматривающие защиту страховых пенсий от взыскания долгов. Инициаторы законопроекта напоминают, что пенсионные суммы слишком малы и снятие долга может поставить человека на грань выживания.

О дальнейшей судьбе документов

Законопроект поступит в Минтруда, затем будет рассмотрен Российской трехсторонней, и, наконец, правительственной комиссией.

Параллельно рассматривается и алгоритм взыскания с пенсионеров долгов по штрафам, кредитам, коммунальным платежам и т.д. Сколь не была бы велика сумма, у должника должен оставаться прожиточный минимум (ПМ). Для каждой категории россиян устанавливается собственная сумма.

Позиция Пенсионного фонда России

В Пенсионном фонде России поддерживают идею защитить пенсионные суммы, отмечая при этом, что действующей пока остаётся статья 101 Федерального закона “Об исполнительном производстве”, не исключающая взыскания долгов с пенсий.

Экспертное мнение

“Учитывая, что примерно 6,6 млн россиян (или 4,5% от общего числа населения) получают социальные доплаты к пенсии для достижения прожиточного минимума, и сумма эта на сегодняшний день для российских пенсионеров равна 9236 рублей, трудно рассчитывать, что, по крайней мере, эту категорию возможных должников спасёт неприкосновенность ПМ, – отмечает доктор экономических наук, автор книги «Железная старость» Андрей Ермилов. – К слову, ожидается, что в начале 2020 года ПМ пенсионера будет ненамного большей – 9397 рублей. А в общей сложности, пенсию в стране получают около 43 миллионов человек, и большинство – небогатые люди, а значит – потенциальные должники”.

Вернут ли в следующем году индексацию работающим пенсионерам

Правительство РФ планирует запретить взыскивать долги с пенсий

Эксперт напоминает, что ещё в феврале уходящего, 2020 года, были законодательно определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Это:

– деньги, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;

– различные компенсационные и единовременные выплаты;

– социальные пособия (в том числе, детские пособия);

– средства материнского капитала.

“Речь может идти и о пенсиях, но при этом вспомним, что получается на практике: инстанции, взыскивающие долг, как правило, не в курсе источников поступления денег на банковский счет должника и их назначения”, – напоминает он.

Эксперт уверен, что благородно само намерение защитить пенсионные суммы от взыскания долгов, но стоит ещё подумать над более действенным алгоритмом защиты, чтобы у должников оставался шанс выжить.

Фото: Валентин Илюшин

Все новости Ленинградской области онлайн в Фейсбуке. Подписаться

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-50579 от 9 июля 2012 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель открытое акционерное общество “Ленинградская областная телекомпания”.
Главный редактор Телегин Александр Алексеевич.
Телефон: +79111466807
email: info@online47.ru
Размещение рекламы sbudkov@lentv24.ru

Лишь четверть социальных выплат и льгот в России доходит до нуждающихся

Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП – больше, чем большинство стран с переходной экономикой. По числу же самих выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер, указывают эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в докладе, посвященном эффективности соцподдержки («Ведомости» с ним ознакомились). Федеральных выплат и льгот около 800, и еще в среднем 100 – в каждом регионе.

Но вся эта разнообразная и дорогая помощь малоэффективна, если говорить о борьбе с бедностью. По закону государство оказывает социальную помощь людям, чей доход опустился ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам (см. график на стр. 04). Соцподдержку получают 65% россиян, в том числе 84% малоимущих. При этом из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%.

Читайте также:  Детские поликлиники станут работать в новом режиме – Льготы всем

Социальная поддержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством: их поощряют примерно четвертью всех социальных выплат, это больше 700 млрд руб. На социальные пакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств в регионах и на федеральном уровне, подсчитали авторы доклада. Больше всего регионы тратят на поддержку ветеранов труда – это не только деньги, но и натуральные льготы: на оплату жилья и проезд. Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают расходы не на ветеранов, а на поддержку семей с детьми.

Есть и совершенно необъяснимые выплаты: один из регионов предоставляет бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, другой обеспечил жильем победительницу конкурса «Краса России». На реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% ВВП (или 1,5 трлн руб.), оценивают авторы доклада.

Снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости. Причин низкой эффективности две: несовершенство правил, используемых для проверки доходов при назначении выплат, и крайне небольшой размер большинства выплат, который не может вывести людей за черту бедности, говорит соавтор доклада, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова. Адресными мерами охвачено только 13% россиян, оценивают эксперты НИФИ, в том числе 10% небедных людей.

Почему растет ВВП и не растут доходы населения

Повышение адресности соцподдержки отчасти поможет снизить бедность. По расчетам НИФИ, для перераспределения в пользу малоимущих семей потенциально есть около 1,5 трлн руб. Это значит, что нужно вводить критерий нуждаемости при выплате всех или части пособий. Но одной этой меры недостаточно, нужно найти еще дополнительные возможности (около 245 млрд руб.) – отменить некоторые налоговые льготы, например по НДС.

Из-за льготной 10%-ной ставки НДС на продовольствие, товары для детей и лекарства в 2016 г. бюджет недополучил около 450 млрд руб., оценивал Минфин, к 2020 г. потери вырастут до 614 млрд. Сейчас выгода от этой льготы достается в основном небедным семьям, а также производителям товаров, в том числе импортерам.

Также необходимо исключить из социальной помощи ту часть выплат, которая входит в социальные пакеты учителей, врачей, военных и других работников, говорит Феоктистова. Цель социальной защиты – предупреждение и смягчение последствий социальных рисков, которые ведут к снижению доходов, но у них нет ничего общего с выплатами по профессиональным признакам, продолжает она. Нужно на федеральном уровне определить методику оценки нуждаемости, которая учтет полный состав семьи и все источники ее доходов, указывают авторы доклада: регионы смогут опираться на него при перераспределении денег в пользу тех, кто в них больше всего нуждается, – прежде всего бедных семей с детьми. Методика должна учитывать и людей, которые станут бедными, если лишатся социальной поддержки, указывает Феоктистова.

Пенсии в России важнее пособий

Исследователи анализируют только социальные выплаты и льготы, а самая большая статья социальных расходов в России – пенсии. Не учитывается и социальное страхование. С их учетом государство ежегодно тратит на социальную защиту 12,3% ВВП. Но пенсионные и социальные программы часто дублируют друг друга: треть людей получают и пенсии, и помощь. Последняя часто компенсирует небольшой размер пенсии, указывал Всемирный банк. Но пенсии воздействуют на бедность сильнее, чем социальная помощь, указывали эксперты банка: на каждый процентный пункт ВВП, потраченный на пенсии, бедность сокращается приблизительно на 1,6 п. п. Зависимость бедности от социальных выплат – 1,33.

Пока же каждый регион определяет сам, кого считать нуждающимся: кто-то учитывает инвалидность, отсутствие денег, кто-то – трудную жизненную ситуацию, рассказывает Феоктистова. Есть и федеральная поддержка, которая предоставляется без учета нуждаемости, ее тоже стоит перераспределять в пользу малоимущих семей с детьми, так же как и материнский капитал, который не решает ни демографической задачи, ни задачи снижения бедности.

Предлагают авторы и ограничения на получение одинаковых федеральных и региональных мер социальной поддержки, и объединение многочисленных выплат в единое универсальное пособие для бедных.

Реформа может не понравиться отдельным слоям населения, но другого пути победить бедность и помочь наиболее уязвимым семьям нет, признают эксперты НИФИ.

Отмена отдельных льгот и переход на адресную поддержку будут постепенными, успокаивает федеральный чиновник: с введением критерия нуждаемости старые пособия могут просто не индексироваться. Произойдет это не раньше 2021 г., нужна система единого реестра людей и домохозяйств, чтобы понимать реальную структуру и уровень бедности.

Пока же оценить уровень бедности сложно, согласен другой федеральный чиновник, особенно среди работающего населения, когда на некоторых производствах только часть зарплат выплачивается официально. Неформальная занятость велика и есть риск забрать деньги у ветеранов труда, чей доход может превышать 1,5 прожиточного минимума, и отдать людям с достаточно высоким доходом от неформальной деятельности, согласна директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

Доходы россиян вернутся к докризисному уровню только в 2022 году, а пенсии – никогда

В большинстве случаев для ликвидации бедности семьи пособие должно превышать 10 000 руб., говорит Овчарова. Есть риск, что пособие будет давать больше денег бедным семьям, чем низкая зарплата, и они полностью перейдут на пособие. Переход на адресность высвободит еще около 25 коп. с каждого рубля, оценивает она, но зарплату людей нужно повысить до прожиточного минимума, чтобы у них не было стимулов отказываться от работы и переходить на пособие. Необходимо расширить программы поддержки безработных или предоставлять пособие в обмен на обязательство всех неработающих трудоспособных членов семьи устроиться на работу (сейчас среди них около 1,5 млн человек). При низких заработках пособие увеличит доходы семьи, говорит Овчарова. Необходимо разрешить бедным семьям, участвующим в программах материнского капитала, получать из них выплаты на текущее потребление, призывает она. Использование части материнского капитала на текущее потребление допускал президент Владимир Путин.

Читайте также:  Введены новые социальные привилегии для переселяющихся жителей г. Байконура – Льготы всем

Материнский капитал уже получили около 1,2 млн семей, говорит Овчарова, но расходовать его не могут – нет проблем с жильем или самого жилья либо доходы слишком низкие. Главное – снова повысить роль заработка в доходах 40% наименее обеспеченных, призывали эксперты Всемирного банка.

Но вряд ли правительство пойдет на такие меры сейчас, скептична Овчарова. Расходы на льготы проще было уменьшить, когда росли пенсии, но сегодня реальные доходы населения падают, а реальный размер пенсий сокращается.

Дали взнос: планы Минфина могут повысить нагрузку на ИП на 50 млрд

Предложение Минфина повысить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей приведет к тому, что к 2024 году налоговая нагрузка на эту категорию вырастет на 50 млрд рублей. При этом сами платежи для ИП будут увеличиваться быстрее ожидаемой инфляции, говорится в письме «Опоры России» в администрацию президента (есть у «Известий»). Одобрение поправок повлечет за собой массовый уход бизнеса в тень, считают в объединении. В Минфине напротив утверждают, что индексация взносов для ИП — стандартная процедура, необходимая для сохранения формируемых сегодня пенсионных прав, она не подразумевает рисков для предпринимателей.

Кризис индивидуализма

Государственно-правовое управление (ГПУ) при президенте в феврале попросило «Опору России» подготовить свой отзыв на законопроект Минфина, предусматривающий повышение социальных взносов для ИП в течение следующих четырех лет. Министерство предложило наращивать отчисления на 10,6, 9,6, 6 и 6,2% соответственно на протяжении 2021–2024 годов. Реформа должна увеличить поступления в бюджеты ПФР и Фонда обязательного медицинского страхования. Ожидается, что в следующие четыре года они получат от ИП 204, 221, 277 и 292 млрд рублей. Цель законопроекта — повысить сбалансированность пенсионной системы и улучшить обеспечение населения бесплатной медициной.

Одобрение инициативы Минфина приведет к повышению фискальной нагрузки на предпринимателей на 14 млрд рублей в следующем году и на 50 млрд накопленным итогом к 2024-му, говорится в ответном письме президента «Опоры России» Александра Калинина к начальнику ГПУ Ларисе Брычевой. В конечном счете, это выльется в снятие части ИП с учета и их переходу в тень. По разным оценкам, уровень серой экономики России уже равняется 12–20% ВВП. Кроме того, повышение ставок осложнит реализацию нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса.

Согласно НК, сумма страховых взносов для ИП состоит из двух частей: фиксированной и переменной. По первой в 2020 году они должны заплатить 40,8 тыс. рублей. По второй — дополнительно 1% с доходов выше 300 тыс. рублей. Такие правила действуют с 2014 года, однако на тот момент постоянная часть взносов составляла 22,3 тыс. рублей. С тех пор она ежегодно росла. Согласно законопроекту Минфина, в 2021–2024 годы она также будет увеличиваться до 45,2, 49,5, 52,5 и 55,8 тыс. рублей соответственно.

Не быстрее инфляции

Александр Калинин обращает внимание на то, что предлагаемые министерством темпы роста отчислений существенно опережают прогноз инфляции, которая ожидается не выше 4%. Он предложил увеличивать взносы с аналогичной скоростью. Кроме того, в «Опоре» считают необходимым повысить порог дохода для расчета переменной суммы отчислений с 300 до 600 тыс. рублей.

По данным ФНС, по итогам 2020 года в России действовало 3,9 млн ИП, они уплатили в бюджеты соцфондов 173 млрд рублей. Размер фиксированного взноса составлял 36,2 тыс. рублей (в 2020-м он вырос на 12%).

Ранее СМИ сообщали о планах правительства резко снизить уровень страховых взносов для бизнеса в целом. Однако эта информация пока не подтвердилась. Министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что желание уменьшить нагрузку на труд, конечно, есть, но денег на это нет.

— Снизить ставки до 20% — это 2 трлн рублей. Где такие деньги взять? Надо найти постоянные источники, которые могли бы заместить, — говорил 20 февраля глава Минфина.

Желание правительства, однако, разошлось с практикой. Кроме индексации взносов для ИП, в 2020 году, например, была аннулирована льгота для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Они платили социальные отчисления по ставке 20%, а с 1 января прошлого года перешли на общий тариф.

Размеры взносов индексируются пропорционально увеличению предельной базы для выплаты за работников, пояснили принцип законопроекта в Минфине. Это стандартная процедура, необходимая для сохранения формируемых сегодня пенсионных прав, которая не несет рисков для предпринимателей. Повышение фиксированного взноса, например, в пределах инфляции привело бы к снижению пенсионных прав.

Минэкономразвития пришло к выводу, что инициатива не вводит избыточные ограничения и не приводит к необоснованному росту расходов бизнеса.

За и против

Предложение «Опоры России» соответствует позиции Торгово-промышленной палаты, заявил «Известиям» глава организации Сергей Катырин. Суммы фиксированных платежей, действительно, лучше корректировать на какую-то логично обоснованную величину: это может быть, например, инфляция.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян поддержал позицию Минфина. Он заявил, что индивидуальным предпринимателям не следует предоставлять пониженных тарифов по страховым взносам. Эти платежи, как и налог на добавленную стоимость, должны быть одинаковыми для всех, уверен он.

Сегодня в России высокая собираемость налогов, также в последние годы фискальная нагрузка росла, напомнил доцент РАНХиГС Дмитрий Тихонов. На фоне того, что в прошлом году правительство не израсходовало более 1 трлн рублей, предусмотренных в бюджете, повышать страховые взносы для ИП достаточно странно, добавил он.

В 2021 году фискальная нагрузка на индивидуальных предпринимателей может вырасти на 15–20 млрд, оценил финансовый аналитик брокерской компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека. Кроме того, в отношении предпринимателей начал действовать целый комплекс мер, ухудшающих условия их деятельности. Например, введение обязательной маркировки для некоторых видов продукции малого бизнеса. С учетом этих тенденций не следует рассчитывать на рост численности ИП и ожидать улучшения делового климата для малого бизнеса, резюмировал Сергей Дейнека.

Оцените статью
Добавить комментарий