Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов

Минтруд отчитался о проделанной работе по трудоустройству инвалидов

Минтруд готовит эксперимент по трудоустройству инвалидов

Фото: Phovoir Images / Фотобанк Лори

В 2020 году Минтруд планирует подготовить и внедрить в ряде регионов России экспериментальный проект по трудоустройству инвалидов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. Экспериментальная модель предполагает создание специальных фондов для создания доступной среды на рабочих местах для инвалидов. Минтруд собирается апробировать эту модель в некоторых регионах России уже в этом году.

«Мы предполагаем в этом году применительно к вопросам, связанным с регулированием занятости инвалидов определённым образом выйти на какую-то прямую. У нас есть поручение правительства, чтобы мы посмотрели, чтобы также, как по самозанятым, сделать некие экспериментальные регионы, чтобы законодательным образом в этих регионах пытаться (внедрить) модель, связанную с их трудоустройством», – заявил Топилин на расширенном заседании комитета СФ по социальной политике.

Экспериментальная модель предполагает создание специальных фондов для создания доступной среды на рабочих местах для инвалидов. «Этот опыт есть в Москве, пытаемся этот законопроект подготовить. Сразу скажу: идет это достаточно сложно, поэтому мы приняли решение пока таким экспериментальным путем (внедрять его). Эту работу в этом году завершим», – отметил министр.

Труд инвалидов: квоты, права и условия работы

Ранее мы сообщали, что с 1 января 2020 года в России вводится новая государственная услуга для людей с инвалидностью при трудоустройстве и начале трудовой деятельности. Эта услуга включает помощь людям с инвалидностью при трудоустройстве, создание необходимых условий на новом рабочем месте, ускорение их профессиональной адаптации.

Мы также писали о том, что министерство труда и социальной защиты населения РФ издало приказ об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости. В документе описываются признаки как прямой, так и косвенной дискриминации инвалидов при их трудоустройстве и профессиональной деятельности.

Если человек с инвалидностью считает, что работодатель нарушает его право на труд, то он или его законный представитель может обратиться с заявлением в письменной форме или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте РФ или через сайт онлайнинспекция.рф с требованием провести проверку организации или компании на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Заполните анкету

Опрос граждaн о
качестве предоставления
социальных услуг

Горячая линия

по вопросам оплаты труда бюджетников

Положение о
Министерстве

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

Информация по содействию трудоустройству инвалидов

За предоставлением государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы в органы государственной службы занятости населения Республики Дагестан за 2020 год обратилось 6293 граждан из числа инвалидов. В рамках государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. № 587, при содействии органов государственной службы занятости населения Республики Дагестан за 2020 год трудоустроены 5,2 тыс. чел., относящихся к категории инвалидов, из них на условиях временной занятости – 2,4 тыс. инвалидов. Участие в оплачиваемых общественных работах приняли 771 инвалид, государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан оказана 192 инвалидам. Также обеспечено проведение 213 специализированных ярмарок вакансий для инвалидов, в которых приняли участие 3,6 тыс. незанятых инвалидов и 540 работодателей, предоставивших 1,7 тыс. вакансий. В 2020 году государственные услуги по профориентации, социальной адаптации и психологической поддержке получили более 6,8 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее также – ОВЗ), в том числе около 3,4 тыс. граждан молодого возраста. Помощь в профессиональном самоопределении и подборе подходящей профессии (специальности) оказана 3,9 тыс. инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе более 2 тыс. граждан молодого возраста. На занятиях по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда 1 036 инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе 444 гражданина молодого возраста, приобрели навыки самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации и выработки активной жизненной позиции. Психологическая поддержка с целью коррекции психоэмоционального состояния и выработки активной жизненной позиции оказана 1,9 тыс. инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе 910 гражданам молодого возраста.
В целях осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов Минтрудом РД организован персонифицированный учет указанной категории граждан. Так, за 2020 год численность неработающих инвалидов, принявших в рамках данного учета участие в опросе, составила 135,9 тыс. чел., из которых впоследствии за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения обратилось 17,6 тыс. человек.
Приказом Минтруда РД от 17 марта 2020 г. № 02/1-172 для государственных казенных учреждений Республики Дагестан – центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах (далее – центры занятости населения) установлены целевые показатели по повышению уровня занятости инвалидов на 2020 год. При этом проведен ряд совещаний с директорами центров занятости населения по вопросам повышения уровня занятости инвалидов в рамках реализации решений, принятых федеральными органами исполнительной власти, и о взаимодействии с работодателями в рамках организации работы в этом направлении.
Представители центров занятости населения регулярно посещают юридические лица и индивидуальных предпринимателей с целью установления тесных контактов с работодателями, уточнения адреса их фактического места нахождения, численности работников, а также выявления свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, в адрес всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информация о которых содержится в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, направлены информационные письма о необходимости представления в центры занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов (с приложением информационных раздаточных материалов для работодателей). Органами государственной службы занятости населения Республики Дагестан проводится информирование граждан указанной категории об имеющихся вакансиях, о возможности участия в специализированных ярмарках вакансий с целью содействия их трудоустройству. При этом используются информационные стенды центров занятости населения с ежедневным обновлением на них информации о вакансиях, а также электронные (официальный сайт Минтруда РД, информационные терминалы, установленные в центрах занятости населения) и печатные средства массовой информации. Издаются буклеты и другие информационные материалы.
Между Минтрудом РД и Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан заключено Соглашение от 16 июня 2020 года, определяющее порядок информационного взаимодействия между ведомствами, в рамках которого Минтруду РД по состоянию на 1 декабря 2020 года представлены сведения об общей численности инвалидов в республике (179,1 тыс. чел.), включая работающих (40,3 тыс. чел.) и неработающих (138,8 тыс. чел.) инвалидов в трудоспособном возрасте. Указанная информация также используется для проведения работы по персонифицированному учету неработающих инвалидов трудоспособного возраста.
29 июня 2020 года под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан А.Ш. Карибова проведено заседание Межведомственной рабочей группы по совершенствованию системы учета инвалидов и повышения доступности мероприятий по реабилитации и трудоустройству инвалидов по вопросу повышения уровня занятости инвалидов. В нем приняли участие, в том числе представители республиканских министерств, Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан» (далее – Главного бюро МСЭ), Отделения ПФ по РД, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан, территориальных отделений обществ инвалидов, объединения работодателей (некоммерческая организация «Дагестанский союз промышленников и предпринимателей». Участники рабочей группы обсудили проблемные вопросы по данной теме и дали ряд предложений.
Также 11 августа 2020 года под руководством Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан А.Ш. Карибова проведено совещание с представителями муниципальных образований, центров занятости населения, заинтересованных республиканских министерств и ведомств по вопросам повышения уровня занятости инвалидов, организации проведения чемпионата профессионального мастерства среди граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», а также формирования независимой оценки качества оказания услуг муниципальными организациями культуры и образования. По итогам проведенного совещания главам муниципальных образований рекомендовано принять необходимые меры для активизации работы, направленной на достижение целевых показателей по повышению уровня занятости инвалидов на предприятия, находящиеся на территории соответствующего муниципального образования.
Кроме того, в сентябре 2020 года под руководством Председателя Правительства Республики Дагестан А.М. Гамидова проведено совещание по вопросам трудоустройства инвалидов и принятия мер, направленных на создание условий для расширения возможностей их трудоустройства, с участием органов службы занятости, образования, социальной защиты населения, учреждений медико-социальной экспертизы, представителей общественных организаций инвалидов и работодателей.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной службы занятости населения Республики Дагестан с работодателями, осуществляющими деятельность на территории Республики Дагестан, повышения уровня трудоустройства граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями, 1 июля 2020 года проведена Региональная Конференция «Развитие партнерства службы занятости и бизнес сообщества» (далее – Конференция). В рамках работы Конференции проведено пленарное заседание, а также круглый стол на тему «Взаимодействие службы занятости с работодателями. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями», на которых были обсуждены вопросы повышения эффективности взаимодействия службы занятости с работодателями, трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями, роли службы занятости в современных условиях на рынке труда. В ходе проведения Конференции также состоялась ярмарка вакансий для молодежи «Первый шаг к успеху», в том числе для инвалидов молодого возраста. Также в рамках Конференции заключены Соглашения о стратегическом партнерстве на рынке труда между Минтрудом РД и негосударственными некоммерческими организациями (объединениями, союзами и ассоциациями), представляющими интересы предпринимательского сообщества и работодателей.
Для обучения руководителей центров занятости населения основным аспектам трудоустройства инвалидов в июле 2020 года проведен обучающий семинар по теме «Организационно-правовые основы занятости инвалидов» с привлечением заведующей кафедрой Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей экспертов Минтруда России, доктора медицинских наук, Карасаевой Л.А.
В январе-ноябре 2020 года в рамках Соглашения № 1 о взаимодействии между Минтрудом РД и Главным бюро МСЭ по вопросам взаимодействия при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы Минтрудом РД получены 25,1 тыс. выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов. Кроме того, Главным бюро МСЭ при прохождении гражданами освидетельствования также организована работа по их информированию о возможностях трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки (переподготовки) при обращении в органы службы занятости населения. В этих целях Минтрудом РД в органы медико-социальной экспертизы передана соответствующая информация о профессиях, востребованных на рынке труда, а также об имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов.
Минтрудом РД и в дальнейшем будут приниматься меры, направленные на повышение уровня занятости инвалидов путем активизации работы по взаимодействию с работодателями, наполнению информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России», в том числе вакансиями для граждан с ограниченными возможностями, созданию на базе органов государственной службы занятости населения Республики Дагестан дискуссионной площадки «Клуб работодателей», проведению круглых столов, форумов, встреч.

Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости

Какие сведения сообщать в службы занятости

Закон № 1032-1 “О занятости населения” устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. В статье 25 закона прописано, какая отчетность в центр занятости в 2020 году подается организациями. Работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня или недели (в течение 3 дней). Учтите: если по соглашению между работником и работодателем установлен режим неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ), уведомлять органы службы занятости населения об этом не требуется (подробнее — в письме Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1);
  • о банкротстве или ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней).

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной или факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный отчет обернется штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Информация о вакантных рабочих местах

По п. 3 ст. 25 закона о занятости, сведения о потребности в работниках в центр занятости передавать следует ежемесячно. Понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которая утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2019 № 90н (приложение № 10).

Обратите внимание: единая дата передачи сведений не утверждена, поэтому ориентироваться следует на те числа, которые прописаны в региональном законодательстве. В Ростовской области подают отчет в ЦЗН до 5 числа ежемесячно (постановление правительства Ростовской области от 25.09.2014 № 646), а для организаций Краснодарского края предусмотрен срок не позднее 28-го числа текущего месяца (постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258).

Обычно региональными властями уточняется не только срок сдачи, но и форма сведений о вакансиях в центр занятости, хотя чаще всего она стандартная и состоит из двух разделов. В первом прописывают данные о работодателе, во втором — характеристики вакансии и требования к соискателям, а именно:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

Образец заполнения отчета по вакансиям

После того как информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей попадет в ЦЗН, ее проанализируют и предложат имеющихся кандидатов. В случае успешного прохождения собеседования и трудоустройства нового сотрудника компания отправляет в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если в трудоустройстве отказано, то в направлении указывают причину отказа, причем связанную с профессиональными навыками кандидата (ст. 64 ТК РФ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 закона № 1032-1, организация обязана уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к постановлению правительства РФ от 05.02.1993 № 99. В бланке указывают такую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения установлены тем же постановлением правительства. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
    • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
    • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
    • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом региональные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся. Такие условия прописывают в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Данные по инвалидам

Обязанность готовить отчет по инвалидам в центр занятости возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4% от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьирует от 35 до 100 человек, квота не превышает 3% (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников трудятся в штате компании, подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке содержатся следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

Покажем, как заполнить отчет по квоте в центр занятости за месяц, на примере бланка, утвержденного в г. Санкт-Петербурге. Так выглядит заполненный образец.

Помните: если работодатель проигнорирует обязанности по трудоустройству инвалидов, ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Отчет по охране труда в центр занятости

По требованиям статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели в некоторых регионах предоставляют органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура часто меняется, но содержание носит однотипный характер. Обычно бланк включает следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Иногда от работодателей требуют вписать информацию о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть.

Периодичность сдачи отчетности тоже разнится от региона к региону: в одних отчитываются ежегодно, в других — ежеквартально. Но требования по оформлению документа стандартные: отчет составляют на фирменном бланке организации, заверяют печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Пример, как выглядит отчет по охране труда в Краснодарском крае.

Минтруд обяжет службы занятости приходить к инвалидам

Министерство труда и социальной защиты готовит изменения в закон «О занятости населения в РФ». Новация будет состоять в том, что службы занятости обяжут связываться с инвалидами и предлагать им рабочие места. На сегодняшний день гражданин с ограниченными возможностями здоровья вынужден сам обращаться в подобные службы в поисках потенциального работодателя. Новый механизм будет работать так: учреждения медико-социальной экспертизы в рамках освидетельствования граждан и оформления им индивидуальной программы реабилитации зададут вопрос, хочет ли человек работать, и в случае положительного ответа уже служба занятости будет выходить к нему с предложениями. Об этих грядущих изменениях «Известиям» рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Григорий Лекарев.

— Сегодня работает чуть меньше одного миллиона инвалидов трудоспособного возраста или 24% от их численности, — сообщил Григорий Лекарев. — К 2020 году министерство ставит задачу удвоить уровень их занятости.

Также ведомство прорабатывает вопрос принципиального изменения механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. По действующему законодательству, работодателям, количество сотрудников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Если количество работников составляет 35–100 человек, то такой показатель устанавливается в размере не выше 3%. Именно процентную составляющую предлагается изменить, однако как именно изменится квотирование, говорить еще рано. Министерство также займется разработкой механизмов поощрения работодателей, которые примут инвалидов сверх установленной квоты.

Для реализации этих планов субъекты федерации обязаны представить в Минтруд до 15 декабря информацию о мерах по совершенствованию механизма квотирования рабочих мест, предложения по привлечению к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства о квотировании и инструментах аккумулирования регионами средств и образования соответствующих структур (фондов) для их эффективного использования в целях реального предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.

Замминистра добавил, что в начале августа ведомство направило письма в регионы с конкретными требованиями по обмену информацией между органами служб занятости, территориальными органами Пенсионного фонда РФ и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с целью создания в органах службы занятости персонифицированного учета потребностей всех нуждающихся в трудоустройстве инвалидов. Также в службах занятости потребовали выделить сотрудников и структурные подразделения, которые будут целенаправленно заниматься трудоустройством инвалидов, в том числе организацией содействия их занятости.

— Предлагаемая работа должна учитывать как тяжесть инвалидности, так и вид ограничения жизнедеятельности. Инвалидность не должна становиться преградой для трудоустройства, — заявил Григорий Лекарев.

Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев поддерживает предложения ведомства.

— Необходимо определить новые критерии работы служб занятости, чтобы они действовали не в заявительном порядке после визита к ним, а начиная с получения человеком самой инвалидности. Инвалид уже сразу будет «подхвачен» службами занятости, и ему будут понятны его возможности в сложившихся условиях, — отметил Терентьев. — У нас инвалидов трудоспособного возраста около 3 млн человек, из которых работает менее 1 млн. А остальные — может быть, у них нет возможности и желания, а может, они не знают, что могут работать, и им просто об этом не сказали.

По словам парламентария, предлагаемые изменения являются лишь одним пунктом большой и комплексной работы.

— Надо больше работать с инвалидами. Нужно рассказывать им о возможностях и больше освещать достижения инвалидов в жизни общества. У человека может быть желание работать, но для этого он должен выйти из дома и добраться до работы. Это уже вопрос реализации программы «Доступная среда». Подобная тема должна всегда быть в поле зрения законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, — подытожил Михаил Терентьев.

Вице-президент «Всероссийского общества глухих» Станислав Иванов также поддерживает инициативу.

— Предложения Минтруда — это результат серьезной совместной работы общероссийских общественных организаций инвалидов с министерством. Мы полностью поддерживаем необходимость разработки системы сопровождения инвалидов на пути к рабочему месту. Эта система должна включать в себя программы профориентации старшеклассников, обучение их навыкам самостоятельного поиска работы, возможность прохождения собеседования, изучение своих трудовых прав, а также в случае необходимости включать фактическое сопровождение инвалида на определенный срок для успешной адаптации на рабочем месте, — сказал Иванов. — Вопрос эффективности системы квотирования также очень важен, поскольку необходимо создавать условия, при которых работодателю будет интересно принимать людей с инвалидностью на работу.

По состоянию на 1 января 2016 года общее количество инвалидов составляет свыше 12 млн человек, из которых в трудоспособном возрасте — 3,8 млн человек (работает около 1,1 млн), в пенсионном возрасте — 8,1 млн человек (работает около 800 тыс). Рекордсменом по трудоустройству инвалидов является Москва — 160 тыс. человек. Меньше всего инвалидов работает в Ненецком автономном округе — 719 человек.

Срочно требуются

Для каждого региона предусмотрены свои цифры. В среднем доля трудоустроенных инвалидов из числа обратившихся в службы занятости за содействием в поиске работы должна составлять 60-80%, 80-100% инвалидов должны быть оказаны услуги по профориентации, а направлены на обучение – от 2,5 до 14,5% инвалидов, зарегистрированных безработными.

Минтруд уже вводил аналогичные показатели на этот год, но пока неизвестно, насколько они были исполнены и с какими трудностями в их достижении столкнулись службы занятости.

По данным Федерального реестра инвалидов, работа есть всего у 922 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями трудоспособного возраста. Это 26,6% от их общего числа. Более 2,5 миллиона человек остаются не у дел. В минтруде намерены к концу следующего года довести долю трудоустроенных инвалидов до 40%.

Для этого, в частности, ведомство определило требования по оснащению, оборудованию рабочих мест для инвалидов в зависимости от ограничений жизнедеятельности, ежегодно определяет рейтинги эффективности работы служб занятости по трудоустройству инвалидов.

Кроме того, выстроена система, когда инвалидам начинают помогать с трудоустройством уже на этапе медико-социальной экспертизы. Введена новая госуслуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в индивидуальной помощи при освоении новых трудовых функций. Оно предполагает не только выявление барьеров на пути следования на работу, но еще и действия работодателя: привлечение наставника, оказание помощи в подборе и оснащении рабочего места. Кроме того, ведомство работает над законопроектом о создании специальных фондов, куда будут перечисляться средства от работодателей, которые не смогли выполнить квотные требования. И на эти средства будут, в частности, открываться специальные рабочие места для инвалидов.

По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, работодатели не спешат брать на работу людей с ограниченными возможностями из-за того, что их трудно уволить, для них часто надо специально оборудовать рабочее место. “В последние годы много сделано в части создания безбарьерной среды для инвалидов: оборудованы учебные заведения, изменены требования к транспорту и коммуникациям. Но это пока никак не сказалось на росте показателя трудо­устройства лиц с ограниченными возможностями”, – говорит он. В условиях сокращения численности трудоспособного населения несколько миллионов инвалидов – это серьезный резерв рабочей силы для экономики. Среди показателей оценки эффективности служб занятости самый важный – это число трудоустроенных инвалидов, считает эксперт. Но еще важнее, чтобы их занятость носила устойчивый характер. Поэтому следует ввести показатель сохранения рабочего места более одного и более двух лет. Иначе службы занятости формализуют свои отчеты о выполнении критериев за счет временной занятости на один-два месяца или на испытательный период.

Читайте также:  Инвалидам разрешили поступать по квоте одновременно в 5 ВУЗов – Льготы всем
Оцените статью
Добавить комментарий