Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов – Льготы всем

Минтруд предложил увеличить административную ответственность за неисполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов – Льготы всем

Минтруд России инициирует повышение штрафов за уклонение от соблюдения прав инвалидов

rades / Depositphotos.com

Министерство уже готовит соответствующий законопроект, предусматривающий внесение поправок в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Уведомление о подготовке документа появилось на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на официальном сайте Минтруда России.

Необходимость увеличения размера штрафов разработчики инициативы связывают с неэффективностью действующих мер по обеспечению надлежащей защиты прав инвалидов в сфере их социальной защиты, включая права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение доступа к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, в т. ч. обеспечение транспортной доступности и возможности использования транспортных средств для проезда.

В настоящее время применяются штрафы в пределах 1-10 тыс. руб. для должностных лиц и 20-100 тыс. руб. для юрлиц. “Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов”, – подчеркивается в обоснование изменений.

В связи с этим предлагается 1 увеличить размеры штрафов, установленных ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП РФ. В частности, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом установленной квоты для приема их на работу, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного штрафы для должностных лиц могут возрасти с 5-10 тыс. до 10-20 тыс. руб. В свою очередь, штрафы за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, планируется увеличить для должностных лиц с 2-3 тыс. до 10-35 тыс. руб., для юрлиц – с 20-30 тыс. до 100-150 тыс. руб.

Наконец, за нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, предлагается повысить с 2-3 тыс. до 10-20 тыс. руб.

При этом авторы законопроекта не исключают, что после общественного обсуждения поправок (обсуждение уведомления о подготовке законопроекта продлится до 12 сентября 2020 года) предлагаемые размеры штрафов могут быть скорректированы с учетом замечаний и предложений госорганов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и иных заинтересованных лиц.
_____________________________

1 С текстом законопроекта “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения размеров штрафов налагаемых на юридических и физических лиц за уклонение от соблюдения прав инвалидов)” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/08-19/00094385).

Минтруд предлагает увеличить штрафы за ущемление прав инвалидов

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий увеличение размеров штрафов, налагаемых на юридических и физических лиц за уклонение от соблюдения прав инвалидов.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты, или необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного (части 1, 2 статьи 5.42 Кодекса) ведомство предлагает увеличить суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, до 10-20 тыс. руб. (сейчас 5-10 тыс. руб.).

За уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 Кодекса), отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.14 Кодекса), суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, Минтруд хочет увеличить до 10-35 тыс. руб. с нынешних 2-3 тыс. руб., на юрлиц – до 100-150 тыс. руб. с 20-30 тыс. руб.

Читайте также:  Глава Минтруда рассказал о запланированных мерах поддержки инвалидов – Льготы всем

Штрафы за нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов (статья 11.24 Кодекса), суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, вырастут с 2-3 тыс. руб. до 10-20 тыс. руб.

Минтруд готов скорректировать размеры штрафов по результатам общественного обсуждения с учётом замечаний и предложений государственных органов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и иных заинтересованных лиц.

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 20 Плана мероприятий по реализации рекомендаций, содержащихся в Заключительных замечаниях Комитета по правам инвалидов по первоначальному докладу РФ о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов.

Минтруд предлагает увеличить штрафы за несоблюдение прав инвалидов

Минтруд уведомил о разработке поправок в КоАП, которыми предусматривается увеличить штраф юридическим и физическим лицам за несоблюдение прав инвалидов.

Причиной разработки изменений стало то, что Комитет ООН по правам инвалидов признал существующие размеры штрафов в пределах 1 тыс. – 10 тыс. руб., налагаемых на должностных лиц, и 20 тыс. – 100 тыс. руб. – на юридических лиц неэффективными. «Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – считает Минтруд.

Предполагается, что поправки затронут правоотношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Кроме того, изменения коснутся обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

«АГ» попросила экспертов высказать мнение о том, поможет ли увеличение штрафа улучшить жизнь инвалидов.

Адвокат, партнер КА5 Иван Сустин считает, что Минтруд готовит изменения конкретно в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Эксперт полагает, что увеличение санкции в данных статьях не приведет к достижению заявленных целей законопроекта. «Эффективность мер по защите прав инвалидов напрямую не зависит от размера санкции, а зависит от эффективности правоприменения и неотвратимости наказания за нарушения прав инвалидов, с чем у нас, к сожалению, большие проблемы. У меня нет общей статистики, но у моих коллег и у меня за 15 лет практики подобные кейсы не встречались», – отметил адвокат.

«За последний месяц нам показали, как эффективно КоАП может применяться в борьбе с политической активностью граждан. Если бы государственные органы так ратовали за права инвалидов, проблем бы не было, и этот законопроект не понадобился», – добавил Иван Сустин. По его мнению, законопроект направлен не на реальную защиту прав инвалидов, а на формальное заполнение статистического отчета о работе министерства по итогам года.

Адвокат КА № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов отметил, что законопроект – следствие заседания Комитета ООН по правам инвалидов, который контролирует исполнение Конвенции по правам инвалидов. «Российской Федерации было указано, с чем представители России и не спорили, на неэффективность регулирования вопросов в области создания доступной среды для инвалидов», – указал адвокат.

Александр Немов полагает, что размер штрафа должен быть серьезным и значительно превышать стоимость обеспечения доступной среды для инвалидов. По его мнению, очевидно, что наложение даже максимального штрафа в 100 тыс. руб. вряд ли заставит задуматься собственника здания или иного объекта о создании комфортных условий для инвалидов, которое будет стоить значительно дороже.

«В моей практике и по моим наблюдениям за коллегами крайне редки случаи привлечения предпринимателей или иных лиц к ответственности за нарушения прав инвалидов. Я, конечно, надеюсь, что увеличение размера штрафа приведет к искоренению проблемы, но большая проблема не в размере, а применении норм об ответственности», – подчеркнул адвокат. Он добавил, что создание планов по привлечению к подобной ответственности может только ухудшить положение инвалидов.

В качестве примера Александр Немов сослался на ситуацию с аттестацией рабочих мест: «После кратного увеличения штрафов и постановки планов перед трудовой инспекцией была искоренена проблема с отсутствием аттестации рабочих мест. Правда, появилась другая проблема – разом пропала “вредность” на многих объектах и производствах, что, естественно, привело к большей незащищенности работников, чем ранее».

Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев заметил, что имеющиеся в настоящее время штрафы не выступают каким-либо существенным стимулом для ненарушения прав инвалидов. «Увеличение штрафов, конечно, может способствовать улучшению ситуации, но все-таки санкции должны иметь прогрессирующий характер. Например, при первом выявлении нарушения один размер штрафа, при втором – больше, а при третьем такой, который будет существенным для большинства компаний (в рамках периода, когда факт привлечения к административной ответственности считается не “погашенным”)», – предложил Антон Алексеев.

Читайте также:  С 1.09.2018 г. стипендии должны увеличиться на 4% – Льготы всем

Эксперт отметил, что тенденция борьбы с нарушениями прав посредством штрафов и санкций характерна для России. Возможно, указал Антон Алексеев, законодателям следует рассмотреть нормы, которые дают какие-либо преференции для компаний (актуально для малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, в конкретных областях (например, в социальной сфере) в случае ненарушения ими законодательства в течение длительного периода). По его мнению, в совокупности со штрафами это могло бы повысить эффективность соблюдения законов.

Антон Алексеев считает, что в любом случае наказание должно быть соразмерно нарушению. «Меня всегда удивляло, что за привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности компания может получить штраф до 800 тыс. руб., а за эксплуатацию газопровода без лицензии в несколько раз меньше. Хотя последнее представляется опаснее первого», – отметил эксперт.

Почему работодателям в 2020-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов

Вероятнее всего, с 2020 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок. Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов. Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора. Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс. руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут.

Как штрафуют сейчас

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов».

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Что изменится

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

— на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

— одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Самое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Как обезопасить компанию от штрафов

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо:

— отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

Читайте также:  Субъектам РФ выделят деньги для создания групп по присмотру за маленькими детьми – Льготы всем

— предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

За нарушение трудовых прав инвалидов работодателям грозят новые штрафы

Обязанность работодателей трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями установлена Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов». Квоты на трудоустройство утверждаются субъектами Российской Федерации. В общем виде они устанавливаются в зависимости от общей численности работников организации и распределяются следующим образом:

  • более 100 чел. в организации – 2 – 4% (от среднесписочной численности);
  • 35-100 чел. в организации – не более 3%.

Главная обязанность работодателя при этом – не отказывать инвалидам в трудоустройстве на открытые вакансии, если квота еще не набрана. Однако фактически это требование не соблюдается – под различными предлогами инвалидам в трудоустройстве отказывают.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Минтруд РФ предлагает перейти к решительным действиям: начать более активно проводить проверки по соответствию и наличию квот в организациях, а также ужесточить наказание для тех, кто отказывается трудоустраивать граждан с ограниченными возможностями.

Минтрудом РФ подготовлены проекты внесения изменений в ряд законодательных актов РФ, касающиеся вопросов квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Изменения вводятся с целью совершенствования регулирования этих вопросов. Поправки разработаны в соответствии с планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2020-2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации (Распоряжение № 893-р от 10.05.2017 г.).

В частности, проектом Федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства по вопросам квотирования планируется возложить на государственную инспекцию труда. Полномочия инспекторов будут реализовываться с 1 января 2020 года в виде проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях. Виновные в нарушении трудового законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов будут привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент в соответствии со ст. 5.42 КоАП за отказ от создания рабочих мест для инвалидов и отказ в приеме на работу инвалида для должностных лиц установлен штраф от 5000 до 10 000 руб. Стоит отметить, что для самой организации-работодателя штраф сейчас даже не предусмотрен.

В целях ужесточения наказания для тех, кто отказывается трудоустраивать граждан с ограниченными возможностями, Минтруд РФ подготовил проект Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях…». Законопроектом предусматривается, что теперь за отказ от создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида штраф будет заметно увеличен:

  • для должностных лиц – 10 000 – 50 000 руб.;
  • для юридических лиц – 100 000 – 500 000 руб.

Такие же штрафы будут применяться к работодателям, которые не станут вносить компенсационные выплаты в специальный Фонд содействия трудоустройству инвалидов (об этом чуть ниже).

Следует знать, что важные изменения грядут с утверждением проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов». Законопроектом предусмотрено, что работодатели смогут выполнять требование по квотированию не только с помощью трудоустройства инвалидов (как это действует сейчас), но и путем компенсационных выплат в специальный фонд содействия трудоустройству инвалидов. Компенсации будут выплачиваться на каждое свободное рабочее место в рамках установленной квоты, а ее размер будет утверждаться субъектом Российской Федерации (но не менее 7800 руб. в месяц).

Средства, перечисленные этим фондам, будут направлены на организацию обучения, прохождение стажировок, содействие занятости и трудоустройство инвалидов (в том числе создание условий для предпринимательской деятельности), оборудование рабочих мест специально для инвалидов, на льготы для работодателей, нанимающих работников свыше установленной квоты и т.п.

Важным моментом является то, что несоблюдение работодателем правил квотирования станет основанием для недопуска организации к участию в госзакупках, лишит ее права получать государственные субсидии и принимать на работу иностранных граждан. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов все три законопроекта в области трудоустройства и занятости инвалидов проходят сейчас антикоррупционную экспертизу и публичное обсуждение. До 20 марта можно направить свои замечания и предложения. Предполагается, что все документы вступят в силу уже с 1 января следующего года. В этом случае ситуация с трудовой занятостью лиц с ограниченными возможностями должна действительно заметно улучшиться.

Оцените статью
Добавить комментарий