Надзор за квотированием рабочих мест для инвалидов планируют передать трудовой инспекции – Льготы всем

Содержание

Надзор за квотированием рабочих мест для инвалидов планируют передать трудовой инспекции – Льготы всем

Полномочия по надзору за квотированием рабочих мест для инвалидов хотят передать трудовой инспекции

Stock-Asso / Shutterstock.com

Минтруд России подготовил проект 1 поправок в ст. 356 Трудового кодекса, предусматривающий расширение полномочий федеральной инспекции труда. В их число планируется включить федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В настоящее время надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (подп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”).

Отметим также, что поручение указанных функций ГИТ, очевидно, потребует и внесения изменений в КоАП, поскольку на сегодняшний день в силу п. 87 ч. 2 ст. 28.3 указанного кодекса составлять протоколы об административных правонарушениях, заключающихся в неисполнении работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также в отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, могут только должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения. Однако пока о подготовке такого рода поправок в КоАП РФ нам неизвестно.

1 С паспортом законопроекта “О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов” можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-18/00077974).

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

ДолжностьКоличество (чел.)
Директор1
Главный бухгалтер1
Бухгалтер3
Менеджер3
Рабочий30
Всего38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Читайте также:  В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы – Льготы всем

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2020 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Последние изменения

В июле 2020 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Труд инвалидов

В сфере трудовых правоотношений законодательно установлены определенные гарантии инвалидам. На федеральном уровне из права регулируют Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В частности, Законом № 181-ФЗ предусмотрено обязательное создание квот для приёма на работу инвалидов (в зависимости от среднесписочной численности персонала у каждого работодателя). При этом в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых признаны вредными или опасными.

На основании ст. 21 Закона № 181-ФЗ каждый субъект федерации самостоятельно устанавливает такую квоту. В квоту нельзя включать профессии и должности с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, при определении работ, запрещенных для инвалидов, необходимо пользоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163.

Важно! В зависимости от численности работников квота может составлять от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников (численность работников больше 100 человек) или составлять не более 3 процентов среднесписочной численности (численность работников от 35 до 100 человек).

От соблюдения установленной квоты освобождаются работодатели – общественные объединения инвалидов или образованные ими организации.

На основании ст. 20 Закона № 181-ФЗ работодатель обязан произвести резервирование рабочих мест, пригодных для труда инвалидов. При исполнении указанной нормы необходимо пользоваться Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».

Если квотирование обязывает работодателя создавать рабочие места для инвалидов, то резервирование запрещает ему принимать на созданные в счёт квоты рабочие места лиц без инвалидности.

На основании ст. 22 Закона № 181-ФЗ работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Выделенные в пределах квоты вакансии для инвалидов и специальные рабочие места – это не одно и то же. Их количество может не совпадать. Однако количество специально обустроенных рабочих мест не должно превышать количество мест по квоте. Приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. № 685н утверждены основные требования к оснащению специальных рабочих мест с учетом нарушений функций инвалидов.

Важно! Работодатель обязан оборудовать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с их минимальным количеством, установленным субъектом Российской Федерации.

Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.

А. Гарантии работникам.

Важно! Работодатель обязан соблюсти следующие гарантии для инвалидов:

1) создание необходимых условий для труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 Трудового кодекса РФ);

При установлении специального режима труда запрещается создавать работающему инвалиду условия, ухудшающие положение инвалида по сравнению с другими работниками.

Важно! Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательным для исполнения работодателем документом.

2) установление сокращенной продолжительности рабочего дня (смены) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 94 Трудового кодекса РФ);

3) установление сокращенной продолжительности рабочей недели;

Важно! Продолжительность рабочей недели для инвалидов 1 и 2 группы не может быть более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ). Для инвалидов 3 группы продолжительность рабочей недели определяется согласно индивидуальной программы реабилитации.

Как подённо распределить эти 35 часов в неделю зависит от ИПР и медицинского заключения . При этом заработная плата, а также все социальные права и льготы за лицами такой категории сохраняется в полном объеме.

4) предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска;

Важно! Ежегодный оплачиваемый отпуск для инвалидов составляет 30 календарных дней, исходя из 6 дневной рабочей недели (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

5) оплата труда за сокращенное рабочее время как за нормальную продолжительность рабочего времени;

6) соблюдение порядка привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 Трудового кодекса РФ);

Читайте также:  КС РФ указал, что студенты магистратуры могут получать отсрочку от призывной армейской службы – Льготы всем

Важно! Работник-инвалид может привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, только с его согласия, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению работы и при наличии письменного подтверждения об ознакомлении работника со своим правом отказаться от выполнения такой работы.

7) предоставления отпуска без сохранения заработной платы.

Важно! Продолжительность такого отпуска составляет до 60 календарных дней в году.

Инвалидам-чернобыльцам ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время, равно как и дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней.

Важно! Если после переосвидетельствования группа инвалидности меняется, условия труда такого работника подлежат корректировке.

Б. Гарантии работодателям.

Работодатель должен оборудовать специальные рабочие места для инвалидов на свои средства, но может их возместить в установленном порядке. Сумма возмещения зависит от группы инвалидности работника, для которого было оборудовано конкретное рабочее место. Средний размер возмещения за одно место в 2014 году – свыше 60 тыс. рублей и свыше 70 тыс. руб. в 2015 году.

Работодатель в пониженном размере уплачивает страховые взносы в Фонд социального страхования РФ. С зарплаты инвалидов 1, 2 и 3-й групп – 60 процентов страхового тарифа. Если инвалиды составляют более 50 процентов списочного состава, работодатель платит 60 процентов страхового тарифа уже с зарплаты всех работников, а не только инвалидов.

При переводе инвалида по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую должность, за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода. А если перевод был связан с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, прежний заработок сохраняется до установления инвалидности либо до выздоровления работника. Эти выплаты относятся к расходам на оплату труда, т.е. включаются в себестоимость продукции.

Трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2020 году – образец трудового договора с инвалидом. Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности. Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2020 г. Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.

С 2020 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель ВОИ М. Терентьев

Нормативное регулирование трудоустройства инвалидов

В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:

АктРегулирование
«Конституции РФ»возможность реализации своего труда
ТК РФзащита инвалидов как трудовых ресурсов
Постановление от 20.02.2006 N 95признание граждан инвалидами
Приказ от 24.11.2010 N 1031ндокументы, подтверждающие инвалидность
Указ от 02.10.1992 N 1157меры поддержки инвалидов
Распоряжением от 15 октября 2012 г. №1921-рсодействие трудоустройства и проф. образования инвалидов
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1регулирует занятость населения, в т.ч. инвалидов
ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗтребование установления квот работодателями для трудоустройства инвалидов
Локальные акты организацийустановление квот для инвалидов

Предоставление рабочих мест инвалидам

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:

Численность работников, чел.Размер квоты, %
Более 1002-4
35-1003

В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.

Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.

Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту

Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.

Основание для трудоустройства инвалидов

Для того, чтобы гражданину трудоустроиться как инвалиду, ему необходимо подтвердить инвалидность справкой МСЭ. Деятельность МСЭ регулируется приказом от 11 октября 2012 г. N 310н. На МСЭ могут быть направлены лица, имеющие ограничения и нуждающиеся в определенной защите. Направление на МСЭ оформляется по приказу от 31 января 2007 года N 77 форма N 088/у-06. При признании инвалидности оформляется справка, подтверждающая инвалидность по форме, утвержденной Приказом от 24.11.2010 № 1031н. Выделяют в зависимости от уровня ограничения 3 группы инвалидности и категория «ребенок-инвалид» на определенный срок. Специалисты бюро, по результатам МСЭ, разрабатывают (ИПРА), утвержденную Приказом от 13.06.2017 №486н. ИПРА отражает помимо рекомендованных процедур и условия труда, важные для работодателя в плане создания мест инвалидам.

Порядок поиска работы и трудоустройства инвалидам

Чтобы приступить к самостоятельному поиску работы важно оценить имеющиеся навыки и определить требования к месту работы.

Инвалидам, как и прочим гражданам, можно получить помощь от центра занятости при поиске работы не зависимо от того, есть ли работа или желаете поменять ее.

Также можно воспользоваться базой вакансий «Работа в России» (регистрироваться не обязательно и порталом можно пользоваться при наличии пароля от Госуслуг). На портале выделены вакансии для инвалидов по квоте.

Также можно разместить резюме для работодателей, которое можно сформировать посредством мастера создания резюме, помогающего выделить важную информацию о соискателе. Сформированное резюме можно отправить работодателям.

Подписка на обновления, где будут указаны требования к работе, будет направлять подходящие вакансии.

Также на портале можно уточнить адрес ближайшего центра занятости, который будет содействовать поиску работы посредством: направления на работу и предоставления перечня вариантов.

Регистрация в качестве безработного

Также инвалид имеет право зарегистрироваться в центре занятости в качестве безработного. При регистрации гражданин предъявляет:

ГражданеДокументы
Ранее работавшиепаспорт
трудовая книжка
документы, удостоверяющие образование (квалификацию
справки о средней зарплате за 3 предыдущих месяца на последнем месте работы по форме Минтруда
ИПРА
Впервые ищущиепаспорт
документ об образовании
ИПРА

Важно! Гражданин считается безработным при отсутствии подходящей работы в течение 10 с даты регистрации для поиска подходящей работы.

В России действует программа стимулирования мобильности граждан, по которой можно получить материальную помощь при переезде. Условиями участия являются:

  • помощь на переезд 1 работника составляет 225 тыс. руб.
  • средства направлены на компенсацию проезда, оплату жилья и на другие направления в зависимости от региональной программы
  • заключение трудового договора более 3 лет
  • осуществляется контроль за выполнение работодателем условий предоставления помощи
  • граждане привлекаются из регионов. которые не особо нуждаются в трудовых ресурсах
  • при расторжении трудового договора по собственному желанию работника до 3 лет с даты заключения работник возмещает сумму помощи в полном размере

Порядок заключения трудового договора

Отношения работника и работодателя должны быть оформлены для подтверждения непосредственно трудовых в следующем порядке:

ДокументОснование
Трудовой договор в письменной форме– паспорт

– трудовая книжка, кроме впервые трудоустраивающихся или по совместительству

– документы воинского учета

– документ об образовании или о квалификации

– ИПРА

Приказ о приеме на работузаключенный трудовой договор
Запись в трудовой книжкеприказ о приеме на работу (в течение 5 дней, 1 неделя – если впервые трудоустроился)

Трудовой договор оформляется в первый день работы (если уже приступил к работе с ведома работодателя, то договор нужно подписать в 3-дневный срок без условия испытания), после подписания которого работник получает экземпляр под подпись, подтверждающую факт получения своего экземпляра.

В трудовом договоре могут не отражаться то, что на работу принимается инвалид, а только дополнительные условия в соответствии с законодательством.

Пример оформления режима рабочего времени для инвалида

Инвалидам I или II групп по ТК РФ нужно установить сокращенную продолжительность недели в пределах 35 часов (для III группы – не предусмотрена). Также нужно учесть ИПРА, обязательную для работодателя. Если в ИПРА эта информация не отражена, то работодатель может:

  • определить продолжительность самостоятельно
  • обратиться МСЭ, разработавшее ИПРА, для уточнения информации

Формулировка в договоре может иметь такой вид:

«Работнику устанавливается 30-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Время начала работы – 09:00, время окончания работы – 15:30, перерыв для приема пищи: с 12:00 до 12:30».

Льготы инвалидам по ТК РФ

В РФ каждый гражданин, в т.ч. инвалид, может реализовать свои возможности в труде. Но инвалидам еще предусмотрены определенные льготы, отраженные в ТК РФ:

Статья ТК РФЛьготы
94Длительность смены в соответствии с ИПРА
96В ночное время при соответствующем мед. заключении и с согласия инвалида в письменной форме
99К сверхурочной работе при соответствующем мед. заключении и с согласия инвалида в письменной форме
113В выходные и праздничные дни при соответствующем мед. заключении и с согласия инвалида в письменной форме
128Административный отпуск инвалидам – до 60 дней в году
124Работодатель обязан (в отношении инвалидов):

– ограничивать работу с вредными и опасными условиями

– переводить инвалидов по ИПРА на легкую работу

– определять для отдыха перерывы в течение рабочего времени

– создавать условия труда по ИПРА

Оформление инвалида как дистанционного работника

Для оформления инвалидов, как и других работников, допускается дистанционная работа, т.е. работа, которая выполняется вне рабочего места организации. Для ее выполнения не обязательно присутствовать в офисе при наличии средств связи. Такая работа для инвалида может быть предпочтительна в связи с работой в удобной ему обстановке и нет необходимости преодолевать ограничения среды. Работодателю такой работник выгоден, т.к. не будет дополнительных затрат, например на оборудование специального рабочего места, но законодательством о квотировании работодатель обязан создать стационарные места работы, т.е. квота не будет выполнена (уход от квоты).

Наказание работодателя при неисполнении закона

Президентом РФ утверждены штрафы, если обязанности по созданию мест для инвалидов не исполняются

ОтветственностьНаказание
АдминистративнаяПо ст. 5.42 КоАП РФ:

Не выделение мест для инвалидов и отказ в трудоустройстве инвалида в рамках квоты – штраф 5 – 10 тыс. руб.

По ст. 19.7 КоАП РФ:

не сдача (в т.ч. несвоевременная) обязательных сведений по квотам:

на должностное лицо: 300 – 500 руб.

на юридическое лицо: 3 – 5 тыс. руб.

Возможно предупреждение

отказ без оснований в регистрации инвалида как безработного – штраф 5 – 10 тыс. руб.
Уголовнаяст. 315:

при неисполнении решения суда, предписавшего создание мест для инвалидов в счет квоты – штрафа до 200 тыс. руб., лишение права занимать должности, лишение свободы

Финансоваянецелевое расходование субсидий, выделенных из бюджета на создание мест для инвалидов

Ошибка при действиях с квотированными местами

В организации при сокращении работников работодатель должен предлагать имеющиеся вакансии сокращаемым с учетом его квалификации, опыта и состояния здоровья. Так, работодатель при наличии вакантных мест по квоте сокращаемым (не инвалидам) не может быть правомерен.

Ошибка в сдаче отчетности по квотам

Руководитель обязан предоставлять информацию в центр занятости о вакансиях для инвалидов и выполнении квот, но за не предоставление этой информации его оштрафовать не смогут, потому что по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривается наказание за: не выделение мест по квоте (2-4% от общего числа рабочих мест) и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Должен ли инвалид III группы при оформлении на работу предоставить работодателю ИПРА?

Ответ: При трудоустройстве ИПРА предоставляется инвалидом III группы только при оформлении в счет квоты. На места без квоты инвалид может предоставить программу по своему усмотрению. Но это важный для работодателя документ, который определяет допустимые отдельные виды деятельности.

Вопрос №2: Каким документом отражается оформление выделения мест для инвалидов?

Ответ: Работодатель вправе самостоятельно решить каким внутренним актом оформить места по квоте для оформления на работу инвалидов. Но такое выделение мест не может быть основанием для проведения СОУТ.

Почему работодателям в 2020-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов

Вероятнее всего, с 2020 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок. Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов. Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора. Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс. руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут.

Как штрафуют сейчас

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов».

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Что изменится

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

— на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

— одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Самое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Как обезопасить компанию от штрафов

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо:

— отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

— предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Оцените статью
Добавить комментарий