Новый пилотный проект в соцсфере

Содержание

Новый пилотный проект в соцсфере

Новый пилотный проект в соцсфере

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 февраля 2020 г. № 128 “О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2020 году”

В целях реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2020 году (далее – пилотный проект) приказываю:

1. Установить, что:

реализация пилотного проекта в 2020 году осуществляется в 12 пилотных регионах: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, г. Москва;

пилотные регионы, осуществляющие реализацию пилотного проекта с 2020 года (Волгоградская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область), участвуют в реализации пилотного проекта до 2020 года включительно;

пилотные регионы, осуществляющие реализацию пилотного проекта с 2020 года (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Кемеровская область, Кировская область, г. Москва), участвуют в реализации пилотного проекта до 2021 года включительно.

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации пилотного проекта.

3. Рекомендовать членам рабочей группы по реализации пилотного проекта, состав которой утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N 302 “О рабочей группе по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами”, при участии Департамента демографической политики и социальной защиты населения (М.К. Антонова), автономной некоммерческой организации “Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов” обеспечивать методическое сопровождение реализации пилотного проекта, осуществляемого в пилотных регионах, предусмотренных абзацем 1 пункта 1 настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.В. Петрову.

МинистрМ. Топилин

Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 28 февраля 2020 г. N 128

План мероприятий
по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2020 году

Наименование мероприятияИсполнительСрок исполнения
1. Мониторинг реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее соответственно – система долговременного ухода, пилотный проект), осуществляемый пилотными регионами (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, г. Москва) (далее – пилотные регионы) в соответствии с утвержденными региональными планами мероприятий по реализации пилотного проекта, включающими следующие мероприятия: а) в части социального обслуживания: совершенствование предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания; развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами; подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников организаций социального обслуживания; развитие стационарозамещающих технологий; развитие социального сопровождения; развитие мобильных бригад; контроль качества предоставляемых услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами; б) в части обеспечения медицинской помощи: совершенствование первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю “Гериатрия”, паллиативной медицинской помощи, а также медицинской реабилитации в субъекте Российской Федерации; взаимодействие между врачами-специалистами и медицинскими работниками со средним профессиональным образованием при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю “Гериатрия”, паллиативной медицинской помощи, а также медицинской реабилитации; разработка (актуализация) и реализация регламента взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, участвующих в создании системы долговременного ухода; разработка критериев потребности граждан в возрасте 65 лет и старше с ограничениями или отсутствием возможностей к передвижению и/или самообслуживанию в социально-бытовых услугах и обеспечение выявления указанной потребности при оказании медицинской помощи; внедрение и осуществление методического сопровождения реализации комплекса мер по профилактике падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста в медицинских организациях и на дому; внедрение и осуществление методического сопровождения реализации комплекса мер, направленных на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста в медицинских организациях; обучение врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием основам гериатрии, паллиативной медицинской помощи и медицинской реабилитации; определение состава информации для обмена данными между медицинскими организациями и организациями социального обслуживания; разработка предложений по информационно-технологическому взаимодействию при обмене информацией о гражданах пожилого возраста и инвалидов, являющихся пациентами медицинских организаций, между медицинскими организациями и организациями социального обслуживания в системе долговременного уходаДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)I-IV квартал 2020 г.
2. Осуществление реализации пилотного проекта в соответствии со сроками, установленными федеральным проектом “Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения “Старшее поколение”, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту “Демография” от 14 декабря 2020 г. N 10Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)I-IV квартал 2020 г.
3. Выполнение условий, предусмотренных приложением N 8(4) к государственной программе Российской Федерации “Социальная поддержка граждан”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)I-IV квартал 2020 г.
4. Доведение средств федерального бюджета до пилотных регионов на расходные обязательства по реализации пилотного проектаДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда РоссииII квартал 2020 г.
5. Доведение средств федерального бюджета до Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость” в целях реализации пилотного проектаДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда РоссииII-IV квартал 2020 г.
6. Отбор и определение субъектов Российской Федерации для реализации пилотного проекта в 2020 годуДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)III квартал 2020 г.
7. Анализ представленных пилотными регионами отчетов об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт, отчетов о достижении значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации, сведений о результатах реализации мероприятий, направленных на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, предусмотренных пунктами 11, 12, 17 приложения N 8(4) к государственной программе Российской Федерации “Социальная поддержка граждан”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)II-IV квартал 2020 г.
8. Текущий анализ результатов пилотного проекта в пилотных регионахДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)2 раза в год, начиная с итогов первого полугодия 2020 г.
9. Итоговый анализ результатов пилотного проекта в пилотных регионахДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)IV квартал 2020 г.
Читайте также:  В Госдуму внесен законопроект о возможности компенсации ипотечных займов для многодетных – Льготы всем

Обзор документа

В России реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

В 2020 г. пилотными регионами являются: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская и Тульская области, а также г. Москва.

7 регионов из указанных из них участвуют в проекте до 2021 г. включительно, а остальные, которые выполняли проект с 2020 г., – до 2020 г. включительно.

Составлен план мероприятий по реализации проекта.

Пилотный проект ФСС 2020: список регионов

В 2020 году пилотный проект ФСС продолжает действовать, расширяя количество охваченных им регионов России. О правилах этого проекта и ожидающих его перспективах — в нашем материале.

Суть пилотного проекта для 2020 года

Пилотным проектом ФСС «Прямые выплаты» (основные его положения отражены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294) предусматривается направление средств соцстрахования получателям этих средств (застрахованным лицам) напрямую из фонда. При этом фонд сам рассчитывает сумму выплаты, осуществляя перед этой процедурой тщательную проверку сведений, дающих право на ее получение, и удерживает из нее НДФЛ.

Страхователю отводится роль передающего звена, которое направляет в ФСС документы, предоставленные ему застрахованным лицом (после внесения в них необходимой информации о страхователе). Если же фонд принимает решение об отказе в выплате пособия, то информация об этом им тоже передается застрахованному лицу напрямую без участия страхователя.

Внедрение такого порядка выплат позволяет не ставить сроки их перечисления застрахованному лицу в зависимость от финансовой ситуации, складывающейся у работодателя, или его недобросовестности. Причем со страхователя (работодателя) не только снимаются те функции, которые за него в рамках пилотного проекта выполняет фонд.

Для него также упрощается отчетность по страховым взносам, поскольку в ежеквартально формируемом им отчете больше не нужно заполнять сведения о тех выплатах, которые теперь осуществляет фонд, и не требуется подавать в ФСС комплект документов на возмещение средств, потраченных страхователем на выплаты социального характера сверх суммы начисленных к уплате взносов.

Путем прямой оплаты из ФСС выплачиваются пособия:

  • по временной нетрудоспособности (в т. ч. наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания), кроме относящихся к первым 3 дням болезни, оплачиваемым работодателем;
  • по беременности и родам;
  • за раннюю постановку беременной на учет в медучреждении;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком;
  • на отпуск, предоставляемый для продолжения лечения после несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Иные же выплаты (пособие на погребение, оплата дополнительных выходных дней работникам, имеющим ребенка-инвалида, дополнительные платежи на детей, финансируемые из средств федерального бюджета) по-прежнему продолжает делать работодатель, а фонд затем (после предоставления необходимого комплекта документов) возмещает страхователю израсходованные им суммы. Возмещению также подлежат средства, истраченные страхователем на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.

Сроки, имеющие значение для выплат по пилотному проекту

Правилами пилотного проекта установлены следующие сроки:

  • 5 дней по календарю отводится работодателю на направление в фонд заявления работника и документов (сведений), необходимых для расчета суммы выплаты;
  • за 2 недели страхователю требуется подать в фонд заявление работника на оплату отпуска, предоставляемого для продолжения лечения, и оформленные работодателем приказ на такой отпуск с расчетом отпускных;
  • по 5 рабочих дней дается фонду на направление страхователю извещения о сведениях, оказавшихся недостающими, и работодателю на ответ на это извещение;
  • в течение 5 рабочих дней с даты поступления в фонд на оплату отпуска им принимается решение относительно этой выплаты;
  • 10 дней по календарю отведено фонду на принятие решения о назначении пособия и его выплате (в этот же срок фонду нужно осуществить и саму выплату, если больничный выдан в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием);
  • в течение 2 рабочих дней осуществляется перевод выплачиваемой разово суммы (в т. ч. это относится к первой по счету выплате пособия по уходу за ребенком и оплате отпускных) на расчетный счет, указанный работником в заявлении;
  • к дням, соответствующим 1-15 числам месяца, следующего за месяцем начисления, привязаны выплаты пособия по уходу за ребенком, осуществляемые ежемесячно после первого платежа;
  • по 3 рабочих дней дается страхователю на извещение фонда об обстоятельствах, служащих основаниями для прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком, а фонду — на начисление пособия по исправленному больничному, необходимость корректировки которого была выявлена при проверке комплекта документов.

Работодателями со среднесписочной численностью более 25 человек обмен данными с фондом осуществляется только электронно, причем в электронном формате (он утвержден ФСС 16.11.2018) осуществляется также передача сведений из всех подтверждающих право на выплату документов. При меньшем среднесписочном числе работников необходимые данные могут направляться в фонд на бумаге. Формы реестров, сопровождающих направляемые в фонд документы, утверждены Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 579.

Реализация пилотного проекта началась в 2011 году всего в нескольких регионах России. Однако постепенно (с интервалом полгода-год) к нему присоединяется все большее число субъектов РФ.

Регионы, участвующие в пилотном проекте 2020:

РегионСроки участия в пилотном проекте
Республика Башкортостанс 01.07.2020 по 31.12.2020
Республика Дагестан
Красноярский край
Ставропольский край
Волгоградская область
Иркутская область — с 2020 года
Ленинградская область
Тюменская область
Ярославская область
Республика Комис 01.01.2020 по 31.12.2020
Республика Саха (Якутия)
Удмуртская Республика
Кировская область
Кемеровская область
Оренбургская область
Саратовская область
Тверская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Забайкальский крайс 01.07.2019 по 31.12.2020
Архангельская область
Воронежская область
Ивановская область
Мурманская область
Пензенская область
Рязанская область
Сахалинская область
Тульская область
Республика Ингушетияс 01.01.2019 по 31.12.2020
Республика Марий Эл
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Камчатский край
Владимирская область
Псковская область
Смоленская область
Ненецкий автономный округ
Чукотский автономный округ
Кабардино-Балкарская Республикас 01.07.2018 по 31.12.2020
Республика Карелия
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Тыва
Костромская область
Курская область
Республика Адыгея (Адыгея)с 01.07.2017 по 31.12.2020
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Калмыкия
Алтайский край
Приморский край
Амурская область
Вологодская область
Омская область
Орловская область
Магаданская область
Томская область
Еврейская автономная область
Республика Мордовияс 01.07.2016 по 31.12.2020
Брянская область
Калининградская область
Калужская область1
Липецкая область
Ульяновская область
Республика Татарстанс 01.07.2015 по 31.12.2020
Белгородская область
Ростовская область
Самарская область
Республика Крымс 01.01.2015 по 31.12.2020
г. Севастополь
Астраханская областьс 01.07.2012 по 31.12.2020
Курганская область
Новгородская область
Новосибирская область
Тамбовская область
Хабаровский край
Карачаево-Черкесская Республикас 01.01.2012 по 31.12.2020
Нижегородская область

Новшества-2020 в применении пилотного проекта

Годом завершения пилотного проекта (исходя из периода его действия, обозначенного в полном названии Постановления № 294) должен стать 2020 год. Поэтому изменения в характеризующих его основных положениях невелики — в перечень субъектов, применяющих пилотный проект с 01.01.2020, из числа тех, для которых он вводится с только с 01.07.2020, перемещена Иркутская область (Постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444).

Однако с наступлением последнего года действия пилотного проекта ФСС намерен внести изменения в формы, заполняемые при его применении (подготовлен проект приказа фонда об утверждении новых форм). При этом две формы будут вводиться впервые.

  • уведомления о прекращении права работника на ежемесячное пособие по уходу за ребенком — его будет оформлять работодатель;
  • извещения об исправлениях, требующих внесения в больничный лист — этот документ предназначается для оформления фондом.

В остальные 10 бланков (они до момента вступления в силу приказа ФСС об изменении их формы являются действующими и соответствуют утвержденным Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578) предполагается внести поправки, дополняющие информацию, отражаемую в этих документах.

Что ожидает пилотный проект в 2021 году

С 2021 года предполагается порядок выплаты пособий, действующий в рамках пилотного проекта, распространить на всю территорию России, закрепив его в двух базовых законах «Об обязательном социальном страховании…»:

  • от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
  • от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Таким образом, страхователям придется платить в ФСС страховые взносы в полном объеме, не уменьшая их на выплаты социального характера, полагающиеся работнику по законодательству.

Обязательной для использования при получении застрахованными лицами выплат от фонда во всех регионах России к 2021 году должна стать карта «Мир».

Подводим итоги

  • В рамках пилотного проекта ФСС выплаты полагающихся работнику пособий социального характера, предусмотренных законами № 255-ФЗ и № 125-ФЗ, осуществляет не страхователь, а сам фонд. Страхователь же выполняет роль посредника, получающего необходимые документы от работника, дополняющего их данными о себе и передающего сведения в фонд.
  • Новинкой 2020 года для пилотного проекта становится присоединение к нему новых регионов РФ. Возможным новшеством может также оказаться утверждение новых форм документов, используемых при взаимодействии страхователя и ФСС по пилотному проекту.
  • С 2021 года порядок выплаты пособий, действующий в рамках пилотного проекта, предполагается распространить на всю территорию России, внеся необходимые изменения в законы № 255-ФЗ и № 125-ФЗ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ставрополье перейдет на прямые выплаты социальных пособий

Ставрополье с 1 июля 2020 года присоединится к пилотному проекту по прямым выплатам из Фонда социального страхования.

Новая система выплат пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в субъектах РФ запущена с 2011 года. Сейчас прямой порядок выплат из Фонда социального страхования РФ успешно работает в 69 регионах страны. География пилотного проекта расширяется. С 1 июля 2020 года к его реализации приступят в Ставропольском крае.

О целях новшества расскажет управляющий Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Александр Писаренко.

Цель и задачи проекта «Прямые выплаты»:

— повышение социальной защищенности граждан, в том числе обеспечения пособиями по социальному страхованию застрахованных лиц, работодатель которых либо имеет финансовые проблемы, либо фактически прекратил свою деятельность;
— создание прозрачного механизма назначения и выплаты пособий;
— снижение издержек страхователей на обработку и расчет пособий;
— сокращение времени расчета и назначения выплаты пособий.

Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки, независимо от финансового положения работодателя. Суть изменения в том, что работодатель перестанет выполнять роль промежуточного звена между ФСС и застрахованным, то есть работником.

Рассчитывать и выплачивать пособия будет региональное отделение Фонда. Новый порядок не повлияет ни на размер пособий, ни на методику расчета.

Предпринимателю не придется изымать из своего оборота средства на выплату пособий, а человек будет получать причитающуюся ему сумму вне зависимости от финансового положения организации. Естественно, при условии, что он является застрахованным. То есть предприятие работает «в белую» — официально зарегистрировано, вносит платежи на обязательное социальное страхование своих работников.

К примеру, женщина находилась в декрете, а предприятие за это время закрылось. Кто теперь должен оплачивать ей отпуск по уходу за ребенком? С прямыми выплатами это вопрос решаемый: если с женщиной был заключен трудовой договор, она приходит в Фонд. Сведения о ней внесены предприятием в реестр. И мы начинаем выплачивать ей пособие вне зависимости от того, что предприятие закрылось.

Еще один плюс: выплаты не привязаны к дате зарплаты, как сейчас. Не позднее пяти календарных дней после получения от человека больничного предприятие должно направить сведения в электронном виде в региональное отделение Фонда.

Кстати, процесс их передачи упрощается, если и больничный лист оформлен в электронном виде. В течение 10 дней Фонд перечисляет работнику деньги.

Важно, чтобы страхователь до 1 июля наступившего года:

— довел до сведения работников информацию о новом порядке выплаты пособий;
— информировал работников о возможных способах получения пособий: на лицевой счет или почтовым переводом;
— довел до сведения работника сроки получения ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет. Пособие выплачивается с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.

Сейчас у нас подготовительный этап реализации пилотного проекта. В самом разгаре разъяснительная работа по краю, формирование групп слушателей, организация площадок для доходчивой популяризации нововведения.

Прямые выплаты

Опубликован приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 579 “Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения” и приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 578 “Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации”.

О реализации на территории Российской Федерации пилотного проекта по выплатам пособий органами Фонда социального страхования Российской Федерации (пилотный проект «Прямые выплаты»)

С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда (пилотный проект «Прямые выплаты»).

Целью пилотного проекта «Прямые выплаты» является улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.

Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки.

Особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты:
в 2012 – 2020 годах территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее – Постановление № 294).

В настоящее время в пилотном проекте «Прямые выплаты» участвует 69 субъектов Российской Федерации. С 1 июля 2020 года в пилотном проекте будет участвовать еще 8 субъектов Российской Федерации.

С 1 июля 2011 года в пилотном проекте участвуют Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, 1 июля 2012 в пилотный проект вошли Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край, с 1 января 2015 – Республика Крым, г. Севастополь, 1 июля 2015 – Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области.

С 1 июля 2016 года к составу участников пилотного проекта присоединились еще 6 субъектов Российской Федерации – Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.

С 1 июля 2020 года в пилотном проекте по выплате пособий в рамках обязательного социального страхования непосредственно территориальным органом Фонда участвуют: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский край, Приморский край, Амурская область, Вологодская область, Омская область, Орловская область, Магаданская область, Томская область, Еврейская автономная область.

С 1 июля 2020 года механизм прямых выплат реализован еще в 6 субъектах Российской Федерации: Кабардино-Балкарской Республике, Республиках Карелия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Костромской и Курской областях.

С 1 июля 2020 года на механизм прямых выплат перешли еще 9 субъектов Российской Федерации: Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области.

С 1 января 2020 года на механизм прямых выплат перешли следующие регионы: Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская; Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Иркутская и Тверская области; Ямало-Ненецкий автономный округ.

С 1 июля 2020 года в пилотном проекте примут участие: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.

Форма заявления, необходимого для назначения пособий, утверждается приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 578 (зарег. в Минюсте России от 15 декабря 2020 г. № 49265) «Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».

Форма электронного реестра сведений утверждена приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 № 579 (зарег. в Минюсте России от 17 января 2020 г. № 49665) «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения».

В соответствии с Постановлением № 294 после получения от застрахованного лица (его уполномоченным представителем) заявления и необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия страхователь не позднее 5 календарных дней со дня их представления направляет в территориальный орган Фонда сведения для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в виде электронного реестра).

Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда документы или сведения не в полном объеме, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет извещение о представлении недостающих сведений по форме, утверждаемой Фондом.

Недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны выше. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в вышеназванные сроки в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее – реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в порядке, установленном Постановлением – т.е. в электронной форме. Таким образом, страхователи с численностью 25 человек и меньше вправе предоставлять в территориальный орган Фонда сведения на бумажных носителях.

В случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

С нового года Саратовское отделение ФСС переходит на “Прямые выплаты”

19 ноября 2020, 10:53

В соответствии с федеральным законодательством с января 2020 года Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования приступит к реализации в регионе пилотного проекта “Прямые выплаты”. О том, что изменится для граждан и руководителей организаций ИА “Взгляд-инфо” попросило рассказать сотрудников регионального отделения Фонда.

Пилотный проект

Данный пилотный проект затронет не только работодателей, но и коснется всех работающих граждан Саратовской области. Перестанет действовать ранее применяемый зачетный механизм выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству, когда выплаты производились работодателем с последующим возмещением за счет средств Фонда социального страхования. С нового года выплаты будут производиться напрямую работающим гражданам на основании реестров, предоставляемых работодателем“, – прокомментировала заместитель управляющего отделением Елена Ножечкина.

О каких пособиях идет речь?

По новой схеме будут выплачиваться несколько видов страхового обеспечения. Это пособия по временной нетрудоспособности, в том числе при несчастном случае на производстве (выплачиваемые на основании больничных листков); по материнству (по беременности и родам, при рождении ребенка, при постановке на учет в ранние сроки беременности, по уходу за ребенком до 1,5 лет); оплата дополнительного отпуска пострадавшему на производстве.

Часть расходов по обязательному социальному страхованию работодатели по-прежнему будут производить за свой счет, а затем обращаться в филиал регионального отделения Фонда за возмещением средств. Это оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми- инвалидами; пособия на погребение; финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников; пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня, обеспечение которых должно осуществляться за счет федерального бюджета.

В целом хочу сказать, что мы не являемся первопроходцами, данный пилотной проект в Российской Федерации успешно реализуется с 2011 года, в настоящее время работают по прямым выплатам 59 субъектов Российской Федерации, для остальных предусмотрен поэтапный переход в течение 2020 года. Применение данного механизма выплат позволит защитить права работающих граждан в случае тяжелого финансового положения на предприятии, а также избавит от лишней бумажной волокиты работодателей“, – объяснила Елена Ножечкина.

Подробнее об изменениях, которые коснутся жителей Саратовской области, рассказала заместитель начальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности Саратовского регионального отделения Фонда Наталия Карева: “Отмена зачетного принципа для работодателей означает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование теперь не уменьшаются на сумму произведенных расходов, а уплачиваются в полном объеме: по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в Фонд социального страхования РФ, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в управление Федеральной налоговой службы“.

Схема выплаты пособий

Для работника, которому полагается пособие, схема прохождения документов фактически не изменится. Как и прежде, он приносит работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка и т.д.), пишет заявление, где указывает реквизиты, на которые ему удобнее получать пособие (счет в банке или почтовый адрес). Работодатель не позднее 5 календарных дней с даты получения заявления от работника направляет реестр (комплект документов) в филиал регионального отделения Фонда, которым в течение 10 календарных дней принимается решение о назначении и выплате пособия. Выплата производится работнику на указанный им в заявлении лицевой счет в банке или почтовым переводом.

При этом организации с численностью 25 человек и более реестры передают исключительно в электронном виде, численностью менее 25 человек имеют право предоставлять сведения как в электронном виде, так и на бумажных носителях

Особо хочу выделить категорию граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, для них меняются сроки выплаты пособий. На основании представленных работодателем реестров выплаты будут производиться им за предшествующий месяц с 1 по 15 число следующего месяца на карты платежной системы “Мир”, так установлено нормами действующего законодательства“, – резюмировала г-жа Карева.

Материал подготовлен пресс-службой Саратовского ФСС

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Оцените статью
Добавить комментарий