Осуществлена новая редакция пенсионного законодательства

Содержание

Осуществлена новая редакция пенсионного законодательства

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2020

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон “О трудовых пенсиях” устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Структура закона

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

Очень важно знать, какие из положений закона о пенсиях утрачивают силу после внесения изменений в законодательство. К примеру, после вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» нормы этого акта действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.

Кому важно знать закон

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию. Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в дополнение к общему трудовому. Это отдельная разновидность пенсии, предусматривающая большую сумму, но и специальные условия получения. Так что этой категории работников нужно обращать внимание и на стаж их службы.

В 2016-2019 годах в пенсионном законодательстве вступает в силу сразу несколько изменений, которые делают получение пенсии госслужащими более сложными, а для работающих пенсионеров уменьшают надбавку к пенсии при перерасчёте.

Это повод обратить внимание на действующие законы о пенсиях, чтобы не потерять те деньги, получение которых гарантировано государством.

Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
“О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2020 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в “Российской газете” от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

Читайте также:  Начал действовать онлайн-гид по льготным организациям торговли и услуг для москвичей – Льготы всем

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 – 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Поправка на возраст

С 2020 года в стране начнется поэтапное повышение пенсионного возраста. Одновременно с этим вступит в силу пакет мер, защищающих права работников старших возрастов.

1. Один из пяти принятых законов внес поправки в Уголовный кодекс: теперь за незаконное увольнение работников предпенсионного возраста или необоснованный отказ в приеме их на работу будет грозить уголовная ответственность. Со стороны работодателя отвечать будут ответственные лица, допустившие такие нарушения. По решению суда их могут наказать штрафом до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты, либо обязательными работами сроком на 360 часов.

2. Утверждены поправки в Трудовой кодекс. Они направлены на защиту здоровья работников и касаются правил прохождения диспансеризации. Теперь работодатель обязан по заявлению работника предоставить ему свободные дни с сохранением среднего заработка для профилактического посещения врачей, сдачи анализов и диагностических исследований. Все работники имеют право получить один такой день раз в три года. А работники предпенсионного возраста для прохождения диспансеризации получают такие дни чаще и в большем количестве – два оплачиваемых выходных ежегодно.

3. Закон с поправками в Бюджетный кодекс направлен на пополнение бюджета Пенсионного фонда России. Теперь все средства, изымаемые в рамках борьбы с коррупцией, а также вырученные при продаже конфискованного имущества, будут направляться в ПФР. По предварительным оценкам, в результате этой меры за шесть лет бюджет фонда может дополнительно получить 1,8 миллиарда рублей. По словам председателя правления Пенсионного фонда Антона Дроздова, эта инициатива имеет “морально-этическое” значение.

4. В пакет включен еще один важнейший документ: закон о ратификации 102-й Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, которая была принята еще в 1952 году. Эта международная Конвенция установила уровень минимальных гарантий, которые обязаны соблюдать все подписавшие документ страны. После ратификации Конвенции наша страна подтвердила обязательства, в частности, по пенсионному обеспечению, согласно которым пенсия не должна быть ниже 40 процентов утраченного заработка.

5. Изменения в порядке назначения пенсий определены ФЗ N 350. Этот закон внес поправки сразу в несколько “социальных” законов: о занятости, о страховых пенсиях, о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, о государственном пенсионном обеспечении. Он определил дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (в том числе в связи с увольнением), условия досрочного выхода на пенсию. Какие именно новации ожидают россиян с 2020 года?

Как будет увеличиваться пенсионный возраст

Президент не поддержал первоначальный вариант поднять пенсионный возраст у женщин до 63 лет. В итоге повышение будет одинаковым – на пять лет: мужчины в 2028 году, когда закончится переходный период, будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60.

Кроме того, в первые два года изменений – в 2020 и 2020 году – будет действовать право оформить пенсию на полгода раньше новой возрастной черты. Такую смягчающую меру предложил президент.

Кому сохранят досрочные пенсии

Некоторым социально уязвимым категориям сохранены льготы по выходу на пенсию. Не повышается возраст для коренных народов Севера, тех, кто получает страховые пенсии по социальным причинам (некоторые виды заболеваний).

Расширяются льготы для многодетных мам: пенсионный возраст для имеющих троих детей снижается на три года (до 57 лет), четырех – на 4 (до 56 лет), пять и более – как и сейчас, будут выходить на пенсию в 50 лет.

Для сотрудников “в возрасте”

Какой возраст считается предпенсионным?

Это возраст в течение пяти лет до возраста, в котором работник имеет право выйти на страховую пенсию по старости или в некоторых случаях – досрочную пенсию.

Учеба со стипендией

Во время прохождения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости граждане получают стипендию:

– если увольнение произошло менее чем за 12 месяцев до начала учебы, и гражданин успел отработать на предприятии до увольнения не менее 26 недель, – стипендия составит 75 проц. от среднего заработка за последние три месяца работы (но не выше и не ниже максимального и минимального размера пособия по безработице с учетом районного коэффициента);

– такой же порядок касается и демобилизованных со срочной службы, если они успели поработать до призыва не менее 26 недель, они также получат на время обучения 75 процентов зарплаты по последнему месту работы перед призывом;

– для тех, кто до увольнения отработал менее 26 недель, стипендия выплачивается в размере пособия по безработице, положенного конкретному гражданину на день, предшествующий началу обучения;

Читайте также:  Президент РФ поддержал идею введения «бессрочной инвалидности»

– тем, кто раньше не работал (впервые ищет работу), либо хочет возобновить работу после длительного (более года) перерыва, а также людям, потерявшим рабочее место из-за нарушений трудовой дисциплины или других провинностей, стипендия будет равна минимальной величине пособия по безработице. Районные коэффициенты применяются;

– если человек проходит переобучение из-за того, что не может выполнять прежнюю работу в связи с утратой здоровья из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, работодатель выплачивает ему 100 процентов средней зарплаты за три последних месяца до прекращения работы (но не выше максимального пособия по безработице).

Пособие по безработице

Размер по безработице в большинстве случаев начисляется в процентах к среднему заработку за последние три месяца на последнем месте работы. В первые три месяца платят 75 процентов средней зарплаты, в последующие три месяца – 60 процентов. Но не больше максимального размера пособия по безработице и не меньше минимальной величины такого пособия. Пособие выплачивается не более шести месяцев в течение года. А для впервые ищущих работу, тех, у кого перерыв в работе превысил один год, а также если человек был уволен “по статье”, пособие будут платить только три месяца в течение года. У таких граждан и размер пособия будет меньше – на официально утвержденном минимальном уровне.

Дополнительные гарантии предпенсионерам

Срок выплаты пособия по сравнению с обычными гражданами у предпенсионеров увеличивается вдвое: максимум 12 месяцев в течение 18 месяцев. Причем если у человека выработан большой стаж (25 лет у мужчин и 20 – у женщин, либо стаж, дающий право на оформление досрочной пенсии), – срок получения пособия увеличивается на две недели за каждый год сверх нормы стажа. При этом максимальное ограничение – 24 месяца выплаты пособия в течение 36 месяцев.

75 процентов среднего заработка по последнему месту работы в первые три месяца;

60 процентов среднего заработка в следующие четыре месяца;

45 процентов – в дальнейшем.

При этом максимальная величина пособия ежегодно устанавливается правительством. В 2020 году запланировано увеличение размера пособия для предпенсионеров до 11 280 рублей.

Досрочный выход на пенсию

Если безработного не удается трудоустроить, он имеет право по представлению органа занятости оформить страховую пенсию досрочно – но не раньше чем за два года до наступления общеустановленного пенсионного возраста. При этом у мужчин страховой стаж должен быть не меньше 25 лет, а у женщин – 20.

Какой эффект ожидается от принятия новых законов

Правительство, предлагая проект пенсионных изменений, указывало, что основная цель – обеспечение устойчивости пенсионной системы и роста пенсий нынешним пенсионерам, опережающего темпы инфляции.

В правительстве подсчитали: изменения позволят увеличить ежемесячные выплаты неработающим пенсионерам по 1 тыс. руб. в год в течение ближайших пяти лет. И довести средний размер пенсии к 2024 году до 20 тысяч рублей.

Повышать пенсии с опережением роста потребительских цен предполагается и в дальнейшем.

Кроме того, приняв закон о ратификации Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения, наша страна подтвердила не только обязательства поддерживать определенный уровень пенсионного обеспечения, но также еще ряд социальных гарантий: по уровню медицинского обслуживания, материального обеспечения работающих в связи с болезнью, а также о социальном страховании в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Кроме того, речь идет об обеспечении инвалидов, социально незащищенных граждан, потерявших кормильцев и поддержке материнства и детства.

Выполнение социальных обязательств государства требует дополнительных финансовых вложений, и принятые изменения пенсионного законодательства помогают перераспределить ресурсы.

При этом сама необходимость повышения планки трудоспособного возраста во время бурных дискуссий экспертами не оспаривалась. На эту меру пошли практически все государства, причем намного раньше России. Но и мы вслед за населением развитых стран реально стали жить дольше, причем соотношение пенсионеров и работников с каждым годом становится хуже. Поэтому изменения пенсионных правил требовала и демографическая ситуация.

Успею ли я выйти на пенсию по старым правилам?

У меня, как и моих ровесников-друзей, возник вопрос. Мне исполняется 60 лет в конце декабря, и я планирую сразу же оформить пенсию. Но иногда процедура оформления затягивается, Пенсионный фонд требует “донести” документы. Что будет, если вдруг я попаду в такую же ситуацию и не успею закончить оформление до конца года? Не значит ли это, что в итоге я смогу оформить пенсию только через год, ведь с 1 января возраст поднимут?

– Возможность подобных случаев учтена в новом пенсионном законе (N350-ФЗ). В ст. 10 п. 2 этого закона говорится, что за гражданами, достигшими до 1 января 2020 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе и досрочную), но не обратившимися за ее назначением или не успевшими ее оформить до 1 января 2020 года, “сохраняется право на страховую пенсию по старости. без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом”. То есть вы сможете, подав документы на назначение пенсии в декабре, спокойно дождаться ее назначения даже если какие-то документы придется представить в пенсионный фонд позже. Этот же порядок относится и к оформлению досрочных пенсий, а также социальных пенсий.

Пенсионная реформа 2020 окончательный вариант

Итоговый вариант изменений в пенсионное законодательство принят. Начались изменения с января 2020 г с перспективой на 10 лет. О необходимости и неизбежности ее проведения заявляли многие эксперты и аналитики, но для многих россиян, будущие изменения стали абсолютной неожиданностью. Граждане выходили на пикеты, митинги.

Начало новой реформы положено с принятым 3 октября 2020г федеральным законом No 350.

Общий обзор реформы, поправки:

  • Поэтапное повышение пенсионного возраста с 2020 по 2023 гг.
  • Досрочное получение выплат от государства для отдельных категорий граждан.
  • Замораживание индексации.
  • Соцподдержка безработных лиц и предпенсионеров.
  • Повышение возраста возникновения права на соцвыплату.
  • Сохранение прав на накопительную часть.

Основными причинами нововведений и необходимости поправок законодательной базы послужил дефицит денежных средств в ПФР (Пенсионном фонде). Эти деньги необходимы на достойное содержание — пенсии, сопоставимые с уровнем заработной платы. После распада Советского Союза произошел провал в экономике, что принесло негативные последствия.

Общепринятый возрастной предел выхода на пенсию был установлен в первой половине 20 века, поэтому отвечал реалиям того периода. Раньше продолжительность жизни составляла более сорока лет, а на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо людей работоспособного возраста. Продолжительность жизни, число пенсионеров увеличилось. На одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных граждан, а за ближайшие периоды эта цифра сократится.

Пенсионная реформа снизит финансовую нагрузку на ПФР из-за роста объема поступлений в госказну, отчисляемых работающими гражданами. Поправки изменили бюджетный, налоговый, трудовой и уголовный кодекс РФ. Это касается ответственности за дискриминацию населения предпенсионного возраста. Для потенциальных пенсионеров сохранились налоговые льготы, введены дополнительно оплачиваемые нерабочие дни медицинского осмотра. Государство выделяет средства на допфинансирование от продажи конфискованного имущества или изъятого у коррупционеров.

Законопроект рассматривался депутатами с разногласиями, некоторые предлагали альтернативные методы изменения ситуации в пенсионной сфере.

  • Установление длительного периода с 2020-2034 гг. За это время можно осуществить плавный переход на новые изменения законодательства.
  • За введенный период адаптации нужно каждый год увеличивать планку пенсионного возраста (в 65 и 63 г у мужчины и женщин).
  • Льготы для граждан, отработавших длительное время.

В адрес Президента страны было направлено множество жалоб россиян. В августе 2020 г состоялось Прямое обращение Главы государства к гражданам России. Он объяснил причины долгих раздумий, молчаний стремлением во всем разобраться и прийти к правильному решению. Были проанализированы и учтены все письма, обращения, видеозаписи россиян. Реформирование пенсионной системы неизбежно и выгодно всем.

Во избежание дискриминации женского пола, увеличить их возрастную дату выхода на заслуженный отдых необходимо на такое же количество лет, как и для мужского населения страны. Время адаптации завершится к 2028 г.

Под особым контролем государства находятся вопросы материнства, а многодетные матери прилагают огромные усилия на воспитание молодого поколения, необходимы поддерживающие меры. Правительство предложило отпускать таких матерей на досрочную пенсию на три-пять лет раньше положенного.

Дополнительные меры поддержки жителей сел, деревень содержатся в новом законе. Люди, проживающие или отработавшие свыше 30 лет в сельской местности, получают надбавку 25 % к стандартным пенсионным выплатам (ПВ).

Для наглядного представления перехода, этапы и период достижения нового пенсионного возраста отражаются в таблице.

Возрастной порог в годах

Согласно планам аппарата Правительства, проводимые преобразования позволят добиться роста выплат, стоимости баллов. Спрогнозирован период индексации ПВ с 2020-2024 гг.

Стоимость 1 балла (в рублях)

По подсчетам, примерно за шесть лет размер выплат возрастет на 1000 р за месяц ежегодно. По планам авторов реформы, средний размер ПВ по стране достигнет 20000 р.

По причине специфического формирования выплат, поправки не распространяются на силовые и ведомственные структуры (МВД, Минобороны, ФСБ, Росгвардии, МЧС, прокуратура).

С целью борьбы с «черными», неофициальными выплатами заработной платы в конвертах несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора – пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл).

  • Принципы начисления выплат пенсии:
    Необходимое число баллов.
  • Достижение установленного возрастного предела.
  • Выработанный стаж.

При несоответствии одного из представленных параметров, выплата не начисляется до достижения всех пунктов. Полагается только социальная денежная помощь государства.

Поправки с 01.04.2019

I группы с детства, дети-инвалиды

I-II гр. с детства

Дети до 18 лет (или 23 лет, если являются студентами очной формы обучения)

Читайте также:  Утвержден прожиточный минимум для 2-го квартала 2020 г. – Льготы всем

потерявшие одного родителя

потерявшие двух родителей, если родители неизвестны

Народы Севера (женщины от 50 лет и мужчины от 55 лет)

Нетрудоспособные ж. от 60 л и м. от 65 лет

Из-под действия реформы выведены лица, находящиеся на особых условиях труда (вредные, опасные), участники-ликвидаторы аварии ЧАЭС, граждане по состоянию здоровья не способные зарабатывать. Также отдельную категорию занимают летно-испытательный состав авиации, жители Севера страны, медицинский персонал, педагоги. Длительность стажа для льготных групп останется прежней, но будет перенесен срок обращения.

Пенсионерам, отработавших в холодных условиях климата выплачивается повышенная фиксированная выплата (ФВ).

  • Стаж 15 лет в северных широтах, не менее 25/20 лет общего стажа. Прибавка составляет половину ФВ. К пенсии по старости добавляют 2667,09 р.
  • Работа не менее 20 лет на Севере, не менее 25/20 л общего стажа. Надбавка – 30 % ФВ. Доплачивают 1778,06 р.

Подсчитывая стаж, ежегодно трудовая деятельность в малочисленных районах Крайнего севера или аналогичных регионах приравнивается к девяти месяцам работы на Севере. По достижении возраста 80 лет или имеющих на попечении нетрудоспособных иждивенцев доплата определяется в повышенной ФВ.

Вид страховой пенсии

Инвалидность (по группам)

Для работников района Севера

Приравненные регионы к условиям Севера

Реформа несет положительный и отрицательный результат и последствия. Среди плюсов выделяют снижение нагрузки на бюджет в части ПФР, восполнение дефицита, предположительный рост ПВ выше инфляционного порога, введение поддержки со стороны государства лицам предпенсионного возраста.

  • Уменьшение реальных доходов населения.
  • Сокращение потребительского спроса.
  • Рост количества граждан, не вышедших на пенсию по старости по причине их смерти.
  • Увеличение расходов со стороны государства на программу переобучения.

Предпенсионерам гарантируют налоговые льготы – освобождение от имущественного, а также снижение суммы земельного налога. При потере работы пособие выплачивается длительный срок, возможно переобучение за счет государства, введение дополнительных дней для прохождения медосмотра. Введена не только административная, но и уголовная ответственность работодателя за дискриминацию лиц предпенсионного или пенсионного возраста.

Особая категория работающих граждан наделена правом досрочного выхода на пенсию, а также получения ПВ за выслугу лет. Это государственные служащие. Необходимыми условиями являются: нарабатывание стажа госслужбы и достижение возраста. После принятых изменений законодательства, требования к стажу будут ужесточаться. К 2026 г планируется увеличение срока службы с 15 до 20 лет. Требования к возрастному признаку – для женщин 63 и мужчин 65 лет.

Уровень ПВ зависит от отработанного стажа и варьируется в пределах 45-75 % от среднего за месяц дохода служащего. Минимальный уровень составляет 45 %, но планируется его увеличение ежегодно на три процента. Общий размер выплат не может быть более 75% от среднемесячного дохода. Военнослужащие, сотрудники силовых структуру, ведомств получают ПВ по выслуге лет (20 или более), при наработанном стаже военной службы 12,5 лет и общего трудового стажа – 25 л. Планируется военный стаж повысить до 25 лет.

Чтобы лучше понять, что такое пенсионные баллы и что означают изменения, связанные с перерасчетом от баллов, достаточно сравнить начисления до изменения условий назначения пенсий и после. В дореформенный период надо было иметь только стаж и зарплату. Расчет производился от количества страховых взносов, которые перечисляли работодатели. Последняя реформа проходит под девизом: «Чем больше баллов, тем выше пенсия».

Ежегодно рассчитываются баллы, официальный доход человека умножается на процент отчислений в ПФР. Серьезные проблемы возникают у потенциальных пенсионеров, работавших в 90-х г. Информации об организации не сохранилось, отчисления не осуществлялись. Этот период работы входит в стаж, если имеется запись в трудовой книжке, иначе, государство не учтет этот заработок. Таким гражданам положен минимальный размер денежных выплат от государства.

Подсчет пенсионных баллов (ПБ) зависит от официальных отчислений работодателем в ПФР, исходя из дохода работника на протяжении всей трудовой деятельности и средней зарплаты по стране. Не весь доход облагается одинаковыми процентами.

Пенсионный балл на 2020 г после индексирования стоит 87,24 р. Пересматриваться сумма будет ежегодно. С начала года повысился размер фиксированной выплаты.

Законодательством установлены категории пенсионеров, получающие повышенную фиксированную выплату. Это надбавки за «северный» стаж или проживание в северных регионах страны, за иждивенцев (несовершеннолетних детей), при достижении 80 лет.

С начала года к получателям повышенной фиксированной выплаты относятся пенсионеры со стажем работы в сельской местности 30 лет.

Новый закон о пенсиях 2020 года

В конце прошлого года ряд поправок определили новый закон о пенсиях 2020 года. Строго говоря, отдельный новый закон принят не был. Но те нововведения, которые утвердил законодатель, всколыхнули общество. Ведь изменения коснулись права на пенсию – того возраста, по достижении которого человек может оформить пенсию по старости. А также некоторые другие виды пенсии. А этот возраст не изменялся по сути с 1956 года, более 60 лет. Об основных изменениях, которые введены в действие в 2020 году, речь пойдет в этой публикации.

Новый закон о пенсиях 2020 года о пенсионном возрасте

С 2020 года государство начало поэтапное увеличение пенсионного возраста. Хотя справедливости ради отметим, что с 2020 г. стал повышаться пенсионный возраст для госслужащих и муниципальных служащих.

Переходный период продлится до 2023 года. Затем пенсионный возраст составит для мужчин 65 лет, для женщин – 60 лет. До 2020 г. такой возраст составлял для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет.

Ежегодный шаг повышения – 12 месяцев, т.е. один год. Однако для граждан, пенсия которых была “максимально” близка (мужчин 1959, 1960 г.р. и женщин 1964, 1965 г.р.), закреплена льгота. А именно: данным гражданам пенсия может назначаться ранее достижения нового пенсионного возраста, но не более чем на шесть месяцев. К примеру, в 2020 г. обычная страховая пенсия по старости может быть установлена мужчине в 60 лет и 6 месяцев. Такие же правила действуют и в случае наличие права на льготную пенсию.

Повышение пенсионного возраста коснулось не только страховых пенсий по старости , но и ряда других видов (подвидов) пенсий:

  • по потере кормильца. В случае ее назначении родителям и супругу умершего кормильца, его дедушке и бабушке – не ранее достижения ими общеустановленного пенсионного возраста, который предполагает наступление нетрудоспособности;
  • пенсии по старости, досрочно назначаемой лицам, отработавшим установленное количество лет в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях . То есть повышение пенсионного возраста, при сохранении всех требований к стажу для пенсии, затронет и так называемых северян.

Таблица выхода на пенсию с 1 января 2020 года для мужчин и женщин

Новый закон о пенсиях 2020 о досрочном выходе на пенсию по длительному стажу

В связи с повышением пенсионного возраста законодатель закрепил новое право досрочного назначения пенсии. Тем лицам, которые имеют длительный страховой стаж. С 01.01.2019 г. мужчины, которые имеют страховой стаж не менее 42 лет, могут просить о назначении пенсии по старости на 24 месяца раньше, чем достигнут пенсионного возраста. Но сами они должны достигнуть 60 лет. Женщины должны достичь возраста 55 лет, а их страховой стаж должен составлять не менее 37 лет.

Тем самым государство постаралось учесть интересы тех граждан, которые легально длительное время официально (легально) работали.

Таким образом, после окончания переходного периода повышения пенсионного возраста, произойдет следующее. Досрочная пенсия за длительную работу мужчинам может быть назначена при достижении 63 лет, женщинам 58 лет. При этом у женщин — госслужащих соответствующее право будет возникать в 61 год. Ведь для них нормативный пенсионный возраст составит 63 года.

Однако для расчета длительности стажа законодатель предусмотрел особенности. И, к сожалению, они не в пользу граждан. Так, в отличие от общепринятых правил расчета стажа для пенсии, при досрочно праве на пенсию по длительности стажа не учитываются:

  • периоды добровольной уплаты взносов на пенсионное обеспечение (институт добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию)
  • не засчитывают “нестраховые” периоды, перечисленные в ст. 12 Закона о страховых пенсиях, за исключением периода получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. То есть уход за ребенком, к примеру, не засчитается.
  • льготный порядок исчисления стажа, который действовал на период работы, не учитывается.

Новый закон о пенсиях 2020 позволит многодетным матерям с 3 и 4 детьми выйти на пенсию досрочно. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста. Если четверо детей – на четыре года раньше.

Перспектива развития нового закона о пенсиях 2020

Итак, в конце 2020 г. в России началась поэтапная реализация нового закона о пенсиях. Изменения коснутся каждого будущего пенсионера. Помимо озвученных выше новелл, изменения коснулись размера пенсии. Уголовный кодекс ввел ответственность за отказ в приеме на работу лица, достигшего предпенсионного возраста. А также за его необоснованное увольнение.

Для граждан предпенсионного возраста (60-65 лет для мужчин и 55-60 для женщин) есть возможность выйти на пенсию раньше при отсутствии возможности трудоустройства. На два года раньше с учетом переходного периода. С 1 января 2020 года для таких лиц увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей. Период такой выплаты устанавливается в один год.

Осветить все нюансы в одной статье невозможно. Поэтому более подробно информацию о распространении нового закона о пенсиях 2020 можно почитать на официальном сайте ПФР или задать вопросы дежурному юристу сайта.

Уточняющие вопросы по теме

Я с 1964 6 06. На сколько увеличится срок выхода на пенсию на год или полгода?

Оцените статью
Добавить комментарий