Озвучены основные направления будущей реформы системы образования и соцсферы – Льготы всем

Содержание

Озвучены основные направления будущей реформы системы образования и соцсферы – Льготы всем

Социальные льготы в сфере образования в 2020 году

Государство гарантирует социальную поддержку всем жителям страны. Ежегодно Правительство изучает вопрос целесообразности принятых мер поддержки и выясняет, какие мероприятия помогли бы улучшить ситуацию в той или иной сфере. Не осталась без внимания и сфера образования – как учащиеся, так и работники образовательных учреждений тоже имеют право на поддержку со стороны государства. Социальные льготы в сфере образования призваны, в первую очередь, стимулировать молодых специалистов устраиваться на работу в детские сады, школы и университеты, а также поощрять желание выпускников школ поступать в ВУЗы и получать профессию.

Социальные льготы в сфере образования для всех обучающихся

Чтобы знать наверняка, какие именно социальные льготы распространяются на учащегося, нужно ознакомиться с коллективным договором и уставом учебного заведения. Согласно действующему законодательству, учащиеся образовательных учреждений:

  • при наличии российского гражданства вправе получать образование в первый раз на безвозмездной основе;
  • при наличии российского гражданства имеют право на прохождение курсов профессиональной подготовки без оплаты по направлению Службы занятости населения;
  • получают отсрочку от службы в армии по призыву при поступлении в учебное заведение проф. образования на очное отделение;
  • получают различного рода стипендии, место в общежитии или интернате и прочие меры поддержки, предоставляемые учредителем заведения в рамках его компетенции;
  • пользуются на безвозмездной основе услугами библиотеки, могут принимать участие в управлении учебным заведением, получать дополнительные услуги учреждения, включая те, что предоставляются на платной основе;
  • студенты заочного и очно-заочного (вечернего) отделения, которые справляются с выполнением учебного плана, получают право на работу в условиях сокращенной рабочей недели и на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы.

Ученики школ, окончившие учебные заведения среднего (полного) общего образования или начального проф. образования с медалями, в также выпускники аккредитованных образовательных учреждений среднего проф. образования, окончившие их с отличием, претендуют на дополнительные льготы при поступлении в ВУЗ. Также, без вступительных экзаменов в ВУЗы принимаются призеры и победители заключительного этапа олимпиады, проводимой в России, и участники международных олимпиад.

Социальные льготы в сфере образования для малозащищенных категорий учащихся

Учащиеся, которые особенно нуждаются в социальной поддержке, могут рассчитывать на то, что затраты на их содержание во время прохождения обучения будут частично или полностью возложены на государство и органы местного самоуправления, чтобы и малозащищенные слои населения могли реализовать свое право на получение образования. Особые льготы предоставляются следующим категориям учащихся:

  • детям-сиротам;
  • детям, которые до совершеннолетия остались без родительской опеки;
  • детям с общественно опасным поведением;
  • детям с отклонениями в развитии;
  • детям, которые находятся в исправительно-трудовых учреждениях;
  • детям, которые содержатся в воспитательно-трудовых учреждениях.

Социальные льготы в сфере образования: финансовая помощь

Учащиеся высших учебных заведений могут рассчитывать на помощь в денежной форме в течение всего периода получения образования:

  • по правилам устава ВУЗа студент может получить возможность перевода с платного обучения на бюджетное;
  • учащиеся получают денежное поощрение за активное участие в научно-исследовательской работе ВУЗа;
  • студент получает место в общежитии, пригодное для проживания, за которое взимается плата в размере не более 5% от суммы стипендии;
  • учащиеся пользуются услугами библиотек государственного и муниципального фондов на безвозмездной основе;
  • студенты вправе посещать государственные и муниципальные музеи без оплаты;
  • для проведения с учащимися очного отделения оздоровительной, физкультурной, культурно-массовой деятельности ВУЗам регулярно выдаются деньги;
  • студенты имеют право на получение академических, именных, особых правительственных стипендий и выплат от спонсоров;
  • в рамках бюджета ВУЗа могут быть назначены иные льготы.

Социальные льготы в сфере образования: учебная литература, пособия, проездные билеты

Региональные власти уполномочены на свое усмотрение назначать дополнительные льготы учащимся в пределах бюджета субъекта РФ. Это могут быть:

  • бесплатные проездные билеты на городской транспорт или билеты по льготной стоимости;
  • выдача на безвозмездной основе учебной литературы;
  • финансирование оздоровительных мероприятий во время летних школьных каникул;
  • увеличенные детские пособия родителям.

Социальные льготы в сфере образования для работников образовательных учреждений

Воспитатели, педагоги и преподаватели также имеют право на ряд льгот в сфере образования. К таковым относятся:

  • бесплатная (пере)подготовка;
  • материальное обеспечение и предоставление различных мер поддержки;
  • присвоение гос. наград и почетных званий;
  • премии, надбавки и доплаты к зарплате;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья в пределах образовательного учреждения;
  • право на питание в столовой учебного заведения;
  • бесплатные медосмотры за счет образовательного учреждения;
  • ежемесячная компенсация расходов на приобретение книг;
  • право на пенсию по выслуге лет;
  • право на бесплатную квартиру в селе, ПГТ, предоставление жилья в порядке первой очереди.

Преподаватели ВУЗов пользуются некоторыми дополнительными льготами, а именно:

  • получают материально-техническое и организационное обеспечение своей проф. деятельности;
  • имеют доступ к библиотекам, учебным и научным подразделениям, социально-бытовым подразделениям заведения;
  • бесплатное прохождение курсов повышения квалификации 1 раз в 5 лет.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗОб образовании в РФ
Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71О высшей школе
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗО высшем и послевузовском профессиональном образовании

Типичные ошибки

Ошибка: Выпускник ВУЗа, обучавшийся на бюджетной основе по очной форме, собирается повторно поступить в университет на безвозмездной основе, чтобы снова получить отсрочку от армии.

Комментарий: Высшее образование может быть получено бесплатное при обучении в ВУЗе впервые, и отсрочка не предоставляется для повторного получения диплома.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие имеются социальные льготы в сфере образования

Вопрос №1: Имеют ли какие-то особые социальные льготы в сфере образования одаренные дети?

Ответ: Да, если ребенок проявляет выдающиеся способности, государство всячески способствует получению им образования, в частности, назначает стипендию (в том числе для обучения за границей) и определяет его в нетиповое учебное заведение высшей категории.

Вопрос №2: Существуют ли какие-либо особые льготы для детей, которые не могут обучаться в ВУЗе наравне со всеми из-за необходимости проведения длительного лечения?

Ответ: Да, для таких детей органами местного самоуправления организуются оздоровительные образовательные учреждения, включая организации санаторного типа. Имеется также возможность получения образования на дому.

? Видео-советы. Какие льготы предоставляет звание “Почётный работник общего образования Российской Федерации”?

В видео раскрывается информация о том, кто такой почетный работник общего образования РФ, какие есть льготы⇓

Социальные льготы

Что такое социальные льготы

Социальные льготы — это преимущества, которые предоставляются государством разным категориям граждан РФ .

Государство устанавливает такие меры социальной поддержки как:

  • предоставление дополнительных прав или выплат;
  • полное или частичное освобождение от выполнения различного рода обязательств или осуществления платежей.

Чтобы получить право на льготы необходимо соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Низкий уровень дохода. Сюда попадают пенсионеры, малоимущие, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные и т.д.
  2. Достижение определенного возраста. В основном это относится к пенсионерам по выслуге лет или по возрасту.
  3. Иметь особые заслуги или выдающиеся достижения перед Отечеством. В этом случае льготы предусмотрены Героям СССР , Соцтруда и РФ и др.
  4. Отсутствие одного или обоих родителей.
  5. Нетрудоспособность — временная или постоянная.
  6. Многодетность и другие жизненные обстоятельства.
Читайте также:  Расширен список пенсионеров-селян, получающих дополнительную прибавку к пенсии – Льготы всем

Обязательное требование для получения социальных льгот — наличие гражданства РФ .

Кому положены льготы

Помощь от государства могут получить следующие лица:

  • Участники ВОВ и других военных действий, а также их семьи;
  • инвалиды и ветераны труда;
  • лица, отмеченные государственными наградами;
  • труженики тыла;
  • доноры;
  • многодетные матери или отцы;
  • малоимущие граждане;
  • государственные служащие;
  • дети, не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры;
  • узники концлагерей;
  • лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС ;
  • политрепрессированные и их родственники;
  • безработные.

В России льготная система основана на уравнительном принципе — в первую очередь государство заботится о наименее защищенных гражданах. Это связано с ограниченностью средств, распределяемых через бюджет.

Виды социальных льгот

В Российской Федерации государственная поддержка основана на категориальности. Социальные преференции делятся по категориям:

  • пенсии;
  • жилищные;
  • медицинские;
  • проездные;
  • прочие виды льгот.

Все социальные преференции имеют заявительный характер, т. е. предоставляются только после написания заявления. Граждане льготных категорий могут выбрать форму получения государственной помощи: денежные выплаты или получение социальных услуг в нематериальном виде. Законом предусмотрена возможность замены натуральных услуг на ЕДВ , которая перечисляется одновременно с пенсионными выплатами.

Пенсионные выплаты

Это ежемесячные социальные перечисления от государства, которые являются основным источником дохода для большинства получателей средств.

Пенсионные выплаты делятся на две составляющие:

  1. Государственные пенсии — право на их получение гарантируется законом. Такую пенсию назначают:
    • при наличии продолжительного рабочего стажа в конкретной отрасли (например, образование или медицина);
    • после наступления установленного законом возраста и невозможностью полноценно трудиться;
    • в результате получения инвалидности — если гражданин потерял возможность трудиться в результате болезни, полученных травм или увечий;
    • социальные пенсии — минимальные выплаты для лиц, у которых не хватает (или нет) стажа (трудового или страхового).
  2. Трудовые пенсии — это компенсация гражданам средств, полученных ранее (своей заработной платы или доходов членов семьи). Они назначаются в следующих случаях:
    • при потере кормильца — на выплаты имеет право лицо, которое не обеспечивало себя самостоятельно и являлось иждивенцем у пропавшего или умершего члена семьи;
    • при получении инвалидности;
    • при достижении нетрудоспособного возраста, определенного законом.

Ряд лиц имеет право выйти на пенсию раньше установленного времени (не дожидаясь наступления пенсионного возраста). Такая привилегия зависит от условий труда, региона проживания, а также половой принадлежности (женщина или мужчина).

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Жилищные льготы

Государство оказывает поддержку в виде предоставления жилья и скидок по оплате ЖКУ . Преференции устанавливаются в виде:

  1. Договора «социального найма» — аренда квартиры у государства по цене ниже рыночной. Для выделения жилья используют резервы государственного и муниципального жилищного фонда. На эти средства могут рассчитывать несовершеннолетние дети-сироты и граждане, оставшиеся без жилья (признано негодным). Кроме того, эти льготники обеспечиваются жильем в первую очередь.
  2. Права на улучшение условий проживания. Эту льготу могут получить граждане в том случае, если размер их жилплощади не соответствует минимально установленным нормам.
  3. Льготы по оплате коммунальных платежей. Если расходы на оплату услуг ЖКХ превышают установленную норму, государство за счет скидок уменьшает размер необходимых платежей. Величина скидок зависит от региона проживания и категории льготы и достигает 25-50% (в некоторых случаях 100% освобождение от оплаты).
  4. Программы ипотечного кредитования реализуются путем выдачи субсидий для погашения ипотечных кредитов.

Проездные льготы

Практически для всех льготных категорий граждан в 2020 году предусмотрены скидки на проезд в общественном городском и пригородном транспорте. Величина скидок меняется в зависимости от категории льготника.

Проездные преференции бывают нескольких видов:

  • скидка на оплату проезда — от 50 до 100%;
  • проездные билеты на городской общественный транспорт, безоплатно или за 50% от стоимости;
  • субсидированные тарифы для отдаленных регионов РФ при покупке билетов к месту отдыха.

Медицинские льготы

Льготы в сфере здравоохранения предоставляются в виде оплаты зубопротезирования и приобретения специальных ортопротезов. Эти расходы оплачивает ФСС .

Гражданам определенных категорий, таким как инвалиды, дети до 3-х лет, положены бесплатные лекарства. Перечень лекарств утверждает Министерство здравоохранения РФ и получить их можно только по рецепту врача.

Налоговые льготы

Преференции в сфере налогообложения предусматривают возможность уплаты сбора в меньшем размере или полное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы предоставляются по следующим видам налогов:

  • подоходному;
  • имущественному;
  • земельному;
  • транспортному.

В России каждый регион вправе установить дополнительные региональные скидки и преференции. Размер дополнительных преимуществ зависит от финансовых возможностей края (области). Виды положенных льгот следует уточнять в местных органах соцзащиты.

Особенности федеральных и региональных льгот

Федеральные льготники отличаются от региональных только источником финансирования социальных привилегий.

Государственная социальная поддержка финансируется за счет федерального бюджета и предоставляется гражданам на всей территории страны. Власти регионов имеют право формировать дополнительные преференции для отдельных слоев населения исходя из своих финансовых возможностей. Поэтому претендовать на региональные льготы могут не все категории граждан.

Разница между категориями льготников наглядно видна в таблице

Федеральные льготыРегиональные льготы
Все выплаты осуществляются из федерального бюджетаВсе выплаты осуществляются из бюджета края (области)
Выплаты из федерального бюджета не дублируются региональными льготамиПолучать аналогичную доплату на федеральном и региональном уровнях невозможно
Все привилегии предоставляются согласно законам РФДля утверждения местных преференций не требуется одобрения Правительства РФ

Кто является федеральным льготником

Право получать преференции и скидки за счет федерального бюджета имеют:

В 2020 году в отдельных областях (крае) на дополнительную помощь вправе рассчитывать лица следующих категорий:

  • ветераны труда и вооруженных конфликтов, а также члены семей погибших участников войны;
  • труженики тыла;
  • доноры (кроме лиц, отмеченных знаком «Почетный донор СССР » или «Почетный донор России»);
  • пенсионеры старше 80-ти лет;
  • отдельные категории детей, не достигших совершеннолетия (сироты, многодетные, инвалиды и др.);
  • малоимущие или многодетные семьи и другие категории граждан.

Региональные органы управления не имеют полномочий отменять выплаты, предусмотренные федеральным бюджетом.

Куда обращаться для оформления преференций

Оформлением права на получение социальной поддержки занимаются как государственные федеральные, так и региональные органы.

Чтобы заявить о своем праве на получение федеральных социальных выплат заявителям стоит обратиться в органы Пенсионного фонда РФ . Для уточнения прав на региональные выплаты и компенсации необходимо подойти в местные органы социальной защиты населения.

Чтобы оформить налоговые вычеты, заявитель должен подать в налоговые органы по месту проживания документы для подтверждения статуса льготника.

Перечень документов

В России практически каждый гражданин может претендовать на преференции от государства. Для подтверждения своих прав, необходимо подать в соответствующие органы определенные документы:

Изменения в 2020 году

В 2020 году законодательством предусмотрено увеличение размеров ЕДВ для некоторых льготных категорий населения.

На федеральном уровне повышение размеров выплат запланировано с 1 февраля для:

Для пенсионеров, достигших возраста 70-80 лет и старше, в 2020 предусмотрено право оформления льгот на оплату взносов по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Условие получение льготы:

  • отсутствие дополнительного источника дохода, кроме пенсии;
  • пенсионер должен проживать в квартире один, без родственников.

По государственной программе «Дальневосточный гектар» Правительство рассматривает возможность льготного кредитования участников на потребительские нужды.

2.1 Предпосылки реформы системы льгот

Согласно законодательству одним из оснований для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. М.О. Буяновой, С.И. Кобзевой, З.А. Кондратьевой. / М.: КноРус Издательство. – 2013. – С. 620 . Предоставление льгот по этому основанию не только является потребностью лица в особых мерах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и т.д., но и служит формой поощрения и признания его заслуг перед обществом и государством. Например, льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий, являются своеобразной мерой поощрения заслуженного поведения, “сверхисполнения” указанными лицами своих обязанностей, достижения ими общепризнанного результата (защита Родины, продолжительная, успешная и добросовестная военная служба, участие в вооруженных конфликтах и т.д.). Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья)

Читайте также:  Отставникам Следственного комитета и прокуратуры будут выплачивать надбавки к пенсиям

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие “льгота” потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество льготников превысило половину населения страны.

Существовало огромное количество мер социальной поддержки в натуральном виде, установленных до 2005 года (только на федеральном уровне их было около 120 видов), которыми пользовалось свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 млн. человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовалось около 20 млн. ветеранов труда, более 1 млн. участников Великой Отечественной войны, 800 тыс. инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 млн. тружеников тыла и 880 тыс. семей погибших и др. Министерство финансов РФ/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.minfin.ru/off_inf/1188. htm. – Загл. с экрана. Все льготы не только в большинстве своём не соблюдались, но и неоправданно тормозили экономику. Касалось это и транспорта, и ЖКХ и здравоохранения.

Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан. Это обусловлено тем, что, по оценкам экспертов, сложившаяся в нашей стране система социальной поддержки населения отличается громоздкостью, бессистемностью и, как следствие, крайне низкой адресностью Либоракина, М.И. Социальная помощь: на пути к адресности: Сб. ст. / Под ред.М.И. Либоракиной, / М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. – С. 50-51.

Проведение монетизации льгот связано с принципиально новыми подходами по жизнеобеспечению граждан. Ранее вся социальная сфера была бесплатной – образование, здравоохранение, социальная защита. Что касается мер социальной поддержки, то большое количество людей, имеющих на льготы, просто не могли ими воспользоваться из-за недоступности.

Обращение к монетизации льгот было связано с несколькими сюжетами.

Во-первых, к концу 90-х гг. стала очевидной непрозрачность взаимоотношений федерального бюджета и предприятий, предоставляющих льготные услуги.

Во-вторых, существовало большое количество льготников, не пользующихся льготными услугами. Это означало как лишние расходы государства, так и несправедливое отношение к тем, кто льготами действительно пользовался.

В-третьих, налицо была необходимость различных подходов к предоставлению льгот сельским и городским жителям. Общим результатом сложившейся ситуации был нерациональный расход денежных средств.

В первые годы становления рыночных отношений, сопровождавшиеся резким снижением реальной заработной платы и пенсий, льготы стали использовать как инструмент поддержания уровня и качества жизни большинства населения. Федеральные и региональные власти приняли множество законодательных актов, предусматривающих льготы на оплату лекарств, транспорта, жилищно-коммунальных и других услуг для целого ряда категорий граждан, при этом законодательные инициативы на 70% не были обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами10. В результате отдельные программы не финансировались вообще, а по ряду из них финансирование не превышало 50% (транспортные услуги, лекарства). На рынке льготных товаров и услуг сложилась следующая ситуация: некоторые льготы стали дефицитными (например, льготы на лекарства и санаторно-курортное лечение), а по льготам, для которых был характерен разрыв схем платежа и потребления (льготы на транспорт, ЖКУ), начала накапливаться задолженность государственного бюджета перед предприятиями, предоставляющими эти виды социальной помощи. В результате многие льготники вышли из числа получателей, а оставшиеся имели неравный доступ к льготам.

Основные особенности системы предоставления социальных выплат и льгот в России: Право социального обеспечения: конспект лекций – Долженкова Г.Д. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/pravo-sotsialnogo-obespecheniya-konspekt-lektsiy-dolzhenkova-g. d. – 331/Page-53.html – Загл. с экрана.

чрезвычайно высокая степень “огосударственности” системы социальных выплат, законодательно не предусмотренное участие в ней институтов гражданского общества, предпринимателей, профсоюзов и особенно самого населения (как организационное, так и финансовое);

организация социальных выплат преимущественно на началах социального обеспечения, неразвитость системы социального страхования;

множественность видов и форм социальных выплат, а также категорий их получателей (бенефициариев);

преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий, основанного на категорийном подходе определения реципиентов;

отсутствие обоснованных, ясных принципов, и стандартов предоставления социальных выплат и льгот, адекватных характеру защищаемых социальных рисков;

ведомственная разобщенность, параллелизм и дублирование выполнения сходных функций, а также перекрестное финансирование (субсидирование) социальных выплат из бюджетов различных уровней и типов;

незавершенность правового регулирования полномочий органов государственной власти различного уровня в области организации социальных выплат и льгот, несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами, находящимися в их распоряжении;

отсутствие эффективного оперативного контроля за обоснованностью определения контингентов получателей социальной помощи, ее своевременным и в требуемом объеме предоставлением, а также за движением соответствующих социальных трансфертов.

Для устранения системных недостатков существующей системы льгот было признано необходимым внести изменения в 155 законодательных актов РФ и признать утратившими силу 41.

Монетизация коснулась только тех лиц, которые являлись федеральными льготниками: Монетизация льгот в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //pensionnyj-fond.ru/lgoty/monetizaciya-lgot/ – Загл. с экрана.

инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

жители блокадного Ленинграда;

военнослужащие 1941-1945 гг., которые не участвовали в боевых действиях;

несовершеннолетние узники концлагерей;

члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов войны;

ветераны боевых действий, инвалиды всех групп и степеней;

лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы Монетизация льгот в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //pensionnyj-fond.ru/lgoty/monetizaciya-lgot/ – Загл. с экрана.. .

Было монетизировано три вида льгот:

Льготы по оплате услуг ЖКХ заменили денежными средствами несколько лет позже – в 2008 году.

К монетизации льгот люди отнеслись по-разному. Многие считали, что их обманывают в выплатах и суммы “замены” намного меньше самой льготы. Другие же, наоборот, защищали реформу, опираясь на то, что не каждый год получается съездить по путёвке на курорт, а денежные средства всегда не помешают.

Тем не менее, всё осталось на том же уровне. Сначала льготник всё оплачивает своими средствами, а потом через орган социальной защиты получает компенсацию на расчётный счёт.

Основные направления реформирования образования. Болонская Декларация и ее реализация в РФ

Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ – это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,

б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся

Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, – эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами.

В ноябре 2004 года в министерстве было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования.

Еще одной проблемой является снижение бюджетных мест в российских вузах.

С 1 сентября 2013 за исключением отдельных положений вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – ФЗ № 273-ФЗ).

Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.

Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.

Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.

Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.

Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования.

Читайте также:  Впервые за 10 лет увеличится размер пособий по безработице – Льготы всем

В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов.

Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.

Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием

Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами.

Одно из главных направлений реформирования системы образования – это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности.

Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Совместная Декларация европейских министров образования принята в г. Болонья 19 июня 1999 года

Она была подписана министрами 29 европейских стран. Декларация основывается на заявлении, сделанном в Сорбонне 25 мая 1998 г. по инициативе Франции, Германии, Великобритании и Италии; в нем указывается на основную роль университетов в развитии европейской культуры, укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, создании базы «европейских знаний», а также сохранении стабильности, мира и демократии во всей Европе. В заявлении подчеркивалась необходимость создания европейской сферы высшего образования, которая содействовала бы мобильности и занятости граждан, а также развитию континента в целом. В заявлении министры брали на себя обязательства предпринять политические шаги для достижения ряда целей, важнейшими из которых являются:

– принятие системы академических степеней, легко читаемых и понимаемых;

– принятие системы, которая основывалась бы на учебных программах двух типов – программах высших профессиональных учебных заведений (ведущих к получению степени бакалавра) и программах вузов академического ранга (ведущих к получению степени магистра);

– содействие устранению препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, а также исследователей и работников сферы высшего образования;

– формирование европейской системы обеспечения качества.

Следующие цели, как имеющие первостепенную важность для создания образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования были обозначены в Болонской Декларации:

введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе через введение выдачи диплома с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов – аналогичной системе ECTS – как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;

стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения:

– для студентов – обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услугам;

– для преподавателей, исследователей, административного персонала – признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав;

развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

развитие европейских аспектов высшего образования, особенно в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, планы мобильности, программы образования, обучения и исследований.

На тот момент документ был подписан следующими государствами: Австрия, Бельгия (фламандская община), Бельгия (французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Болонская Декларация – это публичное обещание 29 стран реформировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9120 – | 7351 – или читать все.

Озвучены основные направления будущей реформы системы образования и соцсферы — Льготы всем

Детский омбудсмен представила свою позицию необходимой реформы существующих ныне системы образования и соцсферы РФ, включая деятельность органов опеки и попечительства. Основные ее положения сводятся к следующей необходимости:

  • полного запрета работы в общеобразовательных учреждениях людей с судимостью,
  • повсеместного внедрения в школах квалифицированных психологов,
  • кардинального пересмотра подхода в работе органов и попечительства. Сейчас они нацелены на выявление неблагополучия семей и соответствующие административные меры в связи с этим, вплоть до изъятия детей. В то время как основным направлением деятельности этих органов должно выступать сохранение семьи и поддержание ее благополучия (в допустимых для безопасности детей границах),
  • установления приоритета социального сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненно ситуации, над контролем,
  • решения вопроса вариативного перемещения ребенка к родственникам или в дружескую семью в спорных ситуациях — без передачи в социальные органы,
  • проведения масштабных работ по снижению процента сиротства в РФ вплоть до полного его искоренения,
  • дальнейшей соцподдержки как кровных, так и социально приобретенных семей,
  • постоянной работы в целях обеспечения всех семей с детьми свободными местами в ясельных и детсадовских ДОУ, а также реализации альтернативных методов. К примеру, заимствование положительного регионального опыта с аккредитованными выездными воспитателями Перми. Что весьма актуально для отдаленных населенных пунктов в сельской местности,
  • развития соцподдержки семьям с детьми-инвалидами и детьми с различными дефектами умственного и физиологического развития (без признаков инвалидности). Здесь также существует позитивный опыт некоторых регионов. К примеру, в Красноярске и в Костроме в такие семьи направляются специалисты, длительное время находящиеся и работающие с ребенком, помогающие осуществлять присмотр за ним и осуществлять его обучение, стимулировать развитие,
  • решения вопроса о создании Всероссийской ассоциации родителей детей-инвалидов. Подобная инициатива высказана была в декабре 2020 г. самими родителями. Она опосредована отсутствием какой-либо социальной помощи в ряде регионов для таких семей и межведомственного взаимодействия между органами, наделенными властными полномочиями в соцсфере,
  • развития инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ с возможностью социальной адаптации детей с особенностями развития в обычных школьных классах. При этом требуются специальные мероприятия в рамках всей школы, чтобы педагоги могли работать с такими детьми, не нарушая чьих-либо прав,
  • создания федеральной целевой программы по оздоровительному детскому летнему отдыху, в том числе для детей из малоимущих, неблагополучных семей и оставшихся без родительского попечения. С регламентацией организации всестороннего досуга ребенка в летний период времени, возможностями трудотерапии, вовлечения детей в добровольческие волонтерские движения и иной допустимой занятости.

Кроме того, Анна Кузнецова (уполномоченный по правам ребенка РФ) напомнила, что 2020 г. ознаменован как Год добровольца. В этом году планируется внедрение нескольких социальных проектов. Среди которых:

  • институт государственных сертифицированных нянь для присмотра за детьми до 3-х лет — так называемые социальные няни. Выполнять свои обязанности они будут абсолютно бесплатно,
  • семьеведение — факультативный предмет в школах, уже включенный в общеобразовательную программу в ряде регионов.
Оцените статью
Добавить комментарий