Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

Правительство готовит новую пенсионную реформу!

К 2040 году пенсия будет составлять 40-70% от заработка граждан!

Пенсионная система будущего будет выглядеть совсем не так, как все думали. НИИ труда подготовило концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения, — именно ее Минздравсоцразвития и собирается утвердить (см. документ). Пока это драфт документа, но Минздравсоцразвития уже создана рабочая группа для работы над этим документом, говорит председатель «Национальной ассоциации пенсионных фондов» (НАПФ) Константин Угрюмов. По его словам, уже готово техническое задание для НИИ труда, по которому должны быть разработаны механизмы реализации всего задуманного. А задумано немало.

Прожиточный минимум пенсионера на 2010 год:

Москва — 5790 рублей

Московская область 4327 рублей

Санкт-Петербург 4481 рублей

Ленинградская область 4400 рублей

Во-первых, после 2023 года в России не будет обычных НПФ, их место займут негосударственные и государственный накопительные пенсионные фонды, в которых и будут копиться пенсии граждан. Взносы в эти фонды будут осуществлять предприятия и организации, причем переводить деньги они будут в тот фонд, который выберет работник. Но выбор фонда станет делом обязательным, оставаться молчуном будет крайне невыгодно. Согласно концепции, взносы молчунов будут перечисляться в государственный накопительный фонд, но не будут никуда инвестироваться. Единственное, что этот фонд сможет сделать для молчунов — защитить их средства от обесценения, положив их на депозит. «Для предотвращения обесценивания таких средств они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации», — говорится в концепции. Накопления будут формироваться за счет взносов работодателей. Причем в 2023 году система будет функционировать по-разному для работников бюджетной сферы и всех остальных. Бюджетные предприятия и организации будут платить 6% от зарплаты работника, если она не превышает уровня страхуемого заработка. В 2010 году — это 415 000 рублей. Все остальные будут отчислять такой процент, какой будет зафиксирован в договоре с трудовым коллективом. Если процент окажется меньше 6%, недостающую сумму работодатель сможет брать из зарплаты работника. Переход на такую схему отчислений будет постепенным и начнется в 2013 году с установления для всех работодателей обязанности перечислять 6% на пенсионные накопления. Накопительные пенсионные фонды получат возможность самостоятельно инвестировать средства будущих пенсионеров, но не куда угодно, а в один из семи инвестиционных портфелей!(см. таблицу). http://www.slon.ru/articles/329084/

Каждый из портфелей будет соответствовать определенному возрасту работника, и все они будут составлены по общему принципу: чем моложе, тем рискованней. Инвестировать средства в деривативы можно будет только до 40 лет, а покупать высокодоходные «мусорные» бумаги можно будет только для будущих пенсионеров, не достигших 30 лет. Самый консервативный портфель предусмотрен для тех, кому уже перевалило за 55 — он соответствует нынешнему консервативному портфелю ВЭБа.

ЧТО ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ

Выйдя на пенсию, застрахованные смогут распоряжаться этими накоплениями по своему усмотрению: взять всю сумму сразу или получать ежемесячную пенсию. Можно будет также оставшиеся средства передавать по наследству. Сейчас с этим есть проблема: средства обязательного пенсионного страхования не могут быть переданы по наследству, поскольку не являются собственностью пенсионера — они принадлежат Российской Федерации. Что делать со средствами добровольного пенсионного страхования — до сих пор не ясно. «Выплатной» закон завяз в межведомственных согласованиях. По словам председателя НАПФ Константина Угрюмова, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно правовой базы для ускоренной выплаты этих средств или их наследования. Более того, будущие пенсионеры смогут еще и заложить свои пенсионные накопления и получить под них ссуду. Кроме того, граждане постепенно станут полноценными участниками корпоративных пенсионных программ. Случится это к 2040 году, когда, проработав в компании всего один год, работник будет иметь право на добровольные пенсионные накопления, сформированные этим работодателем. В 2023 году он будет иметь такое же право лишь по истечении 10 лет верной службы. При этом работодатель уже в 2023 году будет обязан включать в добровольную пенсионную программу всех сотрудников старше 35 лет, правда, только в том случае, если такая программа у него есть. Программ таких может быть не больше двух: одна — для менеджмента, вторая — для всех остальных. Право создавать индивидуальные пенсионные программы будет ограничено.

Пенсионеры дождались подарков от Мишустина — два пирожка с повидлом

Новый кабмин готов вывернуть карманы и молодым, и старикам, а пенсионная реформа поможет

Премьер Михаил Мишустин и его кабмин не оправдывают ожиданий. Об этом заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов на пленарном заседании Госдумы.

По его словам, когда КПРФ настаивала на отставке правительства Дмитрия Медведева, партия рассчитывала на формировании нового кабмина «народного доверия». Однако «диалога не состоялось».

«Правительство уже отработало три недели. И я надеялся, что мы услышим заявления о том, что курс будет меняться, что будет сформирован полноценный бюджет. Но пока мы от правительства получили лишь два „редких подарка“. Минтруд заявил, что прожиточный минимум 11 012 рублей — это многовато, и поскольку продовольственные товары стали дешеветь, его надо понизить на 400 рублей. Хочу вам напомнить, что в Европейском союзе содержание заключенного в тюрьме стоит в день 4600 рублей. В месяц это составляет 138 тысяч, так что нам предлагают даже не тюремную норму», — сказал Зюганов.

Другой «подарок» касается пенсионного обеспечения россиян. Пенсионную реформу не то что не отменят, она станет еще более уродливой.

«Пенсионный фонд, после того, как ограбил все население на сотни миллиардов, тоже преподнес „подарок“. В этом году инвалидам первой группы добавят 114 рублей, инвалидам второй группы и детям-инвалидам — 81 рубль, а инвалидам третьей группы 65 рублей. Но этого даже на два пирожка с повидлом не хватит!» — отметил лидер КПРФ.

Зюганов также напомнил, что практически во всех странах мира, где, к слову, тоже проходит пенсионная реформа, приняты законы о минимальной зарплате. У нас она составляет 12 130 рублей. В США минимальная зарплата составляет 79 тысяч рублей, в Германии, Франции и Англии — более 100 тысяч. В Турции, у нашего партнера по Ближнему Востоку, — 31 тысячу. Даже в Прибалтике, где нет промышленности и природных ресурсов, а большинство трудового населения сбежало в другие страны, этот показатель намного выше, чем у нас. В Латвии минимальная зарплата составляет 33 тысячи рублей, в Литве и Польше — по 44 тысячи рублей. При таких деньгах даже пенсионную реформу многие бы стерпели.

По оценке лидера КПРФ, пока МРОТ в России не будет увеличен минимум до 25 тысяч рублей, «вся эта возня вокруг ремонта Конституции не имеет принципиального значения».

Тем временем эксперты уверенно говорят, что социальные поправки выполняют роль приманки, приглашающей население, против которого принималась пенсионная реформа, голосовать за изменения в Конституцию.

Напомним, поправки предлагают следующее:

— гарантировать людям минимальный размер оплаты труда не меньше прожиточного минимума (МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц, прожиточные минимумы устанавливают регионы);

— гарантировать регулярную индексацию социальных пособий, выплат и пенсий, причем индексация должна проходить по действующим федеральным законам, а пенсионная система должна быть справедливой и солидарной.

Проблема в том, что Международная организация труда, профсоюзы и независимые эксперты убеждены: в социальном страховании, поскольку оно финансируется через фиксированные ставки взносов к заработной плате, все пособия должны индексироваться по зарплате. Поскольку при растущей зарплате растут и доходы страховых фондов. У нас же протаскивается другая схема: индексация по инфляции, которую можно считать удобным государству способом.

Поэтому, считают аналитики, все обещания в Конституции относительно индексации социальных пособий ничего не стоят. Напротив, индексация может сильно ухудшить положение получателей, если четко не будет сказано: она должна проводиться по повышению средних зарплат — по крайней мере, для страховых пособий, которыми и являются пенсии.

Читайте также:  Президент РФ поручил Правительству организовать субсидирование ипотечных займов для семей с 2-мя детьми

Два «подарка» от правительства Мишустина, о которых говорит Зюганов, наглядно это подтверждают. Как подтвердила это пенсионная реформа.

— То, что новый кабмин будет следовать прежним курсом, стало понятно еще до утверждения Мишустина премьером, — отмечает член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Наверняка на этот счет беседу с кандидатом провел сам президент Владимир Путин. Курс де-факто подразумевает сокращение социальных гарантий — в том числе, экономию на пенсионерах.

Показательно, что на собеседовании с парламентской фракцией КПРФ, Мишустин, не стесняясь, четко сказал: никакого пересмотра пенсионной реформы и возраста выхода на пенсию не будет — есть закон, с ним и надо работать. Также он заявил — не задумываясь, с улыбочкой, — что прогрессивная шкала налогообложения вводиться не будет. Мол, олигархи научились прятать свои огромные состояния в офшорах и убегать от налогов. Поэтому трогать их новый кабмин не станет, с будет взыскивать налоги с основной массы населения. То есть, с людей небогатых.

Мишустину в ходе этой встречи был задан вопрос о налогах, получаемых с добычи нефти, газа, продажи металлов. По независимым оценкам, доходы бюджета за счет этих налогов можно было бы удвоить. Соответственно, правительство получило бы возможность увеличить и расходную часть бюджета.

На это Мишустин сказал категорически: «нет, пенсионную систему менять не будем».

«СП»: — Какие выводы можно сделать по итогам трех недель работы кабмина?

— Знаковыми выглядят первые распоряжения Мишустина на посту премьера — вдвое повысить зарплату Росгвардии. Речь идет о Москве, Московской области, Петербурге и Ленинградской области. На деле это означает, что правительство покупает силовиков в потенциально протестных регионах. Чтобы те при необходимости разгоняли граждан — и не задавали лишних вопросов.

Еще знаковый момент, который отметил Зюганов — дискуссия о возможном снижении прожиточного минимума на 400 рублей.

Все это, на мой взгляд, означает тенденцию на экономическое удушение граждан. Не стоит забывать, что Мишустин — налоговик. То есть человек, который знает, как вытащить последнюю копейку у гражданина из кармана.

Новый премьер пообещал, что дойдет до каждой российской семьи. На каждую семью будет досье в компьютере, и налоговая служба будет видеть не только официальные доходы домохозяйства, но и его реальные расходы. Именно этим путем, сказал Мишустин, новое правительство наведет порядок.

На практике, выходит так: небогатых, если не сказать нищих, будут вводить в компьютер и искать, где они незаконно продали пару килограммов моркови или яблок. Так что у меня нет сомнений — именно фискальная политика будет ужесточаться. Это будет вести к дополнительному сворачиванию реального сектора экономики, и еще большей зависимости ее от природных ресурсов.

«СП»: — Мишустин искренне считает, что этот курс — правильный?

— Мишустин просто исполнитель, а курс, я считаю, задает лично президент Владимир Путин. Он не меняет правила игры, а потому экономика будет и дальше деградировать, офшоры активно действовать, а российские банки — жиреть.

А чтобы правила и дальше не менялись, самое главное для кланов из ближайшего путинского окружения — сохранить во главе страны Владимира Путина как можно дольше. Именно с этой целью в Конституцию сейчас вносятся поправки.

Авторам так называемой конституционной реформы надо дать Путину возможность либо пойти на пятый срок (формально на первый, при формально новой Конституции — поскольку изменения затрагивают 22 статьи Основного закона), либо пересесть в кресло председателя Госсовета.

Напомню, сейчас закона о Госсовете нет — права этого органа будут прописаны позже. К примеру, может быть прописано следующее: любые законы без одобрения Госсовета утверждаться не могут; кадры, в том числе из силовиков, назначаемые на высшие посты, должны пройти через Госсовет; бюджет нельзя принимать без слушаний в Госсовета.

Этих полномочий вполне достаточно, чтобы Путин переместился в кресло председателя Госсовета, и царствовал без выборов до конца своей жизни.

«СП»: — КПРФ может как-то повлиять на ситуацию? Например, настоять на отмене пенсионной реформы.

— Мы внесли в профильные комитеты Госдумы более 100 поправок к Конституции. Ни одна из них не принята. В числе этих поправок, замечу, — снижение пенсионного возраста до 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Плюс поправки о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, национализации природных ресурсов, неснижаемости прожиточного минимума и достойном МРОТ.

Я считаю, такая ситуация лишь доказывает: под шумок повышения детских пособий, горячих обедов для школьников и маткапитала власть намерена обеспечить Путину пожизненное правление.

«СП»: — Население проголосует за поправки?

— К сожалению, российское общество деградировало, с точки зрения социальной активности. Даже пенсионная реформа не вызвала миллионных акций протеста. Так что Кремль конституционную реформу продавит — сомнений нет. Как продавили пенсионную реформу.

— Путин мог бы в поправках гарантировать индексации пенсий работающим пенсионерам — ведь пенсии им никак не индексируют, а страховые взносы эти люди платят в полной мере, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Средняя пенсия работающего пенсионера сегодня — около 14 тысяч рублей в месяц. Если у него зарплата 85 тысяч рублей, он платит социально-страховых взносов более 17 тысяч рублей — больше, чем получает обратно в виде пенсии. Это абсолютно несправедливо.

Кроме того, Путин мог бы включить в поправки ограничения по пенсионному возрасту. Это делается крайне просто: за точку отсчета берутся показатели, которые имеются в системе здравоохранения, и в международной статистике по каждой стране. Важнейший из них — средняя продолжительной здоровой жизни. В России, для мужчин, этот показатель составляет всего 62 года.

Но власть в России обеспокоена не тем, как обеспечить социальное равенство и справедливость. Она стремится потуже набить свой карман, и жить как при коммунизме — по потребностям.

Пенсионеры пусть выживают сами: россиянам готовят еще одну пенсионную реформу

Федеральный центр не без скрипа продвинул скандальный правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста, что многие эксперты назвали серьезным ударом по рейтингам Правительства, президента и партии власти. Замедлить темпы падения рейтингов власти не удалось даже масштабной рекламной кампании, построенной на разъяснении принципов грядущей реформы, продвижении новой системы пенсионных баллов и прочих, якобы положительных эффектов от нашумевшего документа.

В действительности же оказалось, что вся эта работа была проделана впустую – никаких баллов, в том формате, который крупные федеральные чиновники, политики и министры описывали ранее не будет. Россию на самом деле ждет еще одна пенсионная реформа, в рамках которой никто не будет выстраивать анонсированную ранее понятную, прозрачную и справедливую пенсионную реформу. Власти уже сегодня занялись подготовкой очередных изменений к пенсионной системе, которую, скорее всего, снова предложат населению как безальтернативный вариант.

«Не было никаких пенсионных баллов»

Итак, российские власти решили не останавливаться на достигнутом (пенсионная реформа, напомним, на минувшей неделе была окончательно принята Госдумой в третьем чтении) и занялись подготовкой очередного этапа «модернизации» пенсионной системы. Новые изменения, как рассказала недавно вице премьер-министр Татьяна Голикова, будут проходить в два этапа. Итогом такой модернизации станет новый порядок расчета размеров пенсионных выплат. На этом фоне в социальном блоке Кабмина даже заявили, что говорить о полной отмене так называемых пенсионных баллов было бы неправильным.

«Я вынуждена разочаровать. У нас никогда на законодательном уровне не существовало понятия пенсионных баллов и не существует сейчас. Это термин сленговый, который был сформирован в минувшие годы. У нас принята система так называемых пенсионных коэффициентов, которая будет действовать до 1 января следующего года», – заявляет вице-премьер.

По словам Голиковой, до нынешнего года включительно стоимость пенсионных коэффициентов устанавливалась на законодательном уровне в соответствии с законом о бюджете и методике установления. Все это было неочевидным и непонятным, потому как законом предполагалось обязательное наличие разработанной правительством методики, которая до сих пор так и не была создана.

«Теперь же, с начала следующего года и в ближайшие шесть лет в пенсионном законодательстве России будет четко фиксирована стоимость пенсионных коэффициентов. Это позволит пересчитать пенсии – как они будут устанавливаться и в каком объеме будет осуществляться их повышение», – добавила Голикова.

По словам вице-премьера, в будущем система пенсионных коэффициентов будет изменяться – это вызвано принятием законопроекта о повышении возраста выхода на пенсию. «Уже с 2025 года данная система потребует модернизации, потому что будет существовать другой порядок установления размеров пенсий», – заявляет вице-премьер. По словам Голиковой, если говорить упрощенно, то нынешняя пенсионная реформа станет лишь первым этапом модернизации, который займет шесть лет, далее последует второй этап. Что именно принесет россиянам вторая пенсионная реформа, вице-премьер уточнять не стала.

Читайте также:  В Мордовии увеличили соцпособия семьям, воспитывающим приемных детей – Льготы всем

При этом она поясняет, что в ближайшие 6 лет власти рассчитывают заняться активным обсуждением изменений, которые нужно будет принимать с 2025 года. Если перевести слова Голиковой на простой и понятный русский, выходит, что в Правительстве пока и сами не знают, как они планируют рассчитывать пенсии россиян в будущем.

И если называть недавнее заявление Голиковой шоком пока рановато, можно точно отметить, что ее слова являются яркой демонстрацией того, насколько легко федеральный центр готов отказаться от собственных обещаний, полностью перевернув принятые решения, которые несколько месяцев изо всех кабинетов называли не иначе, как единственно верными.

Вообще, важно отметить, что балльную систему, которая позволяла конвертировать реальные денежные обязательства государства перед российскими пенсионерами в некие баллы, начали внедрять еще три года тому назад. То есть, уже тогда население начали активно готовить к балльной системе. Тогда же власти развернули масштабную рекламную кампанию, которая была посвящена разъяснению новой пенсионной формулы. В те времена из уст едва ли не каждого федерального и регионального чиновника можно было услышать фразу «пенсионные баллы» – теперь же Голикова заявляет, что ни о каких баллах речи не велось.

Резонно было бы предположить два возможных варианта происходящего. Либо чиновники в 2015 году не до конца понимали, что именно они предлагают и собираются внедрять, например, делая это по наставлению федерального центра. Либо же действовали они на основании тщательно продуманного умысла, так сказать, с прицелом на будущее. Тот же премьер Медведев в 2015 году заявлял, что правительство принимает разумные и взвешенные решения по выстраиванию эффективной пенсионной системы на годы вперед. А спустя всего три года, то есть в нынешнем году, оказалось, что «годы вперед» – выдумка, что все эти изменения – лишь подкладка и прощупывание почвы перед реально возмутительными изменениями, которые многие уже назвали «грабежом» и «людоедством»,

Как результат, пенсионная реформа получила недавно в третьем чтении полный карт-бланш и будет приниматься едва ли не рекордными темпами. В то же самое время, ее разъяснение населению закончилось тем, что любой молодой работник сегодня не имеет ни малейшего представления о том, что его ожидает в старости, на какую пенсию он сможет рассчитывать, и как она будет начисляться. А, принимая во внимание последние полтора-два десятка лет, можно сделать вполне взвешенный прогноз о том, что пенсии, либо не будет вообще, либо будет хватать лишь на то, чтобы не умереть голодной смерть. В общем, задерживаем дыхание и ждем 2024-2025 годов, когда нам представят пенсионную реформу 2.0. Возможно, уже совсем скоро в высоких кабинетах перестанут притворствовать и декларировать заботу о гражданах, и честно признаются, платить по своим социальным обязательствам государство больше не хочет – выживайте сами!

ПФР готовит новую пенсионную реформу

Как выяснил Life, вслед за Минфином, руководство Пенсионного фонда России разрабатывает свой проект пенсионной реформы.

Фото: © Владимир Суворов/LIFE

В конце апреля стало известно о планах Минфина реформировать пенсионную систему. В частности, ведомство Антона Силуанова предложило повысить пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин с шагом 6-12 месяцев в год. Кроме того, предлагается сократить бюджетный трансферт в ПФР: отменить компенсацию фондам их выпадающих из-за льгот по страховым тарифам доходов. Еще одно предложение министерства состоит в отказе от выплаты пенсии (или хотя бы ее фиксированной части) работающим пенсионерам, а также отменить обязательность пенсионных накоплений, при одновременном стимулировании добровольных инвестиций в будущую пенсию. Предложения Минфина снижают социальные обязательства государства и увеличивают налоги. Почти сразу же последовало опровержение со стороны вице-премьера Ольги Голодец, отвечающей за социальный блок в правительстве.

Как выяснил Лайф, в Пенсионном Фонде России, вслед за Минфином, также признают необходимость провести пенсионную реформу. Об этом желании свидетельствует объявленный ПФР тендер под названием «Разработка системы критериев и показателей долгосрочной финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств для моделирования доходной и расходной частей бюджета ПФР».

Исследователям щедро отведено на свежие идеи 19 млн рублей. Как указывается в конкурсной документации, сейчас «ни одна из финансовых схем страхового пенсионирования не в состоянии решить задачу устойчивого финансового обеспечения страховых пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни и установленный международными нормами минимум замещения пенсией заработка без изменения политики заработной платы в стране и создания реальных стимулов уплаты страховых взносов».

В текущей системе, признаёт ПФР, экономия государства на пенсиях начнётся с поколения, которое выходит на пенсию с 2022 года (накопительная часть формируется только у родившихся после 1 января 1967 года), — то есть их пенсии, по сути, будут меньше, чем у нынешних пенсионеров. Сейчас средняя пенсия составляет порядка 12 600 рублей.

Фото: © Владимир Суворов/LIFE

«Страховые взносы используются на солидарные выплаты пенсий предыдущему поколению работников и индивидуальные накопительные пенсии работников 1967 года рождения и моложе, доля которых постоянно растёт, — указывается в документе ПФР. — Эта нагрузка начнёт компенсироваться лишь с началом выхода на пенсию этого поколения (2022 г.), так как их страховые пенсии, очевидно, будут ниже, чем у работников предыдущих поколений». Разбалансировку в ПФР связывают с накопительной частью пенсии, из-за которой бюджет фонда несёт двойную нагрузку: эти деньги уходят не нынешним пенсионерам, а на личные счета граждан, фонду необходимо дополнительное финансирование.

Особенно цинично эти рассуждения выглядят на фоне заморозок отчислений на накопительную часть с 2014 года и пролоббированного социальным блоком правительства отказа от накопительной части пенсии: если гражданин не перевёл до 1 января 2016 года накопительную часть в НПФ, то впоследствии он сможет рассчитывать только на государство. Выходит, человек будет зависеть от страховой пенсии (а не накопительной части), и именно она будет снижаться.

Сейчас работодатели ежемесячно отчисляют в ПФР взносы на сумму, равную 22% зарплаты сотрудника. Раньше из них 16% шло в страховую часть и 6% — в накопительную. Страховая часть является доходом ПФР, который идёт на выплаты нынешним пенсионерам, накопительную часть гражданин мог передать в управление негосударственным пенсионным фондам. Если гражданин отказался от накопительной, ему будет выплачиваться только трудовая (страховая) пенсия по старости с небольшой надбавкой социальной пенсии (назначается всем нетрудоспособным гражданам) по утверждённой правительством формуле.

Эта формула была презентована Минтрудом России в 2013 году (её фактический разработчик не раскрывается). Как отмечал в интервью «Известиям» руководитель ПФР Антон Дроздов, утверждённые вместе с новой формулой целевые показатели развития пенсионной системы предусматривают «увеличение уровня пенсий к 2030 году до 2,5—3 прожиточных минимумов пенсионера (сейчас этот минимум составляет 8803 рубля по России, в Москве — 11 428 рублей), сохранение текущей нагрузки на бизнес и как минимум на 1% ВВП сокращение зависимости Пенсионного фонда от федерального бюджета».

Фото: © Марат Абулхатин/LIFE

Теперь ПФР фактически признаёт, что прошедшая пенсионная реформа обернулась провалом и достичь объявленных целевых ориентиров невозможно.

Будущий исполнитель работ должен будет кроме чёткого прогноза и новых целевых показателей дать «законодательные предложения и нормативно-методологические рекомендации» для сокращения дефицита бюджета ПФР, «совершенствования» (то есть повышения) страховых тарифов и — одновременно — определения сумм помощи из госбюджета. Разработчиком этой научной работы может быть любое юрлицо, главное, чтобы оно не имело отношения к Турецкой Республике, подчёркивается в конкурсной документации.

Кроме предложений по законопроектной работе исполнитель должен просчитать и различные сценарии развития пенсионной системы. Хотя обсуждаемого повышения пенсионного возраста в перечне нет, один из сценариев — увеличение среднего страхового стажа на 5 лет (сейчас средний стаж — 34,5 года), этот показатель не вырастет иначе как через увеличение пенсионного возраста законом. Впрочем, как подчёркивается в документе, в базовом сценарии средний трудовой стаж не изменится.

Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид

По мнению экспертов, фактическое признание накопительной части ненужной в нынешнем ее формате, хоть и выглядит нелогично (все-таки столько лет ее рекламировали), но по сути неизбежно. В этом все ведомства (ПФР, Минфин и ЦБ) сходятся в том, что она должна изменится.

Читайте также:  Утвержден показатель апрельской индексации соцпенсий – Льготы всем

– К сожалению, вопрос перераспределения пенсионных денег и изменений в такой сфере как пенсионная (которая по сути своей и по логике не должна менять правила игры десятилетиями) неизбежен из-за текущий макроэкономической ситуации в стране, – говорит начальник аналитического отдела Национального рейтингового агентства Карина Артьемьева. – Поэтому, как ни грустно, нам придется всем столкнуться с повышением пенсионного возраста, и с новыми правилами расчетам будущих пенсий.

Баланс в пенсионной системе министерство ищет аж с 1995 года, когда была утверждена первая Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ. На её основе в 1998 году Минтруд представил проект программы пенсионной реформы, которая предусматривала введение обязательной накопительной части пенсии на основе индивидуальных счетов и инвестирования средств на финансовых рынках под управлением частных компаний. Однако кризис 1998 года ограничил как масштабы, так и скорость преобразований. Разработкой новой программы реформ занялся специально созданный в 2001 году Национальный совет по пенсионной реформе. И в 2002 году начала внедряться новая пенсионная система, в которую уже входил накопительный компонент. В 2013 году Минтруд, представив новую концепцию, предложил вернуться к практике СССР и 90-х.

А масштаб бедствия таков. По итогам 2015 года расходы ПФР составили порядка 7 трлн рублей, из которых 3 трлн дал федеральный бюджет (при общем уровне расходов федерального бюджета в 15,6 трлн рублей).

Счетная палата готовит почву для новой пенсионной реформы

Аудиторы Алексея Кудрина начали подкоп под остатки социальных выплат

Аудиторы Счетной палаты рассказали о недостатках пенсионной реформы на круглом столе в Госдуме. Фото с сайта www.ach.gov.ru

Главный лоббист повышения пенсионного возраста Алексей Кудрин переводит Счетную палату в стан критиков существующей пенсионной системы. Создать в России эффективную пенсионную систему так и не удалось, заявили аудиторы Счетной палаты. Один из явных мотивов для этой критики – попытка провести еще одну пенсионную реформу с введением дополнительного зарплатного налога и так называемого индивидуального пенсионного капитала.

Пенсионная система должна быть прозрачной и понятной для граждан, а принимаемые государством решения – вызывать доверие населения, заявила аудитор СП Светлана Орлова, выступая в Госдуме.

Она не стала, правда, оценивать экономический эффект от драматического увеличения пенсионного возраста, но отметила, что реализуемая с 2013 года Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения граждан. «За шесть лет ее реализации коэффициент замещения не превысил 35%», – сказала Орлова. Коэффициент замещения – это соотношение средней пенсии и средней зарплаты, которую получал человек до выхода на заслуженный отдых. В европейских странах он равен примерно 60%. Чтобы достичь хотя бы 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в России в 2024 году должен составлять не менее 24 тыс. руб., полагает Орлова.

Согласно опубликованным в начале июля данным расчетов Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), за 2014–2018 годы средний размер пенсии в РФ составлял 17,1 тыс. руб., что якобы уже составляет 46% от средней зарплаты. Однако из этих денег средняя государственная пенсия составляет 13,4 тыс. руб. (36% от средней зарплаты), а еще 3,8 тыс. руб. – это средняя пенсия в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Для того чтобы достичь среднего размера страховой пенсии неработающего пенсионера в России в 2024 году 24 тыс. руб., начиная с 2022 года страховые пенсии неработающих пенсионеров необходимо увеличивать в два раза выше уровня инфляции, подсчитала Орлова. ПФР, отчитываясь по итогам 2020 года, рассказывал, что страховые пенсии 30,6 млн неработающих пенсионеров были увеличены на 3,7%, тогда как инфляция по итогам 2020 года составила 2,5%. Если бы уже тогда реализовывалось предложение СП, пенсии должны были бы увеличиться на 5%. В 2020 году инфляция, по данным Росстата, составила 4,3%, а пенсии увеличили на 7,05%.

Если темпы развития экономики будут низкими, а пенсии со следующего года будут индексироваться выше инфляции, то на это могут понадобиться деньги Фонда национального благосостояния, говорил в июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он напомнил, что в 2020–2021 годах будет проходить индексация базовой пенсии темпами выше инфляции. По словам Кудрина, для такого шага нужны более высокие темпы роста экономики. А если их нет, правительству придется определяться, откуда брать на это деньги – перераспределять расходы и доходы бюджета или тратить на это часть суверенного фонда.

Орлова также рассказала депутатам, что не достигнут эффект и от отмены индексации пенсий работающим пенсионерам. На них хотели сэкономить, чтобы сократить дефицит бюджета ПФР. Однако, заявили в СП, особого влияния на сбалансированность бюджета фонда эта мера не оказала, поскольку число работающих пенсионеров ежегодно уменьшается. По данным Росстата, если в начале 2016 года неработающих пенсионеров было 15,3 млн, а их доля в общем числе пенсионеров составляла 35,7%, то к началу 2020 года число сократилось до 9,7 млн, а доля – до 22%.

Более того, благодаря мере, которую так отстаивает первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, бюджету страны нанесен серьезнейший урон. Из-за того, что каждый третий работающий пенсионер ушел в тень, бюджет потерял за прошлый год около 300 млрд руб. только в виде неуплаченного налога на доходы физлиц. Еще около 0,5 трлн руб. лишились ПФР, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования (см. «НГ» от 17.06.19 и 27.02.19).

«В ближайшие годы объем трансферта на выплату страховых пенсий хоть и будет снижаться, но зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета все равно сохранится, – заявила Орлова. По ее словам, трансферт на выплату страховых пенсий из федерального бюджета в ПФР в 2020 году составит почти 2 трлн руб.

В ПФР попытались оправдаться, сообщив, что в 2020 году трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование был сокращен на 300,3 млрд руб., или 32,2%, а в 2020 году уменьшен еще.

Светлана Орлова обозначила проблему и с введением так называемого моратория: граждане сейчас не имеют возможности реализовать право выбрать способ формирования будущей пенсии за счет увеличения ее накопительной составляющей. «Реально увеличить пенсионные накопления сейчас можно только за счет их инвестирования», – подчеркнула она. Однако и здесь есть свои риски. Начавшаяся в 2015 году реализация прав на досрочную смену страховщика привела к тому, что граждане потеряли инвестдоход на общую сумму 108,4 млрд руб. «Как показали наши проверки, потеря дохода одного человека может достигать 500 тыс. руб.», – отметила аудитор.

Для того чтобы стало возможно предлагаемое СП повышение пенсий, нужен рост экономики минимум в 5% в год, а лучше все 8–10%, сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.

«Нужны и кардинально иные решения в сфере самой пенсионной системы, – добавил он. – Очевидно, что пенсионную систему не удается сбалансировать даже повышением пенсионного возраста. ПФР все также на 40% дотируется из бюджета, причем 2 трлн (или 25% от размера фонда) – это конкретно трансферт на выплату страховых пенсий. Пора уже признать, что на самоокупаемость он не выйдет и будет продолжать получать поддержку из бюджетных средств».

По мнению Щапова, из этого следует, что необходимо повышать доходы федерального бюджета. «Это нужно делать не через дополнительную нагрузку на всех граждан, а через точечные решения и увеличение нагрузки на богатейших россиян, на экспортеров ресурсов. Нужна прогрессивная ставка налога на доходы физических лиц, пересмотр льгот для экспортеров сырья. Полученные средства необходимо направлять на доведение страховых пенсий до целевых показателей», – предлагает депутат.

Он не взялся оценить, во сколько рублей ежегодных затрат может обойтись предложение СП. «Оценить сложно – слишком много факторов влияют. Сейчас средний размер пенсии по России около 15 тыс. руб. То есть, чтобы достичь средней пенсии в 24 тыс., нужно увеличить часть фонда на страховые пенсии минимум на 60%. Это дополнительно около 4–5 трлн руб. Но нужно понимать, что и при текущем исполнении планов ПФР средняя пенсия должна вырасти до 20 тыс. руб. в 2024 году. Так что для достижения отметки в 24 тыс. потребуется примерно 2–3 трлн. Из которых немалая часть придется на федеральный бюджет – вряд ли за шесть лет наши граждане начнут отчислять от своей зарплаты на 60% больше средств», – приводит свои аргументы Щапов.

Оцените статью
Добавить комментарий