Принято соглашение о пенсионных правах граждан в ЕЭС – Льготы всем

Принято соглашение о пенсионных правах граждан в ЕЭС – Льготы всем

Вся правда о пенсиях в ЕАЭС

15.12.2019, 09:46 | 5 381

Люди меняют города и страны. Часто миграция населения связана со сменой работы и рода занятий. Помимо оформления трудовых отношений предусмотрены нормы пенсионного обеспечения. Особенно это актуально для трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), потому что именно между этими странами особенно активно происходит трудовая миграция, сообщает Петропавловск.news.

На вопросы о том, как формируются пенсионные права граждан государств-членов ЕАЭС, рассказывает заместитель директора департамента организации выплат и информирования АО «ЕНПФ» Гульмира Кимолаева.

— Гульмира Кенжебековна, каким документом будет урегулированы вопросы пенсионного обеспечения трудящихся стран ЕАЭС? Что даст этот документ гражданам стран ЕАЭС?

Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭС.
В целях реализации положений этого Договора государствами-членами ЕАЭС совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) разработано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Соглашение будет применяться в отношении трудящихся и членов их семей.
При этом Соглашением определено, что трудящимся является гражданин государства-члена ЕАЭС, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена.
Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, а также реализация права на назначение и выплату пенсии на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства.
Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать гражданину часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране-трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, то есть заключали трудовые, гражданско-правовые договора, тем самым формировали свои пенсионные права.

-На какие виды пенсий могут претендовать граждане стран ЕАЭС в рамках разрабатываемого Соглашения, в том числе в Республике Казахстан?

Виды пенсий, назначаемых государствами-членами ЕАЭС, на которые будет распространяться Соглашение, определены статьей 2 проекта Соглашения. Пенсия будет выплачиваться государством-членом, назначившим ее, в том числе в случае проживания трудящегося на территории другого государства-члена ЕАЭС. Трудящийся будет иметь право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства трудоустройства (члена ЕАЭС), назначившего пенсию. Перечень документов для назначения и выплаты пенсии трудящемуся будет регулироваться национальным законодательством каждого государства-члена ЕАЭС.
В Казахстане Соглашение будет распространяться на правоотношения по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ:

по достижении пенсионного возраста;

при установлении инвалидности 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно;

единовременная выплата наследникам.

Каким образом гражданин страны ЕАЭС (Российской Федерации или Казахстана) сможет реализовать свое право на заработанную пенсию, какие документы и куда нужно подавать?

К примеру, если гражданин РФ после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путем ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан.

При этом получить свои пенсионные накопления он сможет только при достижении пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно также по законодательству Республики Казахстан, т.е. на равных условиях с гражданами РК, обратившись с необходимыми документами в ЕНПФ (это компетентный орган в РК в части формирования пенсионных взносов и пенсионных выплат) или в Пенсионный фонд РФ (т.е. компетентный орган государства проживания).

Если банковский счет получателя пенсии будет открыт на территории РФ, то ЕНПФ будет ежеквартально перечислять пенсию на расчетный счет Пенсионного фонда РФ в российских рублях, которые Пенсионный фонд РФ будет перечислять на банковский счет получателя.

В случае, если гражданин РК приобретет стаж работы (например, 5 лет) на территории РФ после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства РФ (достижение пенсионного возраста, наличие определенного трудового стажа, количества индивидуального пенсионного коэффициента), РФ назначит пенсию за отработанный в РФ трудовой стаж.
При этом гражданин РК будет вправе подать заявление с документами (перечень документов определяется по законодательству РФ) на назначение и выплату пенсии в Пенсионный фонд РФ или в ЕНПФ.

Если банковский счет получателя пенсии будет открыт на территории РК, то Пенсионный фонд РФ ежеквартально будет перечислять пенсию на счет ЕНПФ в тенге, которые ЕНПФ будет перечислять на банковский счет получателя.

— Каким образом будут взаимодействовать компетентные органы стран ЕАЭС (пенсионные фонды) при назначении и выплате пенсии?

Взаимодействие компетентных органов будет урегулировано отдельным документом, а именно Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и ЕЭК по применению норм Соглашения (далее – Порядок), который сейчас разрабатывается ЕЭК совместно с государствами-членами и вступит в действие одновременно с Соглашением.

В рамках Порядка ЕЭК совместно с уполномоченными и компетентными органами разрабатывает соответствующие формуляры, содержащие в себе сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии, или имеющих значение по ранее назначенным пенсиям в рамках Соглашения, которыми будут обмениваться компетентные органы.

Также ЕЭК совместно с уполномоченными и компетентными органами ведет работу по интеграции информационных систем уполномоченных и компетентных органов государств-членов с интегрированной информационной системой ЕЭК, по переводу сведений, документов, формуляров, используемых при реализации положений Соглашения и Порядка, в электронный вид.

До перехода на использование интегрированной информационной системы ЕЭК взаимодействие между компетентными органами и ЕЭК будет осуществляться в бумажном виде путем обмена формулярами, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

— Когда планируется подписание Соглашения и его вступление в силу?

Планируется, что Соглашение будет подписано главами государств-членов ЕАЭС в декабре текущего года после завершения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания всеми странами ЕАЭС. При этом Соглашение вступит в силу после его ратификации всеми странами ЕАЭС.

Пенсии переступают границу. Правительство одобрило взаимозачет пенсионных прав в ЕАЭС

Жители стран ЕАЭС смогут делать пенсионные отчисления как в национальных пенсионных системах, так и в стране трудоустройства и, соответственно, оформлять и получать пенсии как в стране гражданства, так и в стране пребывания. Новые правила формирования пенсии на территории союза должны вступить в силу с 2020 года. Впрочем, по оценкам ВШЭ, сейчас большая часть приехавших из ЕЭАС в Россию работает в теневом секторе, и вряд ли перспектива единой пенсии позволит заметно повысить среди них уровень официально занятых.

Вчера Белый дом одобрил проект соглашения о пенсионном обеспечении работников на территории стран—членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — документ опубликован на портале publication.pravo.gov.ru. Его текст еще к началу 2020 года подготовили в Евразийской экономической комиссии. Как ранее заявлял глава российского Минтруда Максим Топилин, соглашение должно начать действовать с 2020 года. Документ касается Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России и позволит их гражданам получать свои пенсионные выплаты в любой из подписавших его стран, а не только там, где пенсия была назначена. Кроме того, подать заявление на выплату пенсии (в том числе по старости, инвалидности, потере кормильца и накопительной) можно будет в стране проживания.

Читайте также:  Заморозку накопительной части пенсии продлили до 2022 года – Льготы всем

Как следует из проекта соглашения, пенсионное обеспечение занятых на территории ЕАЭС будет регулироваться на основании национальных законодательств, но по единым принципам.
Так, каждая страна ЕАЭС сохранит прежнюю пенсионную систему, но работник, официально занятый в другой стране союза, будет формировать пенсию уже в соответствии с ее законодательством. Если его стажа работы не будет хватать для получения минимальной пенсии в стране трудоустройства, то будет учитываться стаж работы в других странах—членах ЕАЭС «в соответствии с законодательством каждого из этих государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени». Для этого пенсионные органы государств ЕАЭС будут обмениваться информацией о пенсионных правах работников — взаимное признание документов не потребует специальных процедур, необходимых для назначения выплат. Кроме того, согласно положениям проекта соглашения, по законам страны пребывания будет проводиться и медицинское обследование трудящегося для установления инвалидности с привлечением при необходимости справок и медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями других членов ЕАЭС.

Сейчас Россия — центр трудовой миграции на территории союза. По данным Евразийской комиссии, за 2020 год на работу в РФ приехали более 800 тыс. мигрантов из стран ЕАЭС. Максимальный поток мигрантов происходил из Киргизии (351 тыс. человек), минимальный — из Казахстана (111 тыс. человек). Число же россиян, которые уехали работать в какую-либо страну ЕАЭС, не превышает 40 тыс. человек, хотя и оно увеличилось за последние несколько лет. Чаще всего из России уезжают работать в Казахстан (24,8 тыс. человек), реже всего — в Армению (84 человека).

Впрочем, несмотря на диспропорцию потоков трудовой миграции, вряд ли принятие соглашения по пенсиям сможет значительно повлиять на состояние бюджета Пенсионного фонда. Большая часть граждан ЕАЭС, работавших в России, по данным Высшей школы экономики, были заняты в теневом секторе и, соответственно, даже при наличии такой возможности не формировали будущие пенсионные права. Маловероятно, что новое соглашение сможет существенно повлиять на эту практику, так как работа нынешней российской пенсионной системы, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, непонятна большинству населения даже в самой РФ.

Труд за рубежом будет учтен

О необходимости скорейшего принятия соглашения на саммите в Нур-Султане заявил президент КР Сооронбай Жээнбеков. По его словам, подписание документа станет большим шагом в достижении равноправия трудящихся в ЕАЭС. Главу республики поддержал Владимир Путин.

– Не могу не согласиться с президентом Киргизии. Это очень важная сфера деятельности. Соглашение даст возможность при начислении пенсии учитывать стаж за весь период работы на территории ЕАЭС. Для простого человека это имеет большое значение, – отметил он.

После саммита о том, как проходит обсуждение документа, рассказали в Евразийской экономической комиссии. По словам директора департамента трудовой миграции и социальной защиты Паизы Суюмбаевой, соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – участников союза может вступить в силу уже с 2020 года.

– Когда это произойдет, гражданин из любой страны ЕАЭС сможет уплачивать страховые взносы в пенсионную систему там, где работает. Если он возвращается на родину, то выплаты “экспортируют” в его страну, и человек сможет получать пропорциональную пенсию согласно заработку, – сказала Паиза Суюмбаева.

По словам спецпредставителя правительства КР по делам в Евразийском экономическом союзе Алмаза Сазбакова, подписать соглашение планируется на следующей встрече глав государств интеграционного объединения. Когда она состоится, он не сказал.

Ранее власти Киргизии не раз призывали как можно скорее принять этот документ. По словам заместителя председателя Социального фонда (СФ) страны Уланбека Асанова, соглашение выгодно в первую очередь киргизстанцам, особенно тем, кто находится на заработках в России. По последним официальным данным, в РФ трудится более 600 тысяч граждан КР.

– Этот документ важен для страны по нескольким причинам. Во-первых, в проект договора заложили равные, не зависящие от гражданства права трудящихся. Трудовые мигранты смогут получать пенсию по месту проживания либо на территории страны, назначившей пенсию. Во-вторых – суммирование трудового стажа. Будет учитываться весь накопленный стаж вне зависимости от того, в какой стране ЕАЭС он был получен. И, конечно же, экспорт пенсий. Все страховые взносы будут перечисляться в государства союза. Если человек проработал определенное время в одной из стран объединения, то после выхода на заслуженный отдых в Киргизии он будет получать как киргизскую пенсию, так и зарубежную, – сказал зампредседателя Соцфонда.

Как отметил Уланбек Асанов, чем дольше будет затягиваться принятие документа, тем хуже для трудовых мигрантов. “Именно в России сегодня работает более 600 тысяч граждан Киргизии. Фактически они каждый год теряют баллы, теряют стаж. Поэтому подписать соглашение нужно как можно быстрее. Как только это произойдет, сразу начнется экспорт страховых взносов”, – добавил он.

Обсуждение проекта соглашения продолжается уже четвертый год. Объясняется это тем, что пенсионные системы России, Киргизии, Казахстана, Армении, Беларуси существенно отличаются друг от друга. В начале 2020-го стало известно, что большую часть документа в странах ЕАЭС согласовали. Тогда, по данным СФ КР, неурегулированными оставались некоторые вопросы.

Но судя по тому, что на днях Соцфонд выставил проект соглашения о пенсионном обеспечении в ЕАЭС на общественное обсуждение, стороны, наконец, уладили все спорные моменты.

Как говорится в справке-обосновании документа, “подавляющее большинство киргизстанцев осуществляет трудовую деятельность на территории России. Их доходы на родине не регистрируются, они не делают взносы в систему государственного социального страхования и, соответственно, не будут иметь возможности получать пенсию в будущем. В связи с чем на сегодня проблема социального страхования граждан КР, трудящихся в государствах-участниках ЕАЭС, становится особенно актуальной”.

В Соцфонде приводят следующие данные: на начало 2020 года работодатели в РФ уплачивали страховые взносы за 217 тысяч киргизстанцев, средняя заработная плата которых составила около 20 тысяч рублей.

– В соответствии с соглашением для получения пенсии необходимо наличие не менее 12 месяцев стажа после вступления в силу документа. Предположительно первые выплаты пенсий начнутся в 2021 году, и количество граждан, которые будут иметь право их получать в России, составит 30479 человек. В 2021-м у граждан КР по итогам работы в 2020-м пенсия составит 534, через пять лет – 1575, десять лет – 3924 рубля. Предварительные расходы по реализации соглашения в 2021 году составят 195,3 миллиона, через пять лет – 2,672 миллиарда, десять лет – 20,8 миллиарда рублей, – отмечают в ведомстве.

Как рассказали в Соцфонде, продолжительное время стороны не могли прийти к единому мнению относительно исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в России. Это особая пенсионная формула, которая повышает значение “белой” заработной платы. На формирование пенсионных прав влияет число индивидуальных коэффициентов (баллов) – их должно быть 30.

Читайте также:  Чернобыльцам предоставят матпомощь в честь годовщины трагедии на ЧАЭС – Льготы всем

Российская сторона предлагала присваивать гражданам других стран по одному баллу за год трудовой деятельности в РФ. Партнеры по союзу, в том числе и Киргизия, настаивали на двух, обосновывая это тем, что в противном случае их граждане, даже проработав в РФ в течение длительного срока, не смогут набрать необходимого для получения пенсионных прав количества баллов.

В итоге, как говорится в справке-обосновании документа, в правительстве КР было принято решение согласиться с предложением Российской Федерации в отношении исчисления величины ИПК в размере одного балла за один год стажа работы на территориях государств-участников ЕАЭС.

Согласно проекту, нормы документа распространяются на следующие виды пенсии в Российской Федерации: страховая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии; накопительная пенсия; выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

“Работодатели в России менее охотно соглашаются трудоустраивать на легальной основе мигрантов из Киргизии, так как для них это влечет за собой дополнительные издержки. Поэтому граждане КР все реже заключают официальные договоры”. Об этом говорится в исследовании, посвященном вопросам защиты в РФ прав трудовых мигрантов из республики после вхождения страны в ЕАЭС. Эксперты российского Центра миграционных исследований опросили более 700 киргизстанцев, находящихся в России на заработках в столице РФ, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

“Мигранты из Киргизии в целом не рассматривают трудовой договор как средство защиты от недобросовестных действий работодателя. Хотя именно в рамках ЕАЭС механизмы защиты работников предусмотрены, они крайне редко используются”, – отмечается в исследовании.

Пенсия в ЕАЭС – Соглашение подписано

Пенсия в ЕАЭС – Соглашение подписано

20 декабря 2020 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором главами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

Работа над проектом Соглашения проводилась Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами-членами ЕАЭС с 2014 года.

Как отмечено на сайте ЕЭК , после вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться.

До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран ЕАЭС пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах (например, в Казахстане и Кыргызстане). Там же, где такая практика существовала (в России, Беларуси), трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать.

АО «ЕНПФ» отмечает, что в Казахстане Соглашение будет распространяться на правоотношения по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Теперь, к примеру, если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путём ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан.

При этом право на их получение возникнет по достижению пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан.

В случае, если гражданин Казахстана приобретёт стаж работы (например, 3-5 лет) на территории страны члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства (достижение пенсионного возраста, наличие определённого трудового стажа, количества индивидуального пенсионного коэффициента – в РФ), страна в которой трудился мигрант назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране. При этом гражданин Казахстана будет вправе подать заявление с документами на назначение и выплату пенсии в Пенсионный фонд страны ЕАЭС или в ЕНПФ.

Перечень документов для назначения и выплаты пенсии трудящемуся будет регулироваться национальным законодательством каждого государства-члена ЕАЭС.

Обращаем внимание, что Соглашение вступит в силу только после его ратификации всеми странами ЕАЭС.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Пенсия в ЕАЭС – Соглашение подписано

20 декабря 2020 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором главами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.

Работа над проектом Соглашения проводилась Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами-членами ЕАЭС с 2014 года.

Как отмечено на сайте ЕЭК , после вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться.

До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран ЕАЭС пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах (например, в Казахстане и Кыргызстане). Там же, где такая практика существовала (в России, Беларуси), трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать.

АО «ЕНПФ» отмечает, что в Казахстане Соглашение будет распространяться на правоотношения по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Теперь, к примеру, если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путём ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан.

При этом право на их получение возникнет по достижению пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1,2 групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан.

В случае, если гражданин Казахстана приобретёт стаж работы (например, 3-5 лет) на территории страны члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства (достижение пенсионного возраста, наличие определённого трудового стажа, количества индивидуального пенсионного коэффициента – в РФ), страна в которой трудился мигрант назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране. При этом гражданин Казахстана будет вправе подать заявление с документами на назначение и выплату пенсии в Пенсионный фонд страны ЕАЭС или в ЕНПФ.

Перечень документов для назначения и выплаты пенсии трудящемуся будет регулироваться национальным законодательством каждого государства-члена ЕАЭС.

Обращаем внимание, что Соглашение вступит в силу только после его ратификации всеми странами ЕАЭС.

Поясняем Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС

Подписание в Санкт-Петербурге на декабрьском саммите ЕАЭС Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза означает, что после его ратификации трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.

Читайте также:  В РФ могут разрешить частичную оплату услуг частных клиник по полису ОМС

Принцип пропорциональности

Теперь, как поясняется в официальном сообщении ЕЭК, трудящиеся смогут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. При этом перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет отдельно регулироваться в каждом государстве — члене ЕАЭС национальным законодательством. «Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться, а также виды пенсий, которые будут экспортироваться. До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран Евразийского экономического союза пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах. Там же, где такая практика существовала, трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать», — резюмируется в сообщении.

Подписанное Соглашение предполагает, что трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства: «Дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена», — отмечается в Соглашении.

Как пояснило Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в своем комментарии по поводу произошедшего события, «каждое государство — участник Соглашения будет назначать и выплачивать пенсию за стаж на его территории, сформированный после вступления в силу Соглашения. Для определения права на пенсию предусматривается возможность суммирования стажа за периоды трудовой деятельности на территории ЕАЭС. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося: в государстве проживания либо государстве, назначившем пенсию».

В настоящее время идут согласование порядка взаимодействия между компетентными органами государств-членов ЕАЭС по применению норм Соглашения и утверждение документов (формуляров), которыми будут обмениваться эти органы. Соглашение основано на принципе пропорциональности. Это означает, что, как отмечается в майском 2020 года комментарии Минтруда Беларуси, государства принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. Причем в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства трудоустройства.

«Евразийский» стаж

Далее в комментарии поясняется, что при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали. То есть после ратификации Соглашения Республика Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на своей территории.

Кроме того, уточняется, что пенсии за стаж работы в государствах — членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств. При этом каждой страной — участницей Договора ЕАЭС будут обеспечены учет трудового стажа на своей территории и выплата заработанной части пенсии (в размере, предусмотренном национальным законодательством государства, где проходила работа).

Данный механизм апробирован двенадцатилетней практикой совместного пенсионирования согласно Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступил в силу 29 марта 2007 года. Как в Союзном государстве, так и в ЕАЭС легальная миграция способствует формированию общего рынка труда, является драйвером интеграции.

Соглашение «состыковало» пенсионные законодательства всех пяти государств —членов ЕАЭС. Так, в Республике Беларусь оно распространяется на трудовые пенсии: по возрасту; за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и государственных служащих); по инвалидности; по случаю потери кормильца. А, к примеру, в Казахстане — на пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) за счет сформированных пенсионных взносов, и, кроме того, касается правоотношений по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Определены по Соглашению пенсионные взносы в Республике Армения — это налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию; в Республике Беларусь — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; в Республике Казахстан — пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд; в Кыргызской Республике — страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд; в Российской Федерации — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Равенство территорий

Исходя из статьи 4 Соглашения, равенство территории и экспорт пенсии предполагают, что «пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена. Трудящийся (член семьи) имеет право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию».

В этой статье также указано, что размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением. Исключение могут составлять лишь выплаты (доплаты), которые в соответствии с законодательством государства-члена устанавливаются с учетом местожительства трудящегося (члена семьи) на территории этого государства-члена.

В формулировке 6-й статьи Соглашения, пожалуй, наиболее лаконично отражается его основная направленность: «Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства-члена не влияют на право трудящегося (члена семьи) на одновременное назначение и выплату пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства-члена».

Как это должно быть реализовано, на примере Казахстана поясняется в комментарии АО «ЕНПФ»: «Если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путем ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан. При этом право на их получение возникнет по достижении пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан».

С другой стороны, если гражданин Казахстана приобретет стаж работы на территории страны — члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства государство, в котором трудился мигрант, назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране, отмечается в комментарии.

Немаловажное уточнение содержится в статье 7: «Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии».

Подписанное Соглашение — еще один шаг к обеспечению свободы перемещения трудовых ресурсов, являющейся одной из основополагающих в евразийском интеграционном объединении.

Николай ЛЕВЧУК, кандидат политических наук

Оцените статью
Добавить комментарий