Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2020 г. – Льготы всем

Содержание

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2020 г. – Льготы всем

Программа профессиональной ориентации школьников на 2020-2024 год
методическая разработка

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специальной организацией их деятельности через систему комплексного организационно-психолого-педагогического сопровождения по основным направлениям профориентационной работы. Роль практической профориентации приобретает в настоящее время осгобую актуальность и значимость. Перед образовательным учреждением стоит задача сформировать у школьников грамотную стратегию выбора профессии и реализовать перспективы своего развития – профессионального, жизненного и личностного, способствовать снижению психологической напряженности, сформировать позитивный настрой и уверенность в будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_professionalnoy_orientatsii_shkolnikov._mbou_gimnaziya_g.sovetskiy_hmao-yugra_2018.pdf1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных пре.

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св.

Материал представляет собой презентацию отчёта о работе преподавателя СПО по профессиональной ориентации школьников, подготовленный для выступления на Фестивале образовательных инноваций “Диалог – 201.

Материал содержит план методической работы по теме самообразования, источники, методы и формы самообразования.

Программа по профессиональной ориентации учащихся 9 классов. Можно использовать как факультативный курс.

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся гимназии специальной ор.

Профориентация для школьников по-новому

Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профессиональной ориентации. Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников возникают трудности с профессиональным самоопределением. Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Профориентация в современной школе: новые инструменты

Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.

Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.

Поэтому задача школы – помочь учащимся осознанно выбрать дальнейший путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации. О некоторых из них педагоги узнали на вебинаре «Новые технологии профориентации для школьников с учётом ФГОС», который прошёл 4 декабря 2020 года.

Вебинар провела Марина Николаевна Хорольская – педагог, тьютор и разработчик профориентационных программ. Хорольская рассказала о новых методах профориентационной работы с современными подростками: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт.

Портрет современного школьника

Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого подростка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Марина Хорольская предлагает обратиться к теории поколения Z.

Теория Z-Generation соответствует теории поколений, которую разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув, описав поколенческие тренды в США и других развитых странах.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.

Особенности поколения Z:

  • Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
  • Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
  • Ориентированность на потребление, индивидуализм.
  • Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
  • Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для развития таких детей?

Геймификация: достигаем целей играючи

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.

Механики, используемые в компьютерных играх, применённые к любому неигровому виду деятельности, усиливают мотивацию и повышают вероятность достижения поставленной цели.

Отличия геймификации от традиционных игровых практик

Игровые технологии в педагогике – это моделирование специальной игровой реальности с собственными внутренними законами: ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. В этих условиях учащийся перестаёт быть собой – берёт на себя роль, и действует исходя из выбранной роли, а не из личных побуждений.

Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь в игру – игровые установки включаются в систему действий субъекта с этой реальностью.

Геймифицированный образовательный курс не является компьютерной игрой, несмотря на то, что подобен ей из-за видеоигровой оболочки, если есть поддерживающее курс программное обеспечение.

По ходу курса учащийся выполняет и образовательные, и игровые задачи. К примеру, образовательная задача – выучить таблицу неправильных глаголов, игровая задача – набрать 100 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые – призваны сохранять внутреннюю мотивацию к осуществлению образовательных задач.

Наибольшее сходство у геймификации с обучающими симуляторами, которые создают иллюзию реальности в компьютерной среде для обучения или тренировки. Тем не менее в отличие от симуляторов, геймификация, формируя иллюзию игры, применяет механики компьютерной игры в реальном мире.

Лидерство – это позиция

Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни.

Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция, не обязательно быть лидером с утра до вечера.

Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа.

Цель школы — по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».

Читайте также по теме:

Тьюторство как технология профориентации

Тьюторы помогают детям понять себя и ищут способы, как это сделать. Тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.

Цель тьюторства – помочь подростку в профессиональном самоопределении.

Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.

– И вот каждый в принципе этот круг, все вот эти инструменты мы все прогоняем через рефлексию. Каждый раз – обсуждение, обратная связь и так далее, и так далее, комментирует Хорольская.

Эксперт советует задавать школьникам вопросы на каждом этапе: «А вот почему не пошло, как ты думаешь?», «Что нужно, чтобы пошло?» и так далее. Такие разговоры с учениками формируют у них осознанность.

Типы мотивации:

  • идейный (ребёнок следует за идеей);
  • материальный (важны материальные достижения);
  • процессуальный (интересен сам процесс);
  • социальный (важно общение);
  • достиженческий (ребёнку нравится решать сложные задачи, достигать успеха).

Типы мышления:

  • лингвистический;
  • визуальный;
  • музыкальный;
  • кинестетический;
  • исследовательский (изобретательский).

Интересы

Выделяются ведущие интересы детей, которые помогут ребёнку сделать выбор. Для этого используют карту интересов.

Виды деятельности

Здесь подойдут перечисление и шкалирование. При перечислении возможно использование масштабно-структурных вопросов, то есть сначала задаются вопросы среди самых широких областей, затем сужаем тематику вопросов и собираем их по шкале, как оценивает тот или иной вид деятельности учащийся.

Опоры (сильные стороны)

Определяются сильные стороны подростка так, чтобы ему было понятно, что будет помогать ему в будущем, на что опираться при выборе профессии.

Рефлексия

Этот инструмент формирует осознанность. Школьники анализируют свою деятельность. Вся их деятельность прогоняется через них же. Обсуждения, обратная связь наряду с анализом.

Всё это поможет выбрать профессию по душе. Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

Форсайт: формируем образ будущего

Форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия.

Марина Хорольская отмечает, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт.

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
  • Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

Для решения профориентационных задач по технологии форсайт приглашают эксперта в той или иной области, который понимает, как будет меняться интересующая отрасль.

Кого заменят на роботов?

В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности. Будущее за профессиями и специальностями, связанными с научными разработками и информационными технологиями.

Марина Хорольская рекомендует ориентироваться на «Атлас новых профессий» от экспертов Сколково. В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии. Зная компетенции ребёнка, школа может помочь ему сделать выбор перспективной профессии.

Кого могут вытеснить, а кого нет?

Иными словами, рутинная работа постепенно подвергается роботизации.

На что делать ставку в своём развитии?

Надпрофессиональные компетенции:

  • Мультиязычность и мультикультурность – свободное владение иностранными языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров, понимание специфики работы в отраслях в других странах.
  • Навыки межотраслевой коммуникации – понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и несмежных отраслях.
  • Клиентоориентированность – умение работать с запросами потребителя.
  • Умение управлять проектами и процессами.
  • Работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач – умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем.
  • Творческие способности.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
  • Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
  • Системное мышление – умение определять сложные системы и работать с ними (например, системная инженерия).
  • Навыки бережливого производства.
  • Экологическое мышление.

Эти компетенции универсальны для разных отраслей. Овладение ими позволит выпускнику переходить между отраслями, не переставая быть востребованным на рынке труда.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Эксперты ОНФ предлагают начинать профориентационную работу в средних классах школ

Эксперты проекта ОНФ «Профстажировки» предлагают разработать системные меры по профориентации школьников, а также оказывать поддержку предприятиям, которые проводят работу в профориентационной сфере. Эти предложения были озвучены на экспертном совещании Народного фронта, посвященном профориентации в промышленности.

В мартовском послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин отметил необходимость «укрепления целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей», а также выстраивания современной системы профориентации, которая «позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны».

Эксперты проекта отмечают, что в последние годы профориентационная работа в России существенно усиливается. По данным проведенного ОНФ опроса 200 российских предприятий, профориентацией из них занимаются 77%. При этом 81% профориентационных мероприятий рассчитаны на школьников 10–11-х классов и лишь 14% – на учеников 5–9-х классов. Полные данные опроса можно посмотреть здесь.

Однако необходимо внедрять системные меры по организации профориентации школьников, считают эксперты Народного фронта. «Очень важно начинать работать не с выпускниками школ, а с учениками как минимум 7–8-х классов, когда происходит первый большой выбор профессионального направления. При этом для проведения подобной работы необходимо привлекать все заинтересованные стороны: школы, предприятия, образовательные учреждения, органы власти», – отметил координатор проекта «Профстажировки», модератор тематической площадки ОНФ «Производительность труда и поддержка занятости» Илья Семин.

Координатор проекта «Профстажировки» в Ярославской области Сергей Павлов презентовал на совещании новый профориентационный проект, который начинается в этом году в Ярославле и в котором будут задействованы предприятия, школы и профессиональные образовательные учреждения. «Нужно как можно раньше погружать школьников в основы профессии, знакомить с потребностями местного производства и решением задач инженерного проектирования, а также воспитывать ответственное отношение к труду. Делать это можно, например, в рамках школьной дисциплины «Технология» или через тесное взаимодействие с профессиональными учебными заведениями. Нельзя ориентировать школьника на выбор профессии через общественно полезный труд по благоустройству территорий вблизи предприятий, как это часто делается», – считает Сергей Павлов.

Генеральный директор ГК RAUM PROFIE Владимир Щебельский из Ивановской области подчеркнул необходимость популяризации рабочих специальностей: «Нужно знакомить детей с профессиями будущего, но при этом не забывать о востребованных уже сегодня. К сожалению, в промышленности сейчас намечаются кадровые проблемы даже по таким специальностям, как аппаратчик, слесарь. Поэтому необходимо популяризировать рабочие профессии. В нашем регионе мы запустили свой проект, на наших предприятиях проводим экскурсии для школьников разных возрастных групп, начиная с 5–6-го класса. Это интерактивные экскурсии. Это детям очень нравится. Но часто такие мероприятия мы проводить не можем, так как приходится отвлекать сотрудников. Поэтому если будут предусмотрены средства на возмещение этих затрат, то можно было бы проводить больше профориентационных мероприятий».

Необходимость поддержки отметила и помощник президента холдинга ФПК «Инвест» Юлия Рулева: «На региональном уровне есть потребность в информационной и организационной поддержке от органов власти. Инициатором экскурсий пока выступает само предприятие, в то время как компания открыта для заявок. Сейчас в рамках сотрудничества у нас налажен контакт с рядом школ и профессиональных учебных заведений. Вместе с тем было бы хорошо, чтобы инициатива исходила от самих школ и других учебных заведений». Она предложила создать единую электронную базу площадок, где проводятся экскурсии на предприятия и профориентационная работа. Существенной поддержкой, по мнению Рулевой, стала бы и система льгот для предприятий, которые проводят работу по профориентации.

По итогам совещания эксперты Народного фронта проанализируют все поступившие предложения и продолжат работу в рамках подготовки резолюции о развитии работы по профориентации.

Проект ОНФ «Профстажировки» стартовал в марте 2020 г. Он помогает студентам и выпускникам подобрать предприятие для прохождения стажировки или практики в любом регионе России. Основу проекта составляет портал профстажирки.рф. Проект является частью открытой платформы «Россия – страна возможностей», реализация которой началась с указания президента России и лидера ОНФ Владимира Путина наладить работу социальных лифтов.

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2020 г. – Льготы всем

MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

Умения или призвание

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Новости /
  • Архив новостей /
  • 10.12.2018 — Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность

10.12.2018 — Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность

Об основных принципах инновационной модели профессиональной ориентации и о том, как выстраивается профориентационная работа со школьниками в регионах России, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.пед.н. Игорь Сергеев.

В 2015 году в Центре профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ныне ФИРО РАНХиГС) была разработана Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. К настоящему времени Концепция приобрела статус стратегического документа, на основе которого формируются инновационные системы организации профориентационной работы со школьниками в ряде регионов России. Ядро Концепции составляет Инновационная модель профессиональной ориентации, основанная на трёх базовых принципах: непрерывность, социальное партнёрство и практикоориентированность.

Основные идеи Концепции можно изложить в следующих тезисах.

Тезис 1. Конечная цель профориентационной работы – это человек, способный к самостоятельному, свободному и ответственному выбору. Выбор профессии, образования, повышения квалификации, должности, карьерной позиции в современном мире совершается неоднократно. Подготовка к такому выбору – серьёзная образовательная задача и в то же время длительный, непрерывный процесс. Таким образом, профессиональная ориентация сегодня приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека, начиная с раннего (старшего дошкольного) возраста и заканчивая выходом на пенсию. А значит, привычные разовые, «мероприятийные» форматы организации профориентационной работы – «дни профессий», «дни открытых дверей», соревнования, фестивали, ярмарки – должны уйти в прошлое. От мероприятий необходимо продвигаться к продолжительным, преемственным программам сопровождения профессионального самоопределения детей, молодёжи, взрослого населения.

Тезис 2. В современном мире профессиональный выбор человека – это предмет социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в результатах этого выбора. Основными участниками договора выступают три главных благополучателя профориентационной работы со школьниками: во-первых, работодатели, во-вторых, сами школьники и, в-третьих, их родители. Образовательные организации в этом процессе выполняют роль своего рода «квалифицированных посредников» или провайдеров, представляющих интересы конечных заказчиков. Их задача – организовать взаимодействие «работодатель – школьник – родитель» в профориентационно значимом контексте. Как видим, современная профориентация выходит за рамки школы, службы занятости, кабинета профконсультанта и становится сетевым процессом, приобретая вид профориентационного нетворкинга. Инструментом такой работы должны стать уже не просто программы профориентационного сопровождения самоопределения, а сетевые программы. Участниками сетей, реализующих такие программы, могут быть разные типы образовательных организаций: школы, организации дополнительного образования детей, колледжи, вузы, работодатели (представленные, как правило, учебными подразделениями и кадровыми службами), а также специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги.

Тезис 3. Мейнстрим в развитии современной профориентации – от «кабинетно-диагностических» – к практикоориентированным форматам работы со школьниками. В 90-е годы прошлого века «профориентационную поляну» в нашей стране прочно захватили психологи. На тот момент это был прогрессивный фактор, позволивший сфокусироваться на самоопределяющейся личности школьника как на главной цели профориентационной работы. Однако на какое-то время профориентация потеряла связь со своим другим заказчиком – работодателем – и замкнулась в кабинетах психологов-профконсультантов. Прямая связь профориентационной работы с профессионально-трудовым контекстом была утрачена. Первые, достаточно наивные попытки вернуть эту связь в начале нового века нам хорошо известны – они имели вид мер по «популяризации» или «повышения престижа» определённых профессий. Сегодня становится ясно, что управление профессиональным выбором на основе привлечения «престижностью» тех или иных профессий – тупиковый путь, поскольку формирует ситуативную, поверхностную мотивацию выбора. Человек, выбравший профессию из-за её престижности, вряд ли станет потом эффективным работником. Мы противопоставляем стратегии «повышения престижа профессий» модель системной профориентационной работы со школьниками, выраженную формулой: «обучение самоопределению + профессиональное информирование + практикоориентированное сопровождение профессионального выбора». Если все три элемента этой модели успешно реализованы, то профконсультирование перемещается в разряд «дополнительных опций», подобных медицинским услугам: оно нужно только тем учащимся, кто, пройдя через базовую модель, так и не смог определиться с профессионально-образовательным выбором. Замечу, что в представленной базовой модели все три составляющие играют важную роль, но всё же решающее значение имеет практикоорентированный этап профориентационной работы со школьником, обеспечивающий у него формирование опыта погружения в реальную профессиональную среду, в настоящую профессиональную деятельность.

Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк. Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.

Три представленных принципа современной профессиональной ориентации – непрерывность, социальное партнёрство, практикоориентированность – находят своё воплощение в региональных моделях построения профориентационной работы со школьниками. В 12-ти субъектах РФ функционируют сетевые экспериментальные площадки Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. Среди регионов-лидеров, успешно выстраивающих опережающие системы профориентационной работы с обучающимися, можно назвать Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Нижегородскую, Самарскую области. Здесь сформированы и развиваются территориальные сетевые циклы профессиональных проб. Это современная технология сопровождения профессионального выбора школьников, разработанная специалистами Центра и наиболее полно соответствующая трём базовым принципам.

Профессиональные пробы реализуются на основе модели «работодатели, колледжи и вузы – для школьников». Комплекс проб различной направленности объединён в сетевой цикл, при этом каждый школьник за время своего обучения в 8-х – 11-х классах может пройти 10-15 различных проб, выбирая их из достаточно обширного набора. Содержание набора профпроб, реализуемых в территории, соответствует перечню профессий, наиболее востребованных и перспективных для этой территории.

Например, в Вологодской области содержание цикла профессиональных проб строится на основе кластерного подхода: каждая из проб соответствует какой-либо из профессий/специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров. В рамках кластера «Информационные технологии и связь» школьники 8-9 классов могут выбрать одну или несколько проб из набора, включающего десять различных программ, в том числе: «Компьютерная скоропись», «Робототехника», «Моделирование и персонажная анимация», «Программирование на языке Java» и др. Для учащихся 10-11 классов разработаны программы профпроб «Системное администрирование» и «Основы программирования – 1С: Предприятие 8». В рамках приоритетного кластера «Строительный комплекс и деревянное домостроение» предлагается другой избыточный набор проб, таких как «Декоративная отделка жилых помещений», «Строим умный дом» (и другие) – для учеников 8-9 классов или, например, «3-D проектирование деревянных лестниц» для старшеклассников. Наконец, свой пакет профпроб разработан и для регионального кластера «Туризм и народные промыслы» – «Мастерская живописной грамоты», «Проектирование туристических маршрутов», «Организация комплексного туристского обслуживания» и так далее. В других регионах содержание цикла профессиональных проб также заострено на наиболее востребованных профессиях (например, в Кемеровской области – на профессиях горного профиля, в Нижегородской – на профессиях инженерно-технического профиля для машиностроительного комплекса и т.д.). Такой подход позволяет обеспечить «мягкое» и вместе с тем эффективное профориентационное продвижение востребованных профессий, без использования примитивных «лобовых» решений в духе социальной рекламы.

Что представляет собой каждая профессиональная проба в составе цикла? Прежде всего, нужно отметить, что её разработчиком является колледж (иногда вуз), который готовит специалистов по данной профессии. Продолжительность каждой пробы составляет 16 и более часов, включая подготовительный, основной и оценочный этап. Основной этап профпробы обязательно проходит на территории колледжа или вуза: в учебной мастерской, в лаборатории, на территории учебно-производственного полигона и т.д. Иногда в разработке программы и реализации пробы принимают участие и работодатели.

В задачу общеобразовательной школы, участвующей в реализации сетевого цикла профпроб, входит формирование графика, по которому учащиеся посещают различные профпробы. В образовательную программу школы такие профпробы включаются либо в качестве курсов по выбору (факультативных, элективных), либо в качестве программ дополнительного образования за пределами учебного расписания. Большую роль играет привлечение родителей школьников, которые совместно с педагогами и школьниками участвуют в оценке хода и результата профессиональных проб, делая отметки на специальной «родительской» странице Дневника профпробы. Это позволяет сделать процесс профориентационной работы максимально прозрачным для родителей и, более того, активизировать и сделать более осмысленной их собственную позицию в процессе профессионального самоопределения детей.

Целью прохождения каждым школьником цикла профессиональных проб является не только выбор конкретной профессии, которая оказалась наиболее близка и интересна при погружении в ней. Не менее важная задача – формирование у подростков комплекса общих компетенций («Soft Skills»), необходимых для успешного самоопределения: способность оценивать успешность своей деятельности, «себя-в-профессии» и качество продукта, созданного в ходе профессиональных проб; готовность обоснованному выбору; умение видеть дефициты в своих знаниях, навыках и личностных качествах, которые необходимо закрыть, чтобы успешно обучиться и работать в избранной сфере деятельности. Таким образом, реализуемые в рамках территориального сетевого цикла профессиональные пробы относятся к категории «soft-проб». Это существенно отличает их от более привычных программ профессионального обучения для школьников, по итогам которого формируются, прежде всего, конкретные профессиональные знания, умения и навыки («Hard Skills»), а также от профессиональных «hard-проб», уже давно используемых для профотбора на профессии, требующие особых способностей или навыков.

За время работы экспериментальных площадок Центра в различных регионах страны в подобных профессиональных пробах приняло участие около 600 тыс. школьников. Значимым социально-экономическим результатом этой работы стало заметное возрастание интереса к востребованным в регионах профессиям, в том числе рабочим, увеличение конкурса на профессии и специальности среднего профессионального образования. Кроме того, технологию организации цикла профессиональных «soft-проб» для школьников предполагается использовать в новом федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее», реализация которого началась в 2020 году.

По мере развития наших представлений о том, как должна выглядеть современная профориентационная работа со школьниками, методика разработки и организации профпроб претерпевает изменения. Меняется и сам мир профессий: стандартизованные наборы трудовых функций, отражённые в профессиональных стандартах, вскоре превратятся в динамичные, нередко персонализованные, а подчас и уникальные наборы компетенций. В связи с этим, ближайшим направлением развития станет разработка комплексов профессиональных проб для школьников, ориентированных на знакомство уже не с целыми профессиями, а с отдельными, прежде всего новыми и перспективными компетенциями. Это, например, компетенции межкультурного общения для ресторанно-гостиничного бизнеса или дистанционное управление транспортными объектами для железнодорожной сферы. Так, в Иркутской области, в рамках экспериментальной работы Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС уже ведётся разработка «Регионального атласа перспективных компетенций», который должен стать своего рода «техническим заданием» для разработки таких инновационных профпроб.

Фото предоставлено Игорем Сергеевым

Читайте также:  Выплаты на первенцев и вторых детей освободят от налогообложения – Льготы всем
Оцените статью
Добавить комментарий