Произошло уточнение требований к подтверждению страхового стажа судей, военнослужащих и силовиков – Льготы всем

Содержание

Произошло уточнение требований к подтверждению страхового стажа судей, военнослужащих и силовиков – Льготы всем

Произошло уточнение требований к подтверждению страхового стажа судей, военнослужащих и силовиков – Льготы всем

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7 Суд удовлетворил требование о включении периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент осуществления истцом службы действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 25 июля 2008 г. дело по иску П.Н.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по надзорной жалобе П.Н.А. на постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

П.Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ответчиком неправомерно исключены из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды его работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Устюженской средней школе N 2, а также служба в рядах Советской Армии и время нахождения на курсах повышения квалификации.

Ответчик иск не признал.

Решением Устюженского районного суда Вологодской области от 27 марта 2007 года заявленные требования частично удовлетворены.

признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области от 27 октября 2006 года N 79 в части невключения П.Н.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в Устюженской средней школе N 2 с 1 сентября 1986 года по 31 августа 1987 года, время нахождения на курсах повышения квалификации с 8 января 2003 года по 10 января 2003 года, а также обязать ответчика включить в названные периоды в специальный стаж работы.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года указанное решение отменено в части отказа во включении в специальный стаж работы периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 17 апреля 1982 года по 30 октября 1983 года и в этой части вынесено новое решение о включении названного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Также судебная коллегия обязала Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области назначить П.Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 17 августа 2006 года. В остальной части решение оставлено без изменения.

Постановлением президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 года определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года отменено и оставлено в силе решение Устюженского районного суда от 27 марта 2007 года.

В надзорной жалобе П.Н.А. просит отменить постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 года и оставить в силе определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е. от 30 апреля 2008 г. дело было истребовано для проверки в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е. от 20 июня 2008 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиумом Вологодского областного суда при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора, выразившиеся в следующем.

П.Н.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе от 27 октября 2006 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с 17 апреля 1982 по 30 октября 1983 – служба в рядах Советской Армии, с 1 сентября 1986 по 31 августа 1987 – работа в должности организатора внеклассной и внешкольной работы Устюженской средней школы N 2, с 8 января 2003 года по 10 января 2003 года, с 11 октября 2004 года по 16 октября 2004 года, с 6 декабря 2004 года по 10 декабря 2004 года, с 1 марта 2005 года по 2 марта 2005 года, с 27 мая 2005 года по 30 мая 2005 года – периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просил включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения.

Ответчиком добровольно приняты к зачету в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 2003-2004 годах.

Отказывая в удовлетворении требований П.Н.А. в части зачета в специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.

Отменяя решение суда в этой части, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда правомерно указала на то, что на момент осуществления П.Н.А. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Госпрограмма «Доступная среда» продлевается до 2025 г.

Отменяя определение судебной коллегии по гражданским дела Вологодского областного суда и оставляя в силе решение суда первой инстанции, президиум исходил из того, что в момент обращения П.Н.А. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Между тем, с таким выводом суда надзорной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6 , части 4 статьи 15 , части 1 статьи 17 , статей 18 , 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом “г” пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы П.Н.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы П.Н.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, неправомерна ссылка в постановлении президиума на то, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 10 Закона).

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона “О статусе военнослужащих” предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах, постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г. нельзя признать соответствующим закону, оно подлежит отмене, а определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 г. следует оставить в силе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387 , 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление президиума Вологодского областного суда от 26 ноября 2007 г. отменить, определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 16 мая 2007 г. оставить в силе.

Судьям и силовикам пересчитают стаж для начисления пенсий

С 13 сентября 2020 года скорректированы Правила подсчета и подтверждения стажа для назначения страховых пенсий судьям, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов.

Вступило в силу соответствующее постановление правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 года № 1131 «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Так, в страховой стаж включается период исполнения судьей своих полномочий. Срок подтверждается справкой Конституционного или Верховного судов РФ, кассационного или апелляционного судов общей юрисдикции, Верховного суда республики, краевого, областного суда.

Для подтверждения стажа военным и сотрудникам правоохранительных структур, на которых не распространялось обязательное пенсионное страхование и уволенным в запас после 1 января 2002 года, надо представить справку об отсутствии у них права на пенсию за выслугу лет или по инвалидности и о периодах службы.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» – официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты – Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» – это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике “Деловая экспертиза” могут публиковаться материалы на правах рекламы

Подтверждение страхового стажа

На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 49 вопросов по теме Подтверждение страхового стажа. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Подтверждение страхового стажа, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 33 юристов и адвокатов.

Советы юристов:

1. Вопрос связан с подтверждением страхового стажа жителям Республики Крым.

1.1. В чем вопрос? Вы граждане РФ и на вас распространяется законы РФ. Новый закон о пенсионном возрасте вступает в действие с 1.01.2019 г. Подробнее >>>

2.1. Нужно смотреть определение суда об отказе, а так же увидеть как вы составили само исковое заявление. Если не прошло 15 дней на обжалование определения, то его нужно обжаловать. Данные дела являются очень сложными, поэтому не советую идти в суд без юриста, специализирующегося на вопросах пенсионного права[b][/b]

3.1. Светлана, Да УПФР всегда проверяют справки предоставленные гражданами, особенно из других государств. Это их право, если они не получат ответ, они откажут Вам в зачете этого периода или в назначении пенсии с учетом этой справки, тогда Вы можете обратиться в суд и обжаловать их решение. Только практика судов не однозначна. Попробуйте еще Сами обратиться письменно туда, где Вы сами брали эту справку. Может ответ будет направлен в Ваш адрес, тогда Вам и в суде будет легче.

4.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель, вопросы по пенсионному праву, консультируются на платной основе, так как их НУЖНО ГОТОВИТЬ!
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

5.1. необходимо делать запрос в компетентные органы Украины, если ответа не будет стаж придется подтверждать в судебном порядке.

6.1. к сожалению, ПФР достаточно часто отказывает в назначении пенсии по данному основанию. Они требуют архивные справки и уточняющие справки. Я так понимаю, речь идёт о досрочно назначении пенсии? Напишите мне подробнее в личные сообщения.

7.1. Лариса Трифоновна!
Свидетельство о предпринимательской деятельности и является доказательством стажа работы. После прекращения предпринимательской деятельности необходимо получить соответствующий документ о прекращении. Весь период предпринимательской деятельности от начала до прекращения и будет определять продолжительность данного стажа.

8.1. Нет, конечно, это совершенно незаконно, но это старая порочная практика ПФР
Поэтому вам нужно получить письменный отказ и обжаловать его в суде.

8.2. Абсолютно незаконны их действия, обжалуйте в судебном порядке в данном случае
Всего доброго, желаю удачи!

Читайте также:  Алиментщиков-должников будут задерживать и доставлять в Федеральную службу судебных приставов

9.1. Если работнику необходимо доказать, что тот или иной период должен быть включен в стаж для расчета больничного, следует представить работодателю подтверждающие документы. Основным из них является трудовая книжка, а кроме того – трудовой договор, справки от предыдущих работодателей, выписки из приказов, лицевые счета и даже ведомости на выдачу зарплаты – то есть те документы, в которых как-то отражен факт “страховой” деятельности.

9.2. Все записи в трудовой книжке случат подтверждением стажа, поскольку считается что работали официально, а значит платились страховые взносы, но ФСС в любом случае будет проверять оплату взносов в ФСС.

10.1. Справки нужны, если претендуете на льготную пенсию. При обычной пенсии по возрасту справки требуются за период работы до 1 января 2002 года.

11.1. Ирина Юрьевна, более подробнее, напишите пожалуйста свой вопрос, не совсем понятно, о чем идет речь. И тогда, мы обязательно ответим Вам.

12.1. Вам не о чем беспокоиться поскольку Вы со своей стороны предоставили все необходимые документы. Пенсия вам будет предоставлена с момента обращения с заявлением о назначении.

13.1. Обратитесь с заявлением в ГИБДД по месту выдачи водительского удостоверения о предоставлении информации о ранее выданных водительских удостоверениях. Полученный ответ предоставьте в страховую компанию.

14.1. На основании чего, ПФР требует подтверждения страхового стажа в МКС. Работа ПБОЮЛ с физическими лицами. И как доказать? Свидетелей везти в суд? Сколько их надо привезти за 3 года?

В пенсионный везти не кого не надо получите от них отказ и обжалуйте через суд вот туда свидетелей и везите.

15.1. Можно подтвердить данные обстоятельства в судебном порядке, пригласив свидетелей – может у вас также имеются какие-то документы.

16.1. Постановление Конституционного суда нельзя отменить Постановлением правительства РФ. Правительство РФ должно контролировать исполнение Постановление Конституционного Суда. Кстати, на основании данного Постановления Конституционного суда от 10.07.2007 года, за 2007 и 2008 год было пересмотрено каждое второе пенсионное дело Удачи Вам и с Наступающим!

17.1. Являются ли действующими и обязательными к исполнению законы: ФЗ№197 ТК РФ ст.66; Постановление Правительства РФ №1015 п.11; ФЗ№173 п.10; Постановление №555 п.6 о том, что трудовая книжка является основным документом для установления страховых пенсий и подтверждения страхового стажа. И почему приоритетным считается неуплата налогов работодателем. Я ведь не контролируещее лицо и у меня нет полномочий проверок. Являются действующими конечно. Если ПФ отказывает, в суд обратитесь.

18.1. В вашем случае теперь только через суд. Найдите юриста иди адвоката для сопровождения дела. А также двух свидетелей-лиц, с которыми вместе работали на данном предприятии.

18.2. Можно попытаться установить стаж на основании свидетельских показаний (два сотрудника) или в судебном порядке

19.1. К любому адвокату обратитесь.

20.1. Ищите в интернете. Либо платно обращайтесь к юристу.

21.1. Вам необходимо предоставить выписку из ЕГРИП,отчеты в ПФР .

22.1. Да, должен конечно

23.1. Хороший вопрос, обратитесь с письменным запросом в ПФР, Вам обязаны письменно ответить. В большинстве случаев отказы ПФР о включении периодов работы возможно оспорить в суде.

24.1. Николай Петрович))
Можно, в случае обращения в суд с заявлением (жалобой) к ПФР. В суде Вы можете представить на исследование и оценку такие документы, как профсоюзный (комсомольский и др.) билеты, отдельные справки (если конечно же что-либо осталось).
В противном случае шансы минимальны) Остается ехать в Казахстан и искать необходимые данные в архивах.

25.1. Да нужно обращаться в суд на пенсионный фонд

26.1. Нет. Не правомерны. Для расчета берется общий страховой стаж.
ст. 7 ФЗ-255
1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, – 100 процентов среднего заработка;
2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, – 80 процентов среднего заработка;
3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, – 60 процентов среднего заработка.

27.1. Чем мотивирует?

28.1. Это свидетельствует только о наличии у вас стажа.
Северный стаж считается, если вы работаете по трудовому договору.

29.1. Если вы пенсионерка и работаете в РФ,то ежегодный перерасчёт пенсии осуществляется автоматически без вашего участия (естественно,при условии оплаты работодателем страховых взносов в ПФР)

30.1. В период действия трудового договора на основном месте работы трудовая книжка хранится у работодателя. Что она делала в сумке?
Чтобы определить стаж, бухгалтеру следует получить у сотрудника все документы, подтверждающие периоды работы, включаемые в страховой стаж. Основным документом является трудовая книжка. Кроме того, период работы могут подтверждать письменные трудовые договоры, справки организаций-работодателей, выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на выдачу заработной платы.

Решение Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N АКПИ16-642 “Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреж

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 14 сентября 2016 г. N АКПИ16-642

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Р.С. о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации”,

в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (далее – Постановление) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы – в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.

Гражданин Р.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 Постановления в части альтернативного включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов получения либо высшего, либо среднего профессионального образования (в пределах 5 лет).

Как указывает административный истец, с октября 1999 г. по июнь 2003 г. он получал государственную пенсию за выслугу лет в органах налоговой полиции. После упразднения федеральных органов налоговой полиции и передачи функций пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции Главному Управлению МВД России по Новосибирской области ему была прекращена выплата пенсии за выслугу лет. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, пересчитал выслугу лет, применив пункт 2 Постановления, и исключил из нее период его учебы в Томском государственном университете. Судебными решениями установлено, что при включении в выслугу лет в органах налоговой полиции для назначения и выплаты пенсии времени обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях подлежит применению пункт 2 Постановления. Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей”, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 18 данного Закона Правительство Российской Федерации полномочно определять лишь порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов получения либо высшего, либо среднего профессионального образования является дополнительным условием, ограничивающим, по сравнению с законом, право на включение в выслугу лет времени обучения их до поступления на службу и нарушают его права.

Административный истец Р.С. и его представитель адвокат Яцученко Т.В. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 11 июля 2016 г. N РД-П4-4094).

Представители Правительства Российской Федерации М., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей Правительства Российской Федерации М., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, согласно статье 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1), осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Читайте также:  Президент РФ подписал закон об упразднении понятия жилья «эконом-класса»

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет в абзаце четвертом пункта 2 Постановления установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 614.

Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” является наличие соответствующей выслуги на службе в органах внутренних дел. В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, согласно названному Закону может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть 1 статьи 18). Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных со службой в органах внутренних дел, является льготой, которая позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии.

Регулируя отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусматривает включение в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы (пункт 10 части 2 статьи 38).

Таким образом, альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел времени их обучения до поступления на службу установлено Федеральным законом. Положения абзаца четвертого пункта 2 Постановления воспроизводят указанное правило и не являются дополнительным условием, по сравнению с законом.

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют порядок зачета времени обучения для назначения пенсии в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, между тем Р.С. сотрудником органов внутренних дел не являлся.

Согласно части пятой статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления” выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в части 3 статьи 50 определяет, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, в выслугу лет засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Указанная правовая норма предусматривает зачет времени обучения как в высших, так и в средних учебных заведениях.

Доводы административного истца о том, что в результате применения оспариваемых положений нормативного правового акта были нарушены его права на включение в выслугу лет для назначения пенсии, наряду со временем обучения в среднем профессиональном учебном заведении, времени обучения в Томском государственном университете, не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта, поскольку при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта не осуществляется проверка вступивших в законную силу судебных актов.

Положения абзаца четвертого пункта 2 Постановления являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления Р.С. о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Военным пенсионерам: вторая пенсия, необходимый страховой стаж

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

31 октября 2020 16:22

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области напоминает, что военнослужащие и приравненные к ним категории граждан имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 № 4461-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,…», и страховой пенсии по старости.

Пенсионеры силовых ведомств при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», будут иметь право на страховую пенсию по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом. ВАЖНО: военным пенсионерам назначается только страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты).

Основные условия (по 31 декабря 2020 года) – достижение возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и наличие к 2024 году не менее 15 лет страхового стажа и к 2025 году – величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30, определяемых с учетом переходных положений статьи 35 названного Федерального закона. Так, в 2020 году для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), требуемая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК – 13,8.

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяются на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4461-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4461-1.

Для назначения страховой пенсии вышеуказанной категории граждан силовыми ведомствами выдается справка, подтверждающая периоды военной службы (службы), работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет или по инвалидности.

Оцените статью
Добавить комментарий