Россия присоединилась к международной Конвенции о минимальных нормах соцобеспечения – Льготы всем

Содержание

Россия присоединилась к международной Конвенции о минимальных нормах соцобеспечения – Льготы всем

Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения

Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2020 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).

Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.

Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.

Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной области).

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, названный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской Федерации пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов заработной платы.

Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100 процентов заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100 процентов заработка).

Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Читайте также:  Государственная Дума отклонила три варианта проектов индексации пенсий работающим пенсионерам – Льготы всем

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка. Согласно позиции Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).

Таким образом, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

Социальные льготы

Что такое социальные льготы

Социальные льготы — это преимущества, которые предоставляются государством разным категориям граждан РФ .

Государство устанавливает такие меры социальной поддержки как:

  • предоставление дополнительных прав или выплат;
  • полное или частичное освобождение от выполнения различного рода обязательств или осуществления платежей.

Чтобы получить право на льготы необходимо соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Низкий уровень дохода. Сюда попадают пенсионеры, малоимущие, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные и т.д.
  2. Достижение определенного возраста. В основном это относится к пенсионерам по выслуге лет или по возрасту.
  3. Иметь особые заслуги или выдающиеся достижения перед Отечеством. В этом случае льготы предусмотрены Героям СССР , Соцтруда и РФ и др.
  4. Отсутствие одного или обоих родителей.
  5. Нетрудоспособность — временная или постоянная.
  6. Многодетность и другие жизненные обстоятельства.

Обязательное требование для получения социальных льгот — наличие гражданства РФ .

Кому положены льготы

Помощь от государства могут получить следующие лица:

  • Участники ВОВ и других военных действий, а также их семьи;
  • инвалиды и ветераны труда;
  • лица, отмеченные государственными наградами;
  • труженики тыла;
  • доноры;
  • многодетные матери или отцы;
  • малоимущие граждане;
  • государственные служащие;
  • дети, не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры;
  • узники концлагерей;
  • лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС ;
  • политрепрессированные и их родственники;
  • безработные.

В России льготная система основана на уравнительном принципе — в первую очередь государство заботится о наименее защищенных гражданах. Это связано с ограниченностью средств, распределяемых через бюджет.

Виды социальных льгот

В Российской Федерации государственная поддержка основана на категориальности. Социальные преференции делятся по категориям:

  • пенсии;
  • жилищные;
  • медицинские;
  • проездные;
  • прочие виды льгот.

Все социальные преференции имеют заявительный характер, т. е. предоставляются только после написания заявления. Граждане льготных категорий могут выбрать форму получения государственной помощи: денежные выплаты или получение социальных услуг в нематериальном виде. Законом предусмотрена возможность замены натуральных услуг на ЕДВ , которая перечисляется одновременно с пенсионными выплатами.

Пенсионные выплаты

Это ежемесячные социальные перечисления от государства, которые являются основным источником дохода для большинства получателей средств.

Пенсионные выплаты делятся на две составляющие:

  1. Государственные пенсии — право на их получение гарантируется законом. Такую пенсию назначают:
    • при наличии продолжительного рабочего стажа в конкретной отрасли (например, образование или медицина);
    • после наступления установленного законом возраста и невозможностью полноценно трудиться;
    • в результате получения инвалидности — если гражданин потерял возможность трудиться в результате болезни, полученных травм или увечий;
    • социальные пенсии — минимальные выплаты для лиц, у которых не хватает (или нет) стажа (трудового или страхового).
  2. Трудовые пенсии — это компенсация гражданам средств, полученных ранее (своей заработной платы или доходов членов семьи). Они назначаются в следующих случаях:
    • при потере кормильца — на выплаты имеет право лицо, которое не обеспечивало себя самостоятельно и являлось иждивенцем у пропавшего или умершего члена семьи;
    • при получении инвалидности;
    • при достижении нетрудоспособного возраста, определенного законом.

Ряд лиц имеет право выйти на пенсию раньше установленного времени (не дожидаясь наступления пенсионного возраста). Такая привилегия зависит от условий труда, региона проживания, а также половой принадлежности (женщина или мужчина).

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Жилищные льготы

Государство оказывает поддержку в виде предоставления жилья и скидок по оплате ЖКУ . Преференции устанавливаются в виде:

  1. Договора «социального найма» — аренда квартиры у государства по цене ниже рыночной. Для выделения жилья используют резервы государственного и муниципального жилищного фонда. На эти средства могут рассчитывать несовершеннолетние дети-сироты и граждане, оставшиеся без жилья (признано негодным). Кроме того, эти льготники обеспечиваются жильем в первую очередь.
  2. Права на улучшение условий проживания. Эту льготу могут получить граждане в том случае, если размер их жилплощади не соответствует минимально установленным нормам.
  3. Льготы по оплате коммунальных платежей. Если расходы на оплату услуг ЖКХ превышают установленную норму, государство за счет скидок уменьшает размер необходимых платежей. Величина скидок зависит от региона проживания и категории льготы и достигает 25-50% (в некоторых случаях 100% освобождение от оплаты).
  4. Программы ипотечного кредитования реализуются путем выдачи субсидий для погашения ипотечных кредитов.

Проездные льготы

Практически для всех льготных категорий граждан в 2020 году предусмотрены скидки на проезд в общественном городском и пригородном транспорте. Величина скидок меняется в зависимости от категории льготника.

Проездные преференции бывают нескольких видов:

  • скидка на оплату проезда — от 50 до 100%;
  • проездные билеты на городской общественный транспорт, безоплатно или за 50% от стоимости;
  • субсидированные тарифы для отдаленных регионов РФ при покупке билетов к месту отдыха.

Медицинские льготы

Льготы в сфере здравоохранения предоставляются в виде оплаты зубопротезирования и приобретения специальных ортопротезов. Эти расходы оплачивает ФСС .

Гражданам определенных категорий, таким как инвалиды, дети до 3-х лет, положены бесплатные лекарства. Перечень лекарств утверждает Министерство здравоохранения РФ и получить их можно только по рецепту врача.

Налоговые льготы

Преференции в сфере налогообложения предусматривают возможность уплаты сбора в меньшем размере или полное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы предоставляются по следующим видам налогов:

  • подоходному;
  • имущественному;
  • земельному;
  • транспортному.

В России каждый регион вправе установить дополнительные региональные скидки и преференции. Размер дополнительных преимуществ зависит от финансовых возможностей края (области). Виды положенных льгот следует уточнять в местных органах соцзащиты.

Особенности федеральных и региональных льгот

Федеральные льготники отличаются от региональных только источником финансирования социальных привилегий.

Государственная социальная поддержка финансируется за счет федерального бюджета и предоставляется гражданам на всей территории страны. Власти регионов имеют право формировать дополнительные преференции для отдельных слоев населения исходя из своих финансовых возможностей. Поэтому претендовать на региональные льготы могут не все категории граждан.

Читайте также:  Кабинет министров утвердил список необходимых спецпродуктов для детей-инвалидов на будущий год – Льготы всем

Разница между категориями льготников наглядно видна в таблице

Федеральные льготыРегиональные льготы
Все выплаты осуществляются из федерального бюджетаВсе выплаты осуществляются из бюджета края (области)
Выплаты из федерального бюджета не дублируются региональными льготамиПолучать аналогичную доплату на федеральном и региональном уровнях невозможно
Все привилегии предоставляются согласно законам РФДля утверждения местных преференций не требуется одобрения Правительства РФ

Кто является федеральным льготником

Право получать преференции и скидки за счет федерального бюджета имеют:

В 2020 году в отдельных областях (крае) на дополнительную помощь вправе рассчитывать лица следующих категорий:

  • ветераны труда и вооруженных конфликтов, а также члены семей погибших участников войны;
  • труженики тыла;
  • доноры (кроме лиц, отмеченных знаком «Почетный донор СССР » или «Почетный донор России»);
  • пенсионеры старше 80-ти лет;
  • отдельные категории детей, не достигших совершеннолетия (сироты, многодетные, инвалиды и др.);
  • малоимущие или многодетные семьи и другие категории граждан.

Региональные органы управления не имеют полномочий отменять выплаты, предусмотренные федеральным бюджетом.

Куда обращаться для оформления преференций

Оформлением права на получение социальной поддержки занимаются как государственные федеральные, так и региональные органы.

Чтобы заявить о своем праве на получение федеральных социальных выплат заявителям стоит обратиться в органы Пенсионного фонда РФ . Для уточнения прав на региональные выплаты и компенсации необходимо подойти в местные органы социальной защиты населения.

Чтобы оформить налоговые вычеты, заявитель должен подать в налоговые органы по месту проживания документы для подтверждения статуса льготника.

Перечень документов

В России практически каждый гражданин может претендовать на преференции от государства. Для подтверждения своих прав, необходимо подать в соответствующие органы определенные документы:

Изменения в 2020 году

В 2020 году законодательством предусмотрено увеличение размеров ЕДВ для некоторых льготных категорий населения.

На федеральном уровне повышение размеров выплат запланировано с 1 февраля для:

Для пенсионеров, достигших возраста 70-80 лет и старше, в 2020 предусмотрено право оформления льгот на оплату взносов по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Условие получение льготы:

  • отсутствие дополнительного источника дохода, кроме пенсии;
  • пенсионер должен проживать в квартире один, без родственников.

По государственной программе «Дальневосточный гектар» Правительство рассматривает возможность льготного кредитования участников на потребительские нужды.

Госдума одобрила во втором чтении ратификацию конвенции МОТ о минимальных нормах соцобеспечения

Предполагается, что она вступит в силу с 1 января 2020 года, одновременно с законом о пенсионной реформе, проект которого Госдума также рассматривает сегодня во втором чтении.

Конвенция охватывает основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание (раздел II), обеспечение по болезни (раздел III), обеспечение по безработице (раздел IV), обеспечение по старости (раздел V), обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием (раздел VI), семейное обеспечение (раздел VII), обеспечение по материнству (раздел VIII), обеспечение по инвалидности (раздел IX), обеспечение по случаю потери кормильца (раздел X).

По каждому из этих разделов конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.

Правительство РФ предлагает принять обязательства от имени РФ в отношении не всех разделов конвенции, а лишь разделов II, III, V, VI и VIII-X. Такой подход, объяснил ранее замминистра труда Андрей Пудов, связан с тем, что в РФ обязательства по тем разделам конвенции, которые не предлагаются к ратификации правительством, реализуются в других формах. “У нас уже ситуация лучше, чем та, которую предлагает конвенция”, – заявил замминистра.

Конвенция фиксирует главные принципы организации и управления социальным обеспечением в условиях рыночной экономики, говорится в пояснительной записке.

Ратификация Конвенции позволит закрепить эти принципы в правовой базе социального обеспечения России и содействовать его развитию по пути наиболее эффективного сочетания социальных и рыночных механизмов, выработанного международным опытом, отмечают разработчики.

Документ предусматривает, что средняя страховая пенсия должна быть в размере 40% от среднего заработка. А.Пудов утверждает, что обеспечить такую пенсию станет возможным после повышения пенсионного возраста в России.

“Мы такие расчеты сделали, более того, мы их согласовывали и с МОТ, они нам позволяют сделать вывод о том, что с учетом тех изменений, которые предлагаются к рассмотрению в ближайшее время в части изменения параметров пенсионной системы, мы будем минимальный социальный стандарт про 40% коэффициента замещения индивидуального заработка к индивидуальной пенсии выполнять. И даже для высокодоходных групп”, – сказал А.Пудов на заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

По его словам, “потолком” для расчета пенсий будет предельная величина базы для начисления страховых взносов – 1,021 млн рублей в год, что соответствует ежемесячной зарплате работника около 85 тыс. рублей. В таком случае максимально возможная страховая пенсия по старости – 40% от заработка – должна составить около 34 тыс. рублей.

Конвенция была принята 35-й сессией Генеральной конференции МОТ в Женеве 28 июня 1952 года и вступила в силу 27 апреля 1955 года. В настоящее время ее ратифицировали 55 государств.

Госдума поддержала законопроект о ратификации 102 Конвенции о минимальных нормах соцобеспечения

Государственная Дума на заседании приняла в первом чтении законопроект о ратификации 102 Конвенции Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения. Проект закона был внесен на рассмотрение Госдумы правительством 16 июня наряду с законопроектом об изменении пенсионной системы.

Ранее принять проект в первом чтении палате рекомендовал профильный комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

«Конвенция устанавливает четкое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком. Предусмотрено, что коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%», – указывается в материалах.

Соотношение пенсии к уровню зарплаты на отметке 40% в долгосрочной перспективе будет обеспечено в соответствии с требованиями конвенции заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов, выступая в Госдуме. «Согласно Конвенции, обеспечение по старости в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка, должно гарантироваться лицам, которые имеют соответствующих стаж. Российская Федерация сможет в долгосрочной перспективе обеспечить выплату пенсий и других периодических выплат на требуемом конвенцией уровне», – сказал Пудов.

Замминистра пояснил, что 102-я Конвенция устанавливает минимальные нормы для всех разделов социального обеспечения, каждому из них дается определение покрываемых рисков и фиксируются минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг.

Законопроектом об изменениях в пенсионной системе предусматривается постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и до 63 лет для женщин (к 2034 году). В настоящее время пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно.

Накануне в нижней палате парламента было принято решение о продлении срока обсуждения поправок ко второму чтению до 24 сентября. Кроме того, сегодня Госдума ратифицировала 102 Конвенцию Международной организации труда. Согласно конвенции, пенсия не может составлять ниже 40% от утраченного заработка и ограничивает верхний предел возраста выхода на пенсию 65 годами.

Минимальные нормы социального обеспечения с 2020 года по международным стандартам

3 октября 2020 года Президент России В. Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ, который с 1 января 2020 года вводит в действие ратифицированную Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Пытаемся понять, как это скажется на обычных людях.

Читайте также:  Между регионами распределены 20 млрд р. субсидиарной помощи на развитие жилищного строительства

Что именно ратифицировано

Рассматриваемая Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения была принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) ещё 28 июня 1952 (!) года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. На 2020 год этот международный документ ратифицировали 55 государств.

Сразу скажем, что ст. 2 Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения позволяет государствам самим определить её разделы, в отношении которых будут приняты международные обязательства.

В итоге, Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения ратифицирована Россией в отношении следующих семи разделов:

  • II «Медицинское обслуживание»;
  • III «Обеспечение по болезни»;
  • V «Обеспечение по старости»;
  • VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»;
  • VIII «Обеспечение по материнству»;
  • IX «Обеспечение по инвалидности»;
  • X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Сравнение Конвенции и российского законодательства

Анализ законодательства по охране здоровья (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медстраховании в РФ» и др.) показывает, что правовое регулирование в этой сфере соответствуют положениям Раздела II «Медицинское обслуживание» Конвенции № 102. А именно:

  • охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды);
  • круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам);
  • виды медицинской помощи;
  • продолжительность ее оказания;
  • отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медпомощи;
  • предоставление основных лекарств по предписанию врача или другого медработника.

В отношении Раздела III «Обеспечение по болезни» российское законодательство полностью соответствует ее положениям, а некоторые нормы даже устанавливают более высокие стандарты обеспечения.

  • всем работающим гражданам (кроме по договорам ГПХ);
  • гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному соцстрахованию (при условии уплаты страховых взносов).

Важно, что в отличие от Конвенции № 102 российское законодательство не связывает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в т. ч. для предотвращения злоупотреблений – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Кроме того, пособия предоставляют более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией № 102.

  • с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО);
  • карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным;
  • протезированием по медпоказаниям в стационаре;
  • долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Вдобавок, Конвенцией № 102 не предусмотрена выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в России такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивают, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности. В то же время, по Конвенции № 102 период его выплаты может быть ограничен.

Что касается Раздела VI Конвенции № 102 «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», то российское законодательство, в т. ч. ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) предоставляет более высокий уровень защиты работников.

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией № 102.

Кроме того, Закон № 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам российского гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим законом: причинитель вреда дополнительно – сверх выплат за счет средств обязательного соцстраха – возмещает моральный вред.

Круг членов семьи, которым предоставляют обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией № 102: в него включены все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы российского законодательства – в частности ФЗ , «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует минимальным стандартам, установленным Разделом VIII «Обеспечение по материнству» Конвенции № 102:

  • по охватываемым случаям;
  • видам пособий (в т. ч. в виде медпомощи);
  • кругу лиц;
  • периодам;
  • условиям выплаты пособий;
  • общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев российским законодательством установлены даже более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу. Так, в России пособия по беременности и родам предоставляют:

  • всем работающим женщинам без каких-либо исключений;
  • женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях.

По Конвенции № 102 продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями.

Предоставляют также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до 3-х месяцев.

Согласно Конвенции № 102 (Приложение к Разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% зарплаты.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в России (Раздел IX «Обеспечение по инвалидности») более льготные по сравнению с нормами Конвенции № 102.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции № 102 реализуются в России в соответствующих положениях ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях».

Исходя из ст. 29 и Приложения к Разделу XI Конвенции № 102, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно быть гарантировано в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка.

Согласно позиции Правительства России, в целом параметры нашей пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции № 102, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции № 102 также показывает, что параметры системы соцобеспечения в России отвечают положениям Конвенции.

В частности, Конвенция устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком: коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в России разработана методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Она соответствует обязательствам, которые планирует взять на себя Россия в связи с участием в Конвенции № 102 (для соотнесения с минимальными нормами МОТ).

Вывод

Как видно, положение дел в нашей стране с пенсиями, пособиями и условиями их предоставления вполне укладывается в международный тренд и соответствует общим подходам к этим вопросам.

Напоследок отметим, что Конвенция о минимальных нормах соцобеспечения обладает собственным контрольным механизмом. Он предполагает регулярное (один раз в 5 лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых Россией при её ратификации. Выполнение этих обязательств тоже оценивают по методике самой Конвенции № 102.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Добавить комментарий