Ростов — «говорящий город» для слабовидящих – Льготы всем

Ростов — «говорящий город» для слабовидящих – Льготы всем

В Ростове запущена система «Говорящий город»

1 февраля в Ростове-на-Дону начала функционировать акустическая система информирования и ориентирования незрячих и слабовидящих людей «Говорящий город», сообщает официальный сайт Минтруда Ростовской области. Этот проект реализован в рамках государственной программы «Доступная среда».

«Говорящий город» – акустическая система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных категорий населения, которая помогает им ориентироваться в городской среде. Главными компонентами этой системы являются мобильное устройство «Ориентир», а также оборудование, которое устанавливается на объектах городской инфраструктуры и на транспортных средствах – автобусах, трамваях, троллейбусах и т.п.

«Ориентир» поможет людям с инвалидностью найти остановки общественного транспорта, определить номер и направление движения автобуса, найти вход в него, предупредить водителя, что в его транспортное средство совершает посадку особый пассажир. Абонентское устройство «видит» остановку на расстоянии 15 метров. С его помощью пользователь также может получить информацию о том, какой автобус подъезжает к остановке, является ли он низкопольным, оборудован ли он подъемником, как расположены двери, открыты ли они, разрешена ли посадка и т.п.

Сейчас система «Говорящий город» работает в Ростове на маршруте № 16 «Центральный рынок – УПП Всероссийское общество слепых». Выбор этого маршрута не случаен, т.к. УПП ВОС является специализированным предприятием, на котором работают инвалиды по зрению. Именно они и выбрали первый маршрут для внедрения этой системы в Ростове.

На данный момент закуплено 100 абонентских устройств «Ориентир», которые выданы людям с инвалидностью, проживающим в Советском и Железнодорожном районах Ростова. На втором этапе планируется закупить и выдать еще 100 таких устройств.

Оборудование, входящее в состав системы «Говорящий город» в настоящее время установлено на 16 автобусах и 34 остановках общественного транспорта, а также в 6 входах в подземный переход «Буденовский – Станиславского – Московская». В ближайшем будущем планируется установить такое оборудование еще на 29 остановках общественного транспорта по маршруту «Железнодорожный вокзал – площадь Карла Маркса» и 62 транспортных средствах.

В Ростове запустят систему «Говорящий город»

В Ростове начинает работу система «Говорящий город». Как сообщила министр труда и соцразвития Ростовской области Елена Елисеева, она позволит инвалидам по зрению пользоваться общественным транспортом.

Система «Говорящий город» предназначена для ориентирования инвалидов по зрению в городских условиях. В неё включены мобильное устройство «Ориентир», находящееся у пользователя, и оборудование, которое устанавливается на транспорте или объектах городской инфраструктуры. В Ростове система установлена на маршруте следования автобуса № 16 «Центральный рынок — УПП ВОС». УПП ВОС — это специализированное предприятие, на котором трудятся жители города — инвалиды по зрению.

Как уточнила Елена Елисеева, первый маршрут для внедрения системы выбрали сами слабовидящие горожане.

— На первом этапе будет выдано сто абонентских устройств для сотни инвалидов по зрению в городе Ростове. Оборудование будет установлено на 16 автобусах, 34 остановках общественного транспорта и шести входах в подземный переход Будённовский — Станиславского — Московская.

На втором этапе планируется выдать ещё 100 абонентских устройств и установить оборудование на 29 остановках по маршруту Железнодорожный вокзал — площадь Карла Маркса, а также на 62 транспортных средствах.

— Мы будем смотреть, насколько инвалидам будет удобно пользоваться этой системой, и я думаю, что в дальнейшем, если всё пойдёт гладко, мы будем работать над распространением этой системы на других маршрутах. Но подчеркну, первые маршруты выбрали сами инвалиды, — сообщила Елена Елисеева.

Напомним, в ноябре прошлого года департамент транспорта Ростова объявил конкурс на внедрение системы информирования и ориентирования для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах городского пассажирского транспорта. Была заявлена сумма контракта — 4,6 млн рублей.

Согласно документам закупки, система должна представлять собой совокупность нескольких элементов — абонентского устройства и нескольких передатчиков, установленных в автобусе. С помощью системы на устройство абонента будет передаваться сигнал о приближении транспортного средства с расстояния не менее чем 15 метров для остановки. Человек с ограниченными возможностями сможет получать данные о том, какой автобус подъезжает, является ли он низкопольным, оборудован ли подъёмником, как расположены двери. Также на абонентское устройство будет передаваться сигнал о состоянии дверей — открыты ли они, разрешена ли посадка.
Соотвествующие световой и звуковой сигналы оповестят и водителя автобуса — его уведомят, что на остановке ожидает транспорта человек с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Произошло уточнение требований к подтверждению страхового стажа судей, военнослужащих и силовиков – Льготы всем

Незрячие

Одно из основных направлений адаптации незрячих людей — это формирование необходимой инфраструктуры, а также профессиональная адаптация.

«На сегодняшний день в Петербурге проживают около 10 тыс. инвалидов по зрению (в России — более 200 тыс.— Ред. )»,— отмечает Павел Баканов, специалист проекта «Говорящий город» — системы радиоинформирования и звукового ориентирования, которая адаптирует городскую и транспортную инфраструктуру под нужды инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения (МГН). Проект разрабатывался в России в 2009–2013 годах при активной поддержке Всероссийского общества слепых и при непосредственном участии будущих пользователей — инвалидов по зрению. Технически система состоит из радиотрансиверов и звуковых маяков, которые могут устанавливаться на объектах городской и транспортной инфраструктуры: на общественном транспорте и остановках общественного транспорта, над входными дверьми и внутри зданий и сооружений. Люди могут пользоваться «Говорящим городом» при помощи специализированных абонентских устройств, воспроизводящих сообщения через динамик или наушники. Функционал системы доступен также на смартфонах с операционной системой Android через бесплатное приложение «Говорящий город». С помощью этих гаджетов пользователь получает информацию об объектах, на которых установлено оборудование, а также может вызывать звуковой сигнал, позволяющий точно определить местоположение интересующего объекта. «На данный момент система работает в 18 регионах России»,— поясняет Павел Баканов.

«Что касается вообще создания полностью доступной среды для незрячих, то этот процесс находится в самом начале развития, особенно в части информирования и ориентирования на общественном транспорте и объектах городской и транспортной инфраструктуры. Прогресс, конечно же, есть, но недостаточный. Взять общественный транспорт: системой радиоинформирования и звукового ориентирования “Говорящий город” подвижной состав “Горэлектротранса” оснащен на 95%, а вот автобусные маршруты — примерно на 35%. В следующем году планируется реформа общественного транспорта: запустят 94 новых автобусных маршрута. Закупят более 2 тыс. автобусов. Есть вероятность, что в процентном соотношении количество оборудованных автобусов даже уменьшится. А ведь автобусы — это основной вид наземного транспорта в городе. В СМИ пишут, что все новые автобусы будут удобны для МГН, только никто не уточняет, для кого именно. Слепых и слабовидящих почему-то часто обходят стороной»,— добавляет эксперт.

«Что касается городской инфраструктуры, в Петербурге более 4 тыс. “говорящих” светофоров. Почти все музеи адаптированы для самостоятельного посещения инвалидами-колясочниками: есть пандусы и кнопки вызова персонала. А вот слепые могут самостоятельно посетить Дворец культуры имени Горького, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича, Театр музыкальной комедии, Исаакиевский собор и Спас-на-крови. В других известных учреждениях культуры пока что, увы, не создана безбарьерная среда для слепых и слабовидящих. К тому же не всем людям с проблемами опорно-двигательного аппарата удобно пользоваться кнопкой вызова персонала. Кому-то тяжело дойти до нее, кому-то — нажать. В этом деле их спасает система радиоинформирования и звукового ориентирования, с помощью которой удаленно можно вызвать на помощь ответственного сотрудника. Если говорить о банковских услугах, то в городе оборудованы 18 отделений одного банка и еще по одному отделению у двух банков. На этом все. Или взять госуслуги: в Петербурге пока что ни один МФЦ “Мои документы” не оснащен системами радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других МГН. Зато в Ленобласти за 2020 год уже оборудованы четыре центра»,— рассуждает Павел Баканов.

На основе этого эксперт отмечает основные проблемы доступности городской среды для инвалидов и перспективы ее дальнейшего развитии. По его мнению, в России, по сравнению с развитыми странами, не все компании осознают важность создания доступной среды для инвалидов. «Отсутствие поддержки в крупных региональных и федеральных СМИ — крупные СМИ не публикуют информацию о существовании и расширении системы. Не все инвалиды по зрению — активные интернет-юзеры. Среди них много пожилых людей, которые новости узнают по старинке. И многие из них просто-напросто не догадываются о существовании подобной системы. Отсутствие нормативно-правовых актов по обязательной установке систем информирования и ориентирования инвалидов по зрению — не все социально-значимые объекты адаптированы к самостоятельному посещению и получению услуг инвалидами по зрению. Ведь у людей всегда должен быть выбор: сделать все самому или просить помощи. А сейчас мы людям не даем такого выбора. Наконец, неготовность общества к адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями. Из-за низкой информированности населения о жизни инвалидов общество не может адекватно оценить их потенциал. Поэтому многие не задумываются, для чего вообще тратить усилия и средства для создания безбарьерной среды. Но стоить помнить: все, что удобно инвалиду, будет точно удобно “обычному” человеку. Что касается перспектив, то в деле создания безбарьерной среды для инвалидов по зрению в России накопился достаточный опыт, чтобы начать внедрение таких проектов по всей стране. Более того, на данный момент Петербург является одним из мировых лидеров в плане обеспечения доступной среды для слепых и слабовидящих»,— заключает Павел Баканов.

Читайте также:  В Минтруде заявили о продлении и модернизации программы «Доступная среда» – Льготы всем

Что касается профессиональной адаптации инвалидов по зрению (в данном случае речь идет, прежде всего, о тотально незрячих людях), то в СССР существовали предприятия, на которых незрячие работники производили ручную сборку продукции, например светильников, отмечает Алексей Колосов, председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (ВОС). «Сегодня тоже есть городские программы создания и модернизации рабочих мест для инвалидов. Но, кроме предприятий ВОС, системно трудоустройством инвалидов по зрению никто не занимается. При этом нужно учесть, что сегодня прогресс шагнул далеко вперед и ручная сборка практически нигде не применяется. Соответственно, ушла базовая площадка для труда незрячих»,— отмечает эксперт.

«Предприятия, использующие ручную сборку, неконкурентоспособны. Несовершенство законодательной базы не позволяет им выживать, поскольку несмотря на то, что государство пытается компенсировать расходы на организацию рабочих мест, разница в производительности механизированного и ручного труда никак не компенсируется, что приводит к убыточности предприятий.

Второй нюанс: персонал предприятий Всероссийского общества слепых, например, должны более чем на 50% составлять инвалиды, в связи с этим требуется дополнительная транспортная логистика, обеспечение ориентации на предприятии, дополнительное медобслуживание. Выдержать конкуренцию с другими предприятиями нам нереально без дополнительной государственной поддержки. Поэтому можно сказать, что предприятия Всероссийского общества слепых работают не благодаря, а вопреки.

В целом же круг специальностей и профессий, по которым могут работать незрячие, сегодня также чрезмерно сузился. В первую очередь остались творческие профессии (но к ним надо иметь способности), направления массажа и преподавания — в частности, в реабилитационных центрах для инвалидов по зрению»,— заключает Алексей Колосов.

Абонентское устройство ОРИЕНТИР Системы информирования и ориентирования Говорящий город

Характеристики

Описание

Абонентское устройство “ОРИЕНТИР” для слабовидящих и инвалидов по зрению является частью системы информирования и ориентирования “Говорящий город”. Извещатель “Ориентир” предназначен для использования мало-мобильными группами населения – слабовидящими и инвалидами по зрению. Устройство, находясь у абонента, взаимодействуя с другими элементами системы, оповещает о различных объектах, на которых установлены информаторы, а также позволяет сориентироваться в помещениях и общественных местах оборудованных системой “Говорящий город”. В настоящее время система “Говорящий город” активно развивается в Санкт-Петербурге, Ростове на Дону, Сочи, Краснодаре, Москве, Волгограде, Ярославле, Улан-Удэ, Геленджике, Омске, Армавире, Симферополе, Тюмени и других городах. В многих крупных городах начата опытная эксплуатация.

В составе комплекта Абонентское устройство “ОРИЕНТИР” Системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других мало мобильных групп населения “Говорящий город” входит:

Абонентское устройство “ОРИЕНТИР”
Сетевое зарядное устройство
Наушники
Инструкция

Система информирования слабовидящих групп населения “Говорящий город” состоит из двух основных компонентов оборудования:

• Индивидуальные переносные устройства для слабовидящих и инвалидов по зрению “Ориентир”.

1. Радио информаторы, устанавливаемые на городских объектах:

• На остановках городского транспорта.
• В подземных и надземных пешеходных переходах.
• Непосредственно в автобусах, троллейбусах, трамваях, поездах метро, пассажирских поездах и т.п.
• На входах в общественные здания, станции метро, вестибюли, переходы, вокзалы, аэропорты.
• В помещениях зданий – в холлах, возле лифтов, входов и выходов
• На фасадах зданий, любых препятствиях по маршруту следования граждан, которые могут помешать движению, в том числе временные

2. Устройства звукового воспроизведения сигналов пешеходного светофора, которые озвучивают голосом время, оставшееся до конца перехода. Их установка обусловлена именно потребностями лиц с ограниченными возможностями по зрению.

При помощи собственного динамика переносное устройство Ориентир озвучивает слабовидящему или инвалиду по зрению сообщение об объекте, на котором установлено Оборудование, как только пользователь оказывается в зоне его действия.

Читайте также:  С 1.02.2018 г. у россиян есть возможность оформить биометрический загранпаспорт через МФЦ – Льготы всем

“Трамвайная остановка маршрутов 5 и 16”
“Городская поликлиника №100”
“Станция Маяковская”
“Выход на ул. Боткинская”

При использовании наушника или гарнитуры передача сообщения осуществляется беззвучно для окружающих. Кроме того, есть возможность воспроизведения на русском или английском языке. Количество поддерживаемых языков оповещения может быть увеличено по запросу заказчика системы.
Зона действия оборудования на передачу сигнала начинается с дистанции 15 метров и менее. Кроме того, с абонентского устройства доступен вызов специального звукового сигнала с передатчика на оборудовании для помощи в ориентации и определения направления для слабовидящего или инвалида по зрению.

Говорящий город

«Говорящий город» — это акустическая система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения в городской среде. С ее помощью люди с ограниченными возможностями могут:

  • Узнать тип, номер и направление движения подошедшего на остановку транспортного средства.
  • Определить местоположение двери нужного транспортного средства и предупредить водителя о своем намерении совершить посадку.
  • Найти остановки общественного транспорта, входы в метро, вокзалы, аэропорты и другие стационарные объекты.
  • Распознать точное местонахождение входа в нужное социальное учреждение — поликлинику, больницу, аптеку, магазин, школу и другие.
  • Ориентироваться внутри зданий (найти нужные кабинеты, лифты, лестницы, информационные пункты, места общего пользования и др.)
  • Найти регулируемые пешеходные переходы, могут включить звуковое и речевое дублирование во внеурочное время.
  • Получить информацию о наличии вблизи неисправного светофора.

Технологии ориентирования звуком уже успешно внедрены в инфраструктуру таких городов России, как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Омск и Волгоград. Система «Говорящий город» способствует реализации государственной программы «Доступная среда» и создана для помощи инвалидам – колясочникам, слабовидящим и инвалида по зрению, пожилым людям, детям-инвалидам и другим маломобильным группам , в том числе для гостей города и туристов с ограниченными возможностями.

Состав системы «Говорящий город»

Места установки приборов системы «Говорящий город»
Регулируемые пешеходные переходы, метрополитен, подземные и наземные переходы, здания и сооружения, внутренние помещения зданий, социально-значимые объекты, наземный транспорт общего пользования, остановки общественного транспорта, учреждения здравоохранения, временные препятствия, вокзалы и аэропорты, учреждения культуры, спортивные объекты.

Принцип работы системы «Говорящий город» на транспорте

Незрячий человек слышит подъезжающий автобус. У него в руках небольшое устройство, напоминающее телефон. Пользователь нажимает на кнопку, сигнал с пульта получает спутник. Он определяет ближайший к человеку автобус, оснащенный радиотрансивером. Устройство пользователя извещает человека об остановке и о маршруте подъезжающего автобуса. Также трансивер средства передвижения подает звуковой сигнал для определения входа в автобус. Водитель транспортного средства, в кабине которого также установлен пульт, уже знает о том, что в транспорт входит незрячий. При необходимости, он будет готов помочь такому пассажиру. Оборудование может обеспечить воспроизведение сообщений на различных языках.

Принцип работы системы «Говорящий город» на стационарных объектах

Кроме автобусных остановок, трансиверами будут оснащены аптеки, государственные учреждения, кинотеатры, банки и т. д. Принцип работы такой же. Незрячий нажимает кнопку и слышит название учреждения, трансивер в свою очередь подает звуковой сигнал для ориентирования.
Устройства, устанавливаемые на пешеходных светофорах, воспроизводят для всех окружающих речевые сообщения, а также дублируют звуковыми сигналами соответствующий сигнал светофора. Громкость речевых сообщений и звуковых сигналов изменяются в зависимости от времени суток, возможно снижение звука или его отключение. При отключенных сигналах светофора, ориентир получает сообщение от устройства по радиоканалу о временном отключении сигналов и может включить речевое и звуковое дублирование сигналов пешеходного светофора. В случае, когда светофор неисправен, ориентир также сообщит об этом.

Абонентское устройство «Ориентир»

Абонентское устройство «Ориентир-1» позволяет прослушивать сообщения от радиоинформаторов, выдавать запрос на излучение им звуковых сигналов ориентирования.

Радиоинформатор передает по радиоканалу речевые сообщения с информацией об объекте, на котором установлен, например — «Аптека», метро «Парк Победы», «Остановка», «Ремонтные работы через 10-15 метров, обход вдоль здания».

При вхождении абонента в зону действия радиоинформатора (3-15 м), «Ориентир-1» издает сигнал вибрации и воспроизводит (по встроенному динамику или через наушники) сведения, сообщаемые радиоинформатором.

Абонент, нажав кнопку «Вызов», переводит радиоинформатор в режим подачи звукового сигнала и, ориентируясь на звук, определяет направление своего движения.

-Абонентское устройство «ОРИЕНТИР».
-Сетевое зарядное устройство.
-Наушники.
-Инструкция.

Габариты, мм: 100х65х22
Вес, кг: 0,2

Цена: 11 300 руб. 8 000 руб.

Оцените статью
Добавить комментарий