В РФ собираются внедрять систему ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям – Льготы всем

Содержание

В РФ собираются внедрять систему ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям – Льготы всем

“Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении”
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Содержание материала даёт ответы на актуальные вопросы В каких организациях, учреждениях реализуется служба ранней помощи? Кому нужна эта помощь? Каковы цели и задачи службы ранней помощи?

Скачать:

ВложениеРазмер
mezh_2.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи детям с ОВЗ в детском учреждении

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
  • с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
  • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
  • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
  • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Кому нужна ранняя помощь?

• Во-первых, это дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и их семьи.

• Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

• В раннем возрасте в первую очередь речь будет идти о тех детях, у кого наблюдается отставание в развитии (например, задержка психомотрного развития, задержка речевого развития), либо выявлены нарушения, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Контингент таких детей может быть достаточно обширен, а имеющиеся у них проблемы крайне вариативны: снижение слуха 2-4 степени, слепота, церебральный и спинальный параличи любой этиологии, генетические синдромы и хромосомные абберации и др. Здесь речь идет о необходимости специальной, в том числе и психолого-педагогической помощи, начиная с самого рождения.

• Во-вторых, группы ранней помощи могут создаваться для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию с целью поддержки семьи, не обладающей достаточным воспитательным потенциалом и нуждающейся в сопровождении специалистов. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Цель службы ранней помощи оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, оказание помощи их семьям, в первую очередь посредством развитой консультативной деятельности, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

• выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушений развития);

• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

В каких типах организаций/учреждений реализуется ранняя помощь?

Ранняя помощь детям с ОВЗ оказывается:

  • в дошкольных образовательных организациях,
  • в учреждениях здравоохранения,
  • в учреждениях социальной защиты,

в центрах психолого-педагогической и социальной помощи

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи

1. Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .

2. Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

3. Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом – принципом партнерства.

4. Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.

5. Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

В оказания ранней помощи детям с ОВЗ в нашем детском учреждении составляется календарный план по реализации работы, который включает в себя несколько этапов. И первый этап – диагностический : изучение и анализ современных научно-методических разработок в области психолого- педагогического сопровождения, методических рекомендаций по организации игровых занятий с использованием специального оборудования. Сюда же входит и работа по установлению контакта с семьями воспитанников с ОВЗ , нуждающихся в данной услуге. .

Организационный этап – разработка дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ и обсуждение направлений деятельности.

Практический этап. Сюда входит организация пилотной площадки: приобретение и размещение специального оборудования, перераспределение игровых зон, перестановка мебели, в соответствии с контингентом воспитанников, формирование реестра, разработка программ, обеспечение кадрового состава группы, зачисление воспитанников, заключение договоров с родителями, (законными представителями) об образовании образовательных услуг, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации, оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте детского учреждения.

Четвертый этап инновационного проекта – заключительный перевод инновационных механизмов в режим функционирования, анализ проведенной работы, выводы, диссеминация опыта работы.

Таким образом , раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы и вариативные формы дошкольного образования организованные с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.

Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ.

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи.

методическая разработка для логопедов.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентр.

Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ.

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки.

Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только. Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью. На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно. При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности. Нюансы темы раскроем далее.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»

Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.

Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно.

И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации.

Законы РФ о статусе детей с ОВЗ

Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:

– права на соцзащиту;

– свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;

– привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;

– госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;

– преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.

С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:

– медицинское обслуживание (бесплатно);

– образование (от ДОУ до проф. уровня);

– соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.

Виды ОВЗ у детей

Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма. При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:

1 — продолжительные нарушения до 30%;

2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%

3 — стойкие нарушения до 80%

4 — значительные отклонения от нормы до 100%.

Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:

– психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;

– сенсорные — сохранность зрения, слуха;

– вербальные — способность к речевому выражению;

– нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.

Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.

В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:

– адекватному восприятию мира.

Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»

Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную). Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.

В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд. Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ. Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.

МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.

В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.

По итогу путём голосования принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов. Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.

Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.

Льготы и привилегии для детей с ОВЗ

Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:

– гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;

– за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;

– на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;

– выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;

– благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;

– открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;

– создаются возможности для получения надомного или специального образования;

– внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;

– предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.

Социальная поддержка детей с ОВЗ

Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений. Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только. Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения. Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности. Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.

Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.

Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.

Проблемы адаптации детей с ОВЗ

Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.

То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто. По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами. Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.

В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение. Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.

В РФ собираются внедрять систему ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям – Льготы всем

Итоговые предложения по развитию системы ранней помощи

Тезисы к заседанию Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ
Клочко Елена Юрьевна

специальный представитель в Москве и Московской области Межрегиональной общественной

организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями

в психическом и физическом развитии»
Москва, 28.02.2014

Основания для разработки системы ранней помощи

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2020 годы»

«создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе»

Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Поручение Президента РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года

е) представить в установленном порядке предложения: «…о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам…»

Система организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям, этапы

I этап: выявление детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг развития):

– выявление проблем,
– направление в службу ранней помощи

II этап: создание и реализация программ ранней помощи:

– точная междисциплинарная оценка развития
– определение причин проблем,
– работа с ребенком по индивидуальным программам,
– работа с семьей
– обеспечение перехода ребенка из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений.

III Этап перехода ребенка в другие программы (в дошкольных и других учреждениях):

– организация необходимого сопровождения ребенка при переходе в дошкольное учреждение

Система может быть организована только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это необходимо для своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, организации непрерывного междисциплинарное сопровождения ребенка и семьи, обеспечения возможности для интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.

Основы межведомственного взаимодействия

здравоохранение

Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в здравоохранении должна быть создана единая, доступная и обязательная система скрининга физического и психического здоровья, уровня развития детей младенческого и раннего возраста, критерии и порядок направления ребенка и семьи в службы ранней помощи.

Здравоохранение – единственная система «в поле зрения» которой попадает каждый новорожденный ребенок.

– необходимо разработать и утвердить единую процедуру скрининга, включая пренатальный, ранний в роддомах, детских поликлиниках и пр.
– разработать и внедрить эффективные протоколы для выявления, мониторинга, оценки нарушений развития
– создать нормативную базу на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, организовать обучение специалистов, для проведения скрининга развития, разработать порядок и процедуру направления ребенка в службу ранней помощи
– обеспечить статистику и учет детей группы риска для целей дальнейшего мониторинга

Основы межведомственного взаимодействия

социальное обслуживание

В сфере социального обслуживания:

– необходимо, чтобы услуга по оказанию ранней помощи была закреплена нормативным актом, в частности планируемым постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, а также нашла отражение на региональном уровне при утверждении новых региональных стандартов и порядков оказания новых видов услуг;
– необходимо внесение изменений в структуры государственных и муниципальных учреждений;
– необходимо изменение штатных расписаний и должностных обязанности специалистов, работающих в новых службах или оказывающих социальные услуги на основе технологии раннего вмешательства.

Основы межведомственного взаимодействия

образование

– интеграция создающейся системы ранней помощи в имеющуюся систему регионального и муниципального образования
– привлечение к работе служб ранней помощи ППМС-центров, создание лекотек, групп кратковременного пребывания, деятельное участие ПМПК в подготовке и организации перехода ребенка в соответствующие дошкольные учреждения
– обеспечение вариативности форм психолого-педагогического сопровождения. профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, групповые и индивидуальные занятия и пр.
– оценка необходимости инновационных услуг в области ранней помощи, создание новых видов образовательных услуг, связанных с оказанием ранней помощи и др.
– подготовка кадров, обладающих широким спектром медико-психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни, разработка программ повышения квалификации
– создание научно-методической базы для работы специалистов системы ранней помощи с ребенком и семьей

Служба ранней помощи

Служба ранней помощи – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям.

Междисциплинарная команда специалистов – это группа специалистов различных специальностей: неврологов, педиатров, травматологов-ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и т.д., работающих в Службе ранней помощи и оказывающих помощь конкретному ребенку и членам его семьи.

– Служба ранней помощи может создаваться как структурное подразделение учреждений системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения.
– Служба ранней помощи может создаваться как самостоятельное учреждение в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, как муниципальное учреждение или негосударственная организация.
– Важно сохранение этапности, обеспечение преемственности между службой ранней помощи и учреждениями системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Задачи службы ранней помощи

– Наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии
– Информационная и эмоциональная поддержка семьи, нормализация ее жизни
– Систематический мониторинг уровня развития ребенка
– Обеспечение пролонгированной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, направленной на формирование функциональных способностей у ребенка, максимальное развитие новых навыков в различных областях развития, его дальнейшую социализацию
– Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы помощи ребенку
– Координация и взаимодействие с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи
– Сохранение кровной семьи для ребенка с нарушениями развития и инвалидностью.
Система ранней помощи остро востребована родительским сообществом.

Предложения по итогам заседания

Создать межведомственную группу с участием Министерства труда и социального обслуживания населения, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки РФ с участием членов Совета, экспертов.

Цель создания –
Разработать с использованием представленных в ходе заседания материалов:

– Федеральное (типовое) положение о службе ранней помощи и пакет нормативных документов по ее функционированию на основе комплексного мультидисциплинарного подхода с привлечением специалистов здравоохранения, социальной и образовательной сфер (справочно – во многих странах принят Закон о ранней помощи).
– стандарты ранней помощи;
– рекомендации по организации межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения, социального обслуживания и образования на региональном и муниципальном уровне.
– включить услугу ранней помощи в примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемый Постановлением Правительства.

Предложения по итогам заседания

– юридически закрепить междисциплинарный подход в деятельности создаваемых служб ранней помощи, а именно: обеспечить права, льготы и гарантии специалистов разных профессий (медиков, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе), совместно работающих в службе ранней помощи;
– определить на федеральном уровне нормативы затрат на раннюю помощь ребенку с ОВЗ и инвалидностью, а также источники финансирования ранней помощи (из федерального и регионального бюджетов, из средств обязательного или добровольного страхования);
– разработать и принять стандарты подготовки специалистов в области ранней помощи, переподготовки, лицензирования и повышения квалификации в области ранней помощи;
– при создании системы ранней помощи предусмотреть ее семейно-центрированную ориентированность в естественном для развития ребенка окружении: в семье (в том числе с использованием домашних визитов), в среде сверстников (в детских дошкольных учреждениях в группах интеграции и программах социального участия), в сообществе во взаимодействии с ближайшим социальным окружением ребенка, его семьей.

Основной тезис

Создание системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и ОВЗ – необходимое

условие профилактики социального сиротства.

В России внедрят систему ранней помощи детям с трудностями в развитии и их семьям

19 декабря в Москве состоялась научно-практическая конференция «Опыт эффективных региональных практик по созданию системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

– В рамках Концепции развития ранней помощи в регионах внедряются разные модели ранней помощи с учетом социально-экономических и территориальных особенностей. Главное, чтобы эта помощь была комплексной – и медицинской, и психолого-педагогической, и социальной. Конечно, в идеальной модели эту помощь ребёнок и его семья получают в одном месте. Но с учётом текущей ситуации это может быть и получение помощи в разных организациях, в этом случае нужно чётко определить маршрут и объём тех услуг, которые должен получить ребёнок, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Заместитель Министра пояснила, что сеть центров или служб ранней коррекционной помощи может развиваться в регионах на базе детских садов и школ, реализующих адаптированные образовательные программы, а также на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

– По данным нашего мониторинга в этом году в субъектах в системе образования уже действуют 4 314 подобных служб. Основная их часть функционирует на базе дошкольных образовательных организаций, а общее количество обращений в службы ранней коррекционной помощи в очном и заочном режимах в этом году составило более 133 тысяч, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2020 годом, – информировала Татьяна Юрьевна.

Т. Ю. Синюгина отметила, что особенность ранней психолого-педагогической помощи – её ориентация на семью.

– Понимая важность такой помощи семьям, в нацпроект «Образование» мы включили федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», в рамках которого в регионах будут создаваться центры психолого-педагогической помощи родителям. Гранты на оказание такой помощи получат в том числе социально-ориентированные некоммерческие организации, реализующие программы психолого-педагогической и коррекционно-развивающей направленности. Также мы планируем разработать и внедрить во всех субъектах Российской Федерации целевую модель информационно-просветительской поддержки родителей, которая должна действовать на межведомственной основе, – сообщила Т. Ю. Синюгина.

Заместитель Министра информировала, что развитию ранней коррекционной помощи будет посвящён отдельный раздел разрабатываемой по заказу Минпросвещения России Институтом коррекционной педагогики РАО Стратегии развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 года. В Стратегии зафиксируют важнейшие направления совершенствования системы образования для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях, начиная с оказания услуг ранней коррекционной помощи.

Справочно

Конференция состоялась по инициативе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации. Конференция стала площадкой для обсуждения её участниками практических проблем по созданию оптимальных условий для развития системы ранней помощи в регионах страны, а также опыта, накопленного регионами страны в ходе проектирования и апробации вариативных моделей ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальные льготы

Что такое социальные льготы

Социальные льготы — это преимущества, которые предоставляются государством разным категориям граждан РФ .

Государство устанавливает такие меры социальной поддержки как:

  • предоставление дополнительных прав или выплат;
  • полное или частичное освобождение от выполнения различного рода обязательств или осуществления платежей.

Чтобы получить право на льготы необходимо соответствовать одному из следующих критериев:

  1. Низкий уровень дохода. Сюда попадают пенсионеры, малоимущие, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные и т.д.
  2. Достижение определенного возраста. В основном это относится к пенсионерам по выслуге лет или по возрасту.
  3. Иметь особые заслуги или выдающиеся достижения перед Отечеством. В этом случае льготы предусмотрены Героям СССР , Соцтруда и РФ и др.
  4. Отсутствие одного или обоих родителей.
  5. Нетрудоспособность — временная или постоянная.
  6. Многодетность и другие жизненные обстоятельства.

Обязательное требование для получения социальных льгот — наличие гражданства РФ .

Кому положены льготы

Помощь от государства могут получить следующие лица:

  • Участники ВОВ и других военных действий, а также их семьи;
  • инвалиды и ветераны труда;
  • лица, отмеченные государственными наградами;
  • труженики тыла;
  • доноры;
  • многодетные матери или отцы;
  • малоимущие граждане;
  • государственные служащие;
  • дети, не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры;
  • узники концлагерей;
  • лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС ;
  • политрепрессированные и их родственники;
  • безработные.

В России льготная система основана на уравнительном принципе — в первую очередь государство заботится о наименее защищенных гражданах. Это связано с ограниченностью средств, распределяемых через бюджет.

Виды социальных льгот

В Российской Федерации государственная поддержка основана на категориальности. Социальные преференции делятся по категориям:

  • пенсии;
  • жилищные;
  • медицинские;
  • проездные;
  • прочие виды льгот.

Все социальные преференции имеют заявительный характер, т. е. предоставляются только после написания заявления. Граждане льготных категорий могут выбрать форму получения государственной помощи: денежные выплаты или получение социальных услуг в нематериальном виде. Законом предусмотрена возможность замены натуральных услуг на ЕДВ , которая перечисляется одновременно с пенсионными выплатами.

Пенсионные выплаты

Это ежемесячные социальные перечисления от государства, которые являются основным источником дохода для большинства получателей средств.

Пенсионные выплаты делятся на две составляющие:

  1. Государственные пенсии — право на их получение гарантируется законом. Такую пенсию назначают:
    • при наличии продолжительного рабочего стажа в конкретной отрасли (например, образование или медицина);
    • после наступления установленного законом возраста и невозможностью полноценно трудиться;
    • в результате получения инвалидности — если гражданин потерял возможность трудиться в результате болезни, полученных травм или увечий;
    • социальные пенсии — минимальные выплаты для лиц, у которых не хватает (или нет) стажа (трудового или страхового).
  2. Трудовые пенсии — это компенсация гражданам средств, полученных ранее (своей заработной платы или доходов членов семьи). Они назначаются в следующих случаях:
    • при потере кормильца — на выплаты имеет право лицо, которое не обеспечивало себя самостоятельно и являлось иждивенцем у пропавшего или умершего члена семьи;
    • при получении инвалидности;
    • при достижении нетрудоспособного возраста, определенного законом.

Ряд лиц имеет право выйти на пенсию раньше установленного времени (не дожидаясь наступления пенсионного возраста). Такая привилегия зависит от условий труда, региона проживания, а также половой принадлежности (женщина или мужчина).

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Жилищные льготы

Государство оказывает поддержку в виде предоставления жилья и скидок по оплате ЖКУ . Преференции устанавливаются в виде:

  1. Договора «социального найма» — аренда квартиры у государства по цене ниже рыночной. Для выделения жилья используют резервы государственного и муниципального жилищного фонда. На эти средства могут рассчитывать несовершеннолетние дети-сироты и граждане, оставшиеся без жилья (признано негодным). Кроме того, эти льготники обеспечиваются жильем в первую очередь.
  2. Права на улучшение условий проживания. Эту льготу могут получить граждане в том случае, если размер их жилплощади не соответствует минимально установленным нормам.
  3. Льготы по оплате коммунальных платежей. Если расходы на оплату услуг ЖКХ превышают установленную норму, государство за счет скидок уменьшает размер необходимых платежей. Величина скидок зависит от региона проживания и категории льготы и достигает 25-50% (в некоторых случаях 100% освобождение от оплаты).
  4. Программы ипотечного кредитования реализуются путем выдачи субсидий для погашения ипотечных кредитов.

Проездные льготы

Практически для всех льготных категорий граждан в 2020 году предусмотрены скидки на проезд в общественном городском и пригородном транспорте. Величина скидок меняется в зависимости от категории льготника.

Проездные преференции бывают нескольких видов:

  • скидка на оплату проезда — от 50 до 100%;
  • проездные билеты на городской общественный транспорт, безоплатно или за 50% от стоимости;
  • субсидированные тарифы для отдаленных регионов РФ при покупке билетов к месту отдыха.

Медицинские льготы

Льготы в сфере здравоохранения предоставляются в виде оплаты зубопротезирования и приобретения специальных ортопротезов. Эти расходы оплачивает ФСС .

Гражданам определенных категорий, таким как инвалиды, дети до 3-х лет, положены бесплатные лекарства. Перечень лекарств утверждает Министерство здравоохранения РФ и получить их можно только по рецепту врача.

Налоговые льготы

Преференции в сфере налогообложения предусматривают возможность уплаты сбора в меньшем размере или полное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы предоставляются по следующим видам налогов:

  • подоходному;
  • имущественному;
  • земельному;
  • транспортному.

В России каждый регион вправе установить дополнительные региональные скидки и преференции. Размер дополнительных преимуществ зависит от финансовых возможностей края (области). Виды положенных льгот следует уточнять в местных органах соцзащиты.

Особенности федеральных и региональных льгот

Федеральные льготники отличаются от региональных только источником финансирования социальных привилегий.

Государственная социальная поддержка финансируется за счет федерального бюджета и предоставляется гражданам на всей территории страны. Власти регионов имеют право формировать дополнительные преференции для отдельных слоев населения исходя из своих финансовых возможностей. Поэтому претендовать на региональные льготы могут не все категории граждан.

Разница между категориями льготников наглядно видна в таблице

Федеральные льготыРегиональные льготы
Все выплаты осуществляются из федерального бюджетаВсе выплаты осуществляются из бюджета края (области)
Выплаты из федерального бюджета не дублируются региональными льготамиПолучать аналогичную доплату на федеральном и региональном уровнях невозможно
Все привилегии предоставляются согласно законам РФДля утверждения местных преференций не требуется одобрения Правительства РФ

Кто является федеральным льготником

Право получать преференции и скидки за счет федерального бюджета имеют:

В 2020 году в отдельных областях (крае) на дополнительную помощь вправе рассчитывать лица следующих категорий:

  • ветераны труда и вооруженных конфликтов, а также члены семей погибших участников войны;
  • труженики тыла;
  • доноры (кроме лиц, отмеченных знаком «Почетный донор СССР » или «Почетный донор России»);
  • пенсионеры старше 80-ти лет;
  • отдельные категории детей, не достигших совершеннолетия (сироты, многодетные, инвалиды и др.);
  • малоимущие или многодетные семьи и другие категории граждан.

Региональные органы управления не имеют полномочий отменять выплаты, предусмотренные федеральным бюджетом.

Куда обращаться для оформления преференций

Оформлением права на получение социальной поддержки занимаются как государственные федеральные, так и региональные органы.

Чтобы заявить о своем праве на получение федеральных социальных выплат заявителям стоит обратиться в органы Пенсионного фонда РФ . Для уточнения прав на региональные выплаты и компенсации необходимо подойти в местные органы социальной защиты населения.

Чтобы оформить налоговые вычеты, заявитель должен подать в налоговые органы по месту проживания документы для подтверждения статуса льготника.

Перечень документов

В России практически каждый гражданин может претендовать на преференции от государства. Для подтверждения своих прав, необходимо подать в соответствующие органы определенные документы:

Изменения в 2020 году

В 2020 году законодательством предусмотрено увеличение размеров ЕДВ для некоторых льготных категорий населения.

На федеральном уровне повышение размеров выплат запланировано с 1 февраля для:

Для пенсионеров, достигших возраста 70-80 лет и старше, в 2020 предусмотрено право оформления льгот на оплату взносов по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Условие получение льготы:

  • отсутствие дополнительного источника дохода, кроме пенсии;
  • пенсионер должен проживать в квартире один, без родственников.

По государственной программе «Дальневосточный гектар» Правительство рассматривает возможность льготного кредитования участников на потребительские нужды.

Читайте также:  Взносы садоводов освободили от налогов – Льготы всем
Оцените статью
Добавить комментарий