В России 19 городам присвоен статус ТОР – Льготы всем

В России 19 городам присвоен статус ТОР – Льготы всем

В России 19 городам присвоен статус ТОР – Льготы всем

Государственная дума РФ установила налоговые льготы для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) согласно Закону от 21 ноября 2014 года.

Устанавливается, что нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, действующих в ТОРах, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых пяти лет не будет превышать 5%, она также не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет.

Устанавливается понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов, он будет действовать 10 лет. Резидент ТОР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности составляют не меньше 90% всей прибыли.

Устанавливаются и особые требования к резидентам ТОРов, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности в ТОРах, и доходов и расходов, полученных при осуществлении иной деятельности.

Юрлица, претендующие на налоговые льготы, должны зарегистрироваться на территории опережающего социально-экономического развития, они не могут иметь отдельных подразделений, расположенных за пределами ТОР.

ТОРы призваны способствовать ускоренному развитию субъектов РФ, в первую очередь Дальнего Востока, если этот опыт удастся, этот опыт будет тиражирован на другие территории РФ. Ранее в РФ был принят закон о ТОР, согласно которому такие территории:

первые три года можно будет организовывать только на Дальнем Востоке и в многородах (монопрофильных МО с ухудшенным положением с кадрами – монозависимость от градооборазующего предприятия),

после трех лет (с 2020 года)на территориях других субъектов РФ.

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения о необходимости или отсутстии необходимости становиться резидентом ТОСЭР. Обращайтесь к нам!

Согласно закону о льготах, нулевая ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в федеральный бюджет (2 процентных пункта из 20%), будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых пяти лет будет не выше 5%, она также не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет. Определяется, что резидент сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности в ТОР составляют не менее 90% от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Помимо этого, законом устанавливаются правила создания территорий, требования к их управлению. Предполагаются понижающие коэффициенты для НДПИ в течение 10 лет вплоть до обнуления налога.

Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов. Общая сумма взносов будет сокращена до 7,6% вместо 30%, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования.

Предусмотрена возможность создания на этих территориях подразделений федеральных органов исполнительной власти, например, МВД, МЧС, ФНС, ФТС, ФМС и других.

Федеральный закон о территориях опережающего развития принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.

Федеральным законом определяются правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

В Федеральном законе под территорией опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Согласно Федеральному закону ТОР создаётся на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок её существования может быть продлён по решению Правительства Российской Федерации.

Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОР принимается в форме постановления, которым предусматриваются:

Мы можем подготовить Вам технико-экономическое (ТЭО) или финансов-экономическое (ФЭО) обоснование для органов федеральной, региональной, местной власти создания ТОСЭР (с учетом эффекта от ТОСЭР) для принятия властью решения о необходимости реализации проекта комплексного развития территории. Обращайтесь к нам!

  • перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности;
  • минимальный объём капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории;
  • положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
  • описание местоположения границ ТОР;
  • при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Федеральным законом определяются:

  • порядок создания и прекращения существования ТОР,
  • порядок управления ТОР,
  • меры по созданию и развитию ТОР,
  • правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории,
  • особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно к ТОР.

Кроме того, устанавливаются особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, отдельные меры государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также особенности создания ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах).

Согласно Федеральному закону в течение трёх лет со дня его вступления в силу ТОР могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включённых в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а по истечении трёх лет – на территориях остальных субъектов Российской Федерации.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании “Верное решение” оказывают услуги консультационного сопровождения, разрабатывают бизнес-план развития проекта и другую необходимую документацию, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

    консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на присуждение статуса “Приоритетный инвестиционный проект”, “Особо значимый проект”, соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,

Читайте также:  Минимум для добровольных пенсионных взносов составит 1 МРОТ – Льготы всем

Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта – резидента ТОСЭР. Сотрудники имеют необходимый опыт разработки подобных проектов. Обращайтесь к нам!

  • разработка документов и законодательных и нормативно-правовых актов для создания ОЭЗ РУ
  • разработка документов и законодательных и нормативно-правовых актов для создания кластеров и зон благоприятствования
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес
  • По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

    Это можно сделать одним из способов:

    Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

    • с помощью формы “Задать вопрос сотруднику компании” в левой нижней части экрана;
    • при помощи он-лайн формы;
    • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

    Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

    • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
    • в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, +7 9631-249-303

    Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

    • офис в Казани: ул. Островского, 79, офис 212
    • офис в Набережных Челнах: ул. Хасана Туфана, 12 (2/18), офис 1915

    ВПЕРЁД, РОССИЯ! Новостной патриотический сайт

    Популярные статьи

    Медведев присвоил статус ТОР еще 19 городам

    О своем решении глава правительства объявил на совещании по экономическим вопросам

    ГОРКИ, 16 марта. /ТАСС/. Премьер-министр Дмитрий Медведев присвоил статус территории опережающего развития (ТОР) еще 19 городам, в том числе Новокузнецку и Пикалево. О своем решении он сообщил на совещании по экономическим вопросам.

    “Я подписал решение по еще девятнадцати территориям опережающего развития, крупный пакет”, – сказал он.

    Медведев уточнил, что этот статус получили города Онега, Канаш (Чувашская республика), Пикалево (Ленинградская область), Гаврилов Ям (Ярославская область), Заринск (Алтайский край), Сердобск (Пензенская область), Долматова (Курганская область), Саянск и Черемхово (Иркутская область), Ефремов (Тульская область), поселок Угловка (Новгородская область), Новоалтайск (Алтайский край), поселок Линево (Новосибирская область), Павловск (Воронежская область), Донецк и Зверево (Ростовская область), поселок Варгаши (Курганская область), Губкин (Белгородская область) и Новокузнецк (Кемеровская область).

    Кабмин внесет в Госдуму законопроект о фиксации на 10 лет льгот для резидентов ТОР

    Глава Минвостокразвития допустил лишение некоторых площадок на Дальнем Востоке статуса ТОР

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Эрдоган всё ещё рассчитывает на членство в ЕС с помощью беженцев

    Обозреватель ФАНа провёл расследование и пришёл к выводу, что без прекращения боевых действий на Ближнем Востоке невозможно решить угрожающую ЕС проблему мигрантов.

    Череда войн спровоцировала массовые передвижения беженцев в Европу. При этом перевалочным пунктом на пути мигрантов в ЕС стала Турция.

    Изначально глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган видел в прибывающих в Турцию беженцах лишь досадное недоразумение, но их количество росло, и когда оно перевалило за 800 тысяч (при этом большинство из них их являлось афганцами, мечтающими натурализоваться в ЕС), у него родился план.

    Напомним, что в 2015 году ЕС пообещали выделить Турции 3 млрд евро, что бы та соорудила лагеря для мигрантов, плюс Анкара должна была сдерживать волну сирийских беженцев. Обещались рассмотреть Турцию как кандидата на вступление в Евросоюз. 3 миллиарда и участие в Евросоюзе – надо брать! Эрдоган долго не думал.

    Но когда в конце концов Эрдогану стало ясно, что в песочницу Евросоюза его никто играть не позовёт, он поднял цену в два раза с 3 млрд до 6. И начал отправлять беженцев в Афины. Греция, в свою очередь, транзитом в Европу.

    Европе просто не оставалась ничего иного, как пойти на сделку. И в итоге вся эта ситуация превратилась в базар и бесконечные переговоры. Круг замкнулся: Турция отправляет мигрантов в Грецию, Греция – в Европу, Европа негодует и идет договариваться с Эрдоганом и так далее.

    Таким образом Турция во главе с Эрдоганом превратилась в привычную Османской империи базарную тетку, которая прямо-таки мастер спорта по торгам. 28 февраля турки взяли и открыли границы, вот так они обиделись на Евросоюз. Бедные греки, рыдая в туники, просили у Еврокомиссии 700 миллионов евро на борьбу с мигрантами. А Турцию провозгласили «контрабандистом мигрантов».

    Сейчас колесо не крутится. Всё спокойно. Но мигранты не исчезли по щелчку пальца, и Эрдоган всё ещё видит в них рычаг для давления на ЕС. Но есть все основания полагать, что скоро все перестанут бояться Турции с её саблями и останется Эрдоган у разбитого корыта без ЕС, денег и желаний золотой рыбки.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

    Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса – территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

    В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

    Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

    Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

    «на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

    О причинах создания и задачах ТОСЭР

    Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.

    Читайте также:  Обратная сторона медали: скидки по госпрограмме облагаются налогом

    Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

    Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

    Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

    Зарабатывай до
    200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

    Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

    Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

    Мировая практика в создании “особых” территорий

    Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

    В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

    Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

    Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

    Готовые идеи для вашего бизнеса

    В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

    Успешные мировые проекты особых экономических зон

    Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

    К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

    Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

    Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

      Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.

      Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

      Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

      Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

      применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

      нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

      пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

      пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

      пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

      освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

      режим свободной таможенной зоны;

      пониженные ставки на страховые взносы;

      передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

      ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

      Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

      Тольятти присвоен статус территории опережающего развития (ТОР)

      Соответствующие документы были подписаны сегодня председателем Правительства России Дмитрием Медведевым.

      18 марта этого года специальная Комиссия федерального Минэкономразвития приняла положительное решение о создании территории опережающего развития «Тольятти». Заявка правительства Самарской области была рассмотрена во внеочередном порядке благодаря активной позиции и поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО Михаила Бабича.

      18 апреля в Москве было заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию Тольятти между правительством Самарской области и Фондом развития моногородов (ФРМ).

      Решение о создании ТОР «Тольятти» позволит повысить инвестиционную привлекательность, увеличить дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования, открыть новые предприятия и снизить социальную напряженность.

      Статус ТОР приобретается на 10 лет с возможностью продления на 5 лет и подразумевает налоговые льготы, снижение арендной платы и тарифа по страховым взносам для всех резидентов территории опережающего развития. Порог минимальных капвложений в рамках инвестиционных проектов согласно постановлению не может быть менее 5 млн рублей. Еще одним необходимым условием является создание не менее 20 рабочих мест.

      — Надеюсь, это будет способствовать привлечению в город инвесторов, строительство нового бизнеса, в том числе инновационного бизнеса. Рассчитываем, что в ближайшие три года там появится порядка 12 тысяч новых рабочих мест, в том числе на малых и средних предприятиях, увеличатся налоговые поступления. Также рассчитываем, что это позволит оздоровить экономику города и, в конечном счёте, будет способствовать преодолению кризиса мономаниями, — отметил Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.

      Губернатор Самарской области Николай Меркушкин отметил, что решение федерального правительства о придании Тольятти статуса территории опережающего развития стало событием исторического значения.

      — Экономическая деятельность ТОР будет способствовать привлечению масштабных инвестиций, строительству нового бизнеса, в том числе инновационного, позволит создать тысячи рабочих мест и увеличить налоговые поступления в бюджет. Организация ТОР определит перспективы развития городского округа на десятилетия вперед и станет ключом к решению одной из наиболее актуальных задач — преодолению монозависимости второго по величине города Самарской области. Фактически это будет новое рождение Тольятти, — сказал он.

      Опережение отставания

      “Курганская” программа стала первым документом такого рода, утвержденным правительством. Остальные программы для “проблемных” субъектов РФ будут внесены на рассмотрение в ближайшее время. Они тоже рассчитаны до 2024 года. В очереди на получение 5 млрд руб., выделяемых для выведения региона из зоны бедности, стоят Тува, Псковская и Курганская области, Чувашия, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Адыгея, Алтайский край и Республика Алтай. Всего на поддержку “проблемной десятки” центр планирует потратить 100 млрд руб. Вторую половину средств планируется распределять после 2024 года – по необходимости и при условии эффективной реализации индивидуальных программ.

      Правительство намерено расширять поддержку депрессивных территорий. К таковым, например, относятся и моногорода. Им может быть присвоен статус территорий опережающего развития (ТОР). Для таких территорий предусмотрены налоговые и прочие льготы. Например, резиденты ТОР получают 5-процентную льготу по налогу на прибыль для первых пяти лет работы, а также 10-18 процентов для последующих пяти лет; можно также в три раза снизить размер отчислений в социальные фонды.

      Статус ТОР уже получили города Гуково в Ростовской области, Юрга в Кемеровской, Усолье-Сибирское в Иркутской и Набережные Челны в Татарстане. Предполагается, что в Гукове будут созданы до 5 тыс. новых постоянных рабочих мест, а в Набережных Челнах – до 10 тыс. Статус ТОР присвоен также шести населенным пунктам на востоке страны. Среди них Новоалтайск и Заринск в Алтайском крае, Саянск и Черемхово в Иркутской области, поселок Линево в Новосибирской области и Новокузнецк в Кузбассе. Обещано при поддержке моногородов применять – ввиду ограниченности ресурсов – проектный метод “хотя бы на три года”. Поддержку получат не только самые проблемные моногорода, но и относительно благополучные, если сумеют защитить свои инвестпроекты.

      В России 319 моногородов. В них проживают более 13,5 млн человек. Наибольшее количество моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. Их также немало в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18).

      Однако 107 населенных пунктов из-за оттока населения, повлекшего сокращение числа работников градообразующих предприятий, утратили признаки моногородов. По этой причине из списка моногородов предлагалось, например, исключить Череповец.

      “Список моногородов больше похож на продукт усилий региональных лоббистов, чем на реестр городов по-настоящему проблемных, – говорит заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. – Цель понятна: под вывеску моногорода можно получить дополнительные федеральные средства, тот же Череповец получил уже свыше 800 млн руб. Фонд развития моногородов превратился во вспомогательный источник федеральных средств для затыкания местных бюджетных дыр”.

      Несмотря на масштабную господдержку, социально-экономическая ситуация в моногородах остается сложной. В “красной зоне” сейчас находятся около 100 моногородов из 319. Чтобы город был отнесен к “красной зоне”, в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями. В “красной зоне” особо выделяются около двадцати городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и старых металлургических заводах.

      “Проблема моногородов – двоякая, – говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко. – С одной стороны, создана мощная инфраструктура и очень качественный человеческий капитал, а с другой – когда кончается какой-то технологический цикл, у властей возникает вопрос: чем людей занять?” Примером успешного решения проблемы моногородов Савченко считает Комсомольск-на-Амуре: “Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода. Создание в этом городе крупного технопарка проблему решило”.

      Федеральный центр разделяет с местной властью и бизнесменами ответственность за экономику проблемных территорий. Потому что ни губернаторы, ни владельцы предприятий самостоятельно с этим не справятся.

    Оцените статью
    Добавить комментарий