В Ростовской области стартовал новый виток проекта «опорный ВУЗ» – Льготы всем

В Ростовской области стартовал новый виток проекта «опорный ВУЗ» – Льготы всем

Опорный вуз как драйвер для региона

Создание опорных вузов в России — это второй этап консолидации высшего образования в регионах, начатой с формирования федеральных университетов. По замыслу, опорные вузы должны стать инструментом опережающего научно-технического развития и ключевым поставщиком кадров для экономики Ростовской области. ДГТУ, который в последние годы активно открывал новые отделения и направления, сегодня формирует вокруг себя широкий круг партнёрств. Они позволяют оперативно реагировать на запросы экономики, своевременно закрывая потребности в технологиях, исследованиях и квалифицированных кадрах.

По словам ректора ДГТУ Бесариона Месхи, новый статус заставляет вуз смотреть не только на развитие отдельных отраслей, но и на экономику региона в целом, более того — на динамику его развития. Фактически это новый, проектный режим работы — во взаимодействии с правительством области, отраслевыми министерствами и крупнейшими компаниями региона.

— В каких сферах работы вуза произошли основные изменения после того, как он получил статус опорного университета?

— Прежде всего мы стали плотнее работать с правительством региона, со всеми отраслевыми министерствами Ростовской области, городскими властями. Раньше это сотрудничество носило фрагментарный характер. Сегодня мы — полноценный партнёр экономического развития региона и города. Это ключевой момент в понимании того, что такое опорный вуз — он должен работать не столько на отрасли, сколько на экономику региона в целом. Вторая ключевая вещь — гибкость вуза в оформлении новых программ подготовки для кадрового обеспечения инвестиционных проектов, которые появляются в регионе. Мы стараемся реагировать на любые изменения в реальном секторе экономики и адаптировать к ним образовательный процесс. К примеру, инвестиционное послание губернатора Ростовской области Василия Голубева стало сигналом и для нас. Один из тезисов послания — дисбаланс между подготовкой кадров вузами и реальными потребностями региональной экономики.

В результате сейчас мы совместно с министерством труда и социального развития области работаем над проектом системы, которая позволит прогнозировать потребности работодателей Ростовской области в кадрах в среднесрочной перспективе. В регионе сегодня нет системы мониторинга потребностей в кадрах в разрезе 5-10 лет, но он необходим. Между тем, в мире каждый год появляются новые материалы, технологии и профессии, а некоторые традиционные профессии просто исчезают. Больше половины сегодняшних учеников начальных классов по окончании вузов будут работать по профессиям, которых пока не существует. Я собрал научный коллектив со всей России под этот проект. В команде 12 человек, у каждого из которых уже есть свои разработки. Они работают над научно обоснованным прогнозом потребности экономики в трудовых ресурсах, выявлением приоритетов быстро изменяющегося рынка труда. На выходе появится система для всех участников рынка труда в регионе — правительства, предприятий, инвесторов, вузов, ссузов.

— То есть получение статуса опорного вуза — это в том числе сигнал для региональных властей: в полной мере использовать университет как инструмент для решения своих задач?

— Это во многом так. Ведь, например, в случае работы над системой кадрового мониторинга речь на деле идёт об инвестиционной привлекательности области в целом, обеспечение которой — задача регионального правительства. Если мы не создаём систему, которая отвечает на вопрос, какие кадры будут нужны через 10 лет, то Ростовская область рискует потерять инвестиционную привлекательность, потому что крупным инвестиционным проектам — тем более проектам транснациональных компаний — будет непонятно, зачем заходить в регион, где придётся собственными силами решать кадровый вопрос. Мы же каждого крупного инвестора, который сегодня приходит на Дон, вовлекаем в сотрудничество. Так, мы уже восемь лет работаем с «ПепсиКо», ещё больше с крупнейшими российскими компаниями — «Роствертолом», «Ростсельмашем», НЭВЗом. У нас открыто 19 кафедр с крупнейшими предприятиями, и все директора или их замы являются членами попечительского совета ДГТУ. Вот недавно зашла в область американская компания «Эйр Продактс», которая построила завод по выпуску промышленных газов, — она планирует открывать в ДГТУ свою лабораторию, отраслевую кафедру и учебный центр.

— Задачи, которые вы перед собой ставите, требуют непривычной для академической среды гибкости. Как вы решаете эту управленческую задачу?

— Мы внедряем проектное управление. Это тот тип управления, который ставит на первый план способность к изменениям, гибкость и работу в команде. Мы потратили деньги на обучение шести сотрудников проектному управлению в московской школе «Сколково». Все наши последние проекты — «Детский университет», промковоркинг «Гараж», муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов» (ДГТУ стал оператором центра в 2020 году. — ред.) были созданы в новой парадигме проектного управления. Я вообще считаю, что проектной работе надо обучать ещё в школе. Дети должны создавать совместные работы, а не индивидуальные, вместе находить ответы на вопросы. Их к университету нужно приучать со школы.

Мы в ДГТУ создали непрерывную систему образования — буквально с детского сада до трудоустройства. Эта система работает не только с детьми, но и с родителями. Вы бы видели, как наш «Детский университет», открытый всего несколько месяцев назад, меняет родителей! К нам приходит ребёнок, родители которого уверены, что он — гуманитарий. А наши специалисты-психологи в процессе интервью с ребенком, специальных игр выявляют его наклонности, и выясняется, что ребенок тяготеет, например, к робототехнике. Это очень важно для воспитания у детей интереса к профессиям, а также для родителей, которые привыкли сами определять профессиональный выбор ребёнка. В «Детском университете» у нас сегодня три курса — для детей от 5 до 14 лет. И курсы эти дают ребёнку не школьный вариант получения знаний, а университетский — с опытами, собственными исследованиями.

Читайте также:  Внесен проект закона о новых выплатах одиноким родителям – Льготы всем

Но мы работаем с детьми и на чужих площадках. У нас есть профильные классы в школах города со спецкурсами от преподавателей ДГТУ, инженерно-технической практикой, работой в лабораториях. Для нас это колоссальный ресурс будущих абитуриентов, ресурс лояльности к вузу и, главное, региону. Ведь опорный вуз, заточенный под региональную экономику, должен решать проблему оттока талантливых молодых людей. А решать её нужно, начиная с детского сада.

— Какие задачи для вас сейчас приоритетны — повышения эффективности или расширения сети партнёров?

— В ближайшие год-полтора необходимо обновить технический парк ДГТУ. Нам нужны новые производственные мощности, на которых можно проводить исследования, создавать прототипы, заниматься мелкосерийным производством. Это классическая проблема технологического отставания вузов от крупных компаний, для которых мы готовим кадры. К примеру, у меня есть токарные станки для работы 50 студентов. А на современном предприятии стоит два станка, которыми управляет один оператор. При этом его производительность выше, а качество продукта технически совершеннее. За эти год-полтора мы постараемся полностью поменять наш внутренний технологический уклад.

— На какие проекты будет заточен технический парк? Кто его основной пользователь?

— В первую очередь студенты. Главная цель — чтобы студенту, аспиранту, молодому учёному было интересно приходить в лабораторию, заниматься разработками. Кроме того, мощности парка уже использует промышленный коворкинг ДГТУ «Гараж», где мы создаём технологические стартапы. Любой изобретатель может прийти к нам со своей идеей, если она реалистична и жизнеспособна. Он создаёт два прототипа на мощностях ДГТУ, запускает свой проект, один прототип отдаёт вузу. Почему это работает? Потому что резидент коворкинга окружён нужными специалистами для запуска стартапа — юристами, бухгалтерами, техническими специалистами. Новые мощности также позволят усилить работу малых инновационных предприятий. Создавая условия для работы, мы многим из них даём вторую жизнь.

— В каких сферах вы сегодня готовы создавать новые технологические решения и выращивать стартапы?

— Робототехника, авиация, энергетика, возобновляемая энергетика, дороги, транспорт, программное обеспечение, область защиты экологии — мы работаем по всем этим направлениям. Часто вуз работает, создавая решения для отдельных компаний, — выполняет НИОКР или открывает предприятие под конкретную разработку. Мы же готовы ещё и создавать концепции, программы развития для региона. Например, сейчас мы работаем над региональным центром энергоэффективности и геоэкологической безопасности «Умный регион», который будет заниматься внедрением энергоэффективных технологий в муниципалитетах Ростовской области. Вообще нам интересны технологии «умных» городов — они напрямую связаны с ядром вуза — инженерным образованием.

— Получается, стратегия развития ДГТУ — это активная экспансия во внешнюю среду?

— Вы правильно сформулировали. Скажу больше — эта стратегия должна присутствовать в работе каждого факультета и кафедры. Если в традиционном для ДГТУ техническом сегменте мы можем создавать продукты и выращивать стартапы, то, к примеру, на экономическом и юридическом факультетах мы создали клиники — центры, где студенты работают волонтёрами-консультантами. Это даёт реальный эффект понимания будущей профессии и становится для них первым опытом работы.

— Что вас мотивирует выходить во внешнюю среду?

— ДГТУ создавался когда-то под нужды «Ростсельмаша» и долгое время мог жить сотрудничеством с крупнейшим производителем сельхозтехники. Сейчас же это невозможно. Чтобы оставаться кадровым локомотивом, университет должен разворачивать сеть партнёрств, только это позволит постоянно реагировать на внешние вызовы.

Министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева:

«ДГТУ работает на экономику региона»

— Когда ДГТУ подал заявку на конкурс Министерства образования и науки РФ по созданию опорных вузов, мы написали письмо поддержки вузу. Мы понимали, что он станет одним из сильнейших наших партнёров. У нас есть вузы, которые работают только на потребности одной отрасли. ДГТУ в последнее время развивается как вуз, работающий на потребности всей экономики региона. Это было естественным шагом — поддержать ДГТУ как опорный региональный вуз.

Сегодня правительство Ростовской области совместно с ДГТУ разрабатывает систему прогнозирования потребностей работодателей Ростовской области в кадрах. Сейчас в университете создан автоматизированный сервис для выпускников и работодателей, где вторые оставляют свои вакансии. В сервисе уже зарегистрировано более 600 компаний. В перспективе он должен превратиться в системный продукт для работодателей и вузов всего региона.

Опорный вуз – активный участник развития предпринимательства в донской столице

Пресс-конференция, прошедшая в минувшую пятницу в «Новом Ростове», была посвящена итогам работы центра в прошлом году и планам его развития до конца нынешнего года. На вопросы представителей СМИ ответили директор департамента экономики Ростова-на-Дону Светлана Камбулова и ректор ДГТУ Бесарион Месхи.

– Должна признаться, что опорный вуз в качестве оператора муниципального центра нас приятно удивил, – сообщила прессе Светлана Камбулова. – Условия контракта в прошлом году не просто успешно выполнены, они перевыполнены многократно – было проведено 295 мероприятий. Для сравнения, в 2016 году центр провел 194 мероприятия. О качестве работы центра можно судить по отзывам предпринимателей – подавляющее большинство из них положительные или очень положительные.

Читайте также:  Внесены изменения в закон об особенностях пенсионного обеспечения на территориях Республики Крым и Севастополя – Льготы всем

По словам руководителя городского департамента экономики, ее ведомство открыто для любых пожеланий предпринимателей по работе центра.

– ДГТУ в качестве оператора «Нового Ростова» в 2020 году еще раз доказал, что мы можем успешно решать задачи, связанные с поддержкой предпринимательства в Ростове-на-Дону, – отметил Бесарион Месхи. – Число партнеров центра, сотрудничающих с ним на регулярной основе, за прошлый год выросло многократно. Мы готовы развивать проект и дальше, используя все преимущества опорного вуза, внедряя современные форматы мероприятий, усиливая работу в тех направлениях, которые наиболее актуальны и востребованы самими предпринимателями.

Как подчеркнул ректор опорного вуза, наличие в активе университета промышленного коворкинга «Garaж» позволяет достигнуть с коворкингом «Под крышей» синергетического эффекта – становясь резидентами одной из этих площадок, предприниматели получают доступ к ресурсам обеих.

Слова ректора подтвердил руководитель промковоркинга Владимир Колодкин, приведя в пример начавшееся в новом году сотрудничество опорного вуза с одним из резидентов коворкинга «Под крышей» – компанией «Статзилла», работающей на рынке Big Data.

– Компания получила возможность укрепить свои позиции, сделать новый шаг в своем развитии, начав вести обучающий курс для магистрантов вуза, – рассказал Владимир Колодкин.

Одним из направлений, которые решено усилить в 2020 году в работе «Нового Ростова», станут образовательные проекты, связанные с финансовой грамотностью, для школьников и студентов вузов и начинающих предпринимателей.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светланы Абдулазизовой, «Новый Ростов» успел стать не только образовательной, но и дискуссионной площадкой, на которой обсуждаются наиболее важные для предпринимателей темы.

– Уверены, что такое положение вещей сохранится и в новом году, – добавила Светлана Абдулазизова.

Опорный вуз поднимает тему развития агропромышленного комплекса Ростовской области

В четверг, 27 февраля, открылась XIII международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса». Она проводится в ДонЭкспоцентре Донским государственным техническим университетом совместно с партнерами.

Как рассказали в опорном вузе, конференция, посвящена 90-летию ДГТУ (РИСХМ). Она состоялась в рамках XXIII Агропромышленного форума юга России и выставки «Интерагромаш». В них традиционно принимают участие ведущие ученые и специалисты агропромышленного комплекса ближнего и дальнего зарубежья – США , Германии , Австралии , Австрии , Ирака , Индии , Казахстана . Кроме того, собрались и представители различных регионов России – от Симферополя до Новосибирска .

– Это знаковое событие не только для нашего университета, но и для всей отрасли, – уверен ректор ДГТУ Бесарион Месхи. – Оно объединяет науку, образование, агропромышленное производство и его потребителей. Только вместе, сообща мы приходим к единому решению актуальных проблем.

Так, заседания секций проходили в ДГТУ. Доклады были представлены по таким направлениям, как «Автоматизация и цифровые технологии в агропромышленном комплексе», «Ветеринария», «Механизация и электрификация сельского хозяйства», «Туристско-экскурсионное обслуживание» и ряду других. А по итогам конференции статьи будут опубликованы в сборнике РИНЦ, и журнале, индексируемом Web of Science и Scopus.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

В Ростовской области стартовал новый виток проекта «опорный ВУЗ» – Льготы всем

Правовой акт закрепляет статус «опорный университет», прописывает полномочия органов государственной власти по поддержке опорного вуза, определяет основные направления взаимодействия по реализации мероприятий социально-экономического развития Ростовской области в рамках программы развития опорного университета.

В 2016 году статус опорного получили 11 российских университетов, а в 2020 году ‒ еще 22. Опорным вузом Ростовской области стал Донской государственный технический университет (ДГТУ). Как сообщалось ранее, ДГТУ выступил с инициативой законодательного регулирования данного статуса.

Ректор ДГТУ Бесарион Месхи выразил уверенность в том, что областной закон позволит сформировать новую модель социального партнерства вуза, власти, бизнеса и общества для решения социально-экономических задач. «Подобного правового акта нет ни в одном регионе, в котором располагаются опорные вузы», ‒ отметил он, добавив, что Минобрнауки РФ рассматривает этот закон как лучшую практику по взаимодействию опорного университета с регионом.

По мнению ректора, региональный закон позволит установить правовую основу вовлечения опорного университета субъекта РФ в процессы промышленного и социально-экономического развития региона, что соответствует целям и задачам приоритетного проекта РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Как отмечают независимые эксперты, закон даст возможность правительству Ростовской области не только помогать опорному университету, финансируя отдельные программы, но и «заказывать» обучение специалистов по тем направлениям, которые востребованы экономикой региона.

«Правительство Ростовской области с самого начала – от формирования заявки до сегодняшнего дня – поддерживало эту инициативу, поскольку для нас важно, чтобы опорный вуз развивался и приносил пользу региону», ‒ подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. По его словам, для Ростовской области характерна специализация сразу в нескольких отраслях экономики ‒ машиностроении, аграрном комплексе, промышленности, высокотехнологичном производстве. Опорный университет должен стать центром инновационного развития региона, полагает заместитель губернатора.

Читайте также:  Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы – Льготы всем

Закон вступит в силу с момента его опубликования.

Опорные ВУЗы похоронят образование. Где и как теперь учиться?

Среди наших читателей наверняка есть абитуриенты, студенты или их родители. Вам нужно знать — теперь ВУЗы различаются не только уровнем преподавания. Но и шансом получить в них ту или иную ступень образования — а может быть, и вовсе, закончить образование.

Что такое опорный ВУЗ


В 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ в регионах появились «опорные университеты». Новый виток реформы призван выделить «особые вузы» и улучшить уровень образования за пределами Москвы.

Для получения статуса ВУЗам потребовалось представить программу развития на конкурс и соответствовать следующим условиям:

  • бюджет — не менее 2 млрд рублей в год,
  • количество студентов очного отделения — не менее 10 тысяч человек,
  • определенная стратегия развития,
  • повышенные требования к научной деятельности,
  • содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”
  • объединение под одной вывеской двух и более университетов.

Всего поступило 80 заявок, из которых одобрена только 31. Полный список опорных высших учебных заведений можно найти здесь. Все они уже сейчас работают над новой программой для подготовки кадров для развития собственного региона.

Какие еще есть ВУЗы


Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.

Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.

Следующая ступень — национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.

Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.

Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.

Федеральный, опорный, или?


Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,

Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше — на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего — ровно столько получат остальные.

Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах — участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.

Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.

“Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно”, — замминистра образования и науки Людмила Огородова

Зачем это на самом деле?


Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть — только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.

При этом, не очень понятна роль опорного — на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит — понятно уже сейчас.

Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах — и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился — потерял статус.

Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых — даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).

«Надо определиться. Или мы идем на это (объединение университетов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», — губернатор Омской области Виктор Назаров.

Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?


Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.

Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.

А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.

Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.

Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.

(Нет голосов)

Оцените статью
Добавить комментарий