Пенсии будущих пенсионеров: основные моменты формирования и назначения пенсионных выплат, последние новости

Содержание

Пенсии будущих пенсионеров: основные моменты формирования и назначения пенсионных выплат, последние новости

Пенсии будущих пенсионеров — важно знать!

Будущим пенсионерам необходимо хорошо понимать механизм формирования грядущих выплат. Ведь размеры пособия напрямую зависят от стараний самого будущего получателя.

15 декабря 2001 года принято два закона № 166-ФЗ и № 167-ФЗ, заложивших основу новой системы пенсионного страхования. В тексте первого документа содержится основополагающее на сегодняшний момент понятие — пенсионный коэффициент.

Скачать для просмотра и печати:

Основы системы пенсионного страхования РФ

Система социальных гарантий для нетрудоспособных граждан в России выстроена на взаимодействии специализированного государственного органа — Пенсионного фонда (ПФР) с гражданами. Суть распределения обязанностей состоит в следующем:

Внимание: взаимодействие участников системы строится на законодательных актах, выполнение которых одинаково обязательно для всех.

Персонифицированный учет плательщиков взносов

На основании закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 государственный орган проводит учет грядущих получателей пенсионных выплат. В его рамках каждый добровольный участник системы получает:

Он дает право владельцу:

  1. претендовать на содержание при наступлении страховой ситуации;
  2. контролировать накопление коэффициентов;
  3. распределять взносы, выплачиваемые работодателем (22%), в таком соотношении:
    • 16% — в страховой фонд;
    • либо 10% на страховые накопления, а 6% на формирование накопительной пенсии.

Важно: 6% взносов каждого плательщика всегда идет на покрытие текущих расходов на выплаты пенсий. Скачать для просмотра и печати:

Какими станут грядущие пенсии

В законодательстве заложены основы для формирования различных видов выплат в страховых ситуациях. Они зависят от:

  1. вида трудовой деятельности будущего получателя;
  2. выбора гражданина;
  3. суммы накопленных баллов и стажа;
  4. вклада будущего получателя.

Принципы формирования дают возможность человеку участвовать в таких системах:

  1. Страховые пенсии назначаются при наступлении одного из случаев:
    • старость (предельный возраст обязательного трудоустройства);
    • инвалидность (невозможность принимать участие в производственной деятельности по здоровью);
    • утрата кормильца;
  2. Накопительное пенсионное содержание полагается только людям, перенаправившим часть взносов в:
    • негосударственный ПФ ;
    • управляющую компанию (УК).

Кроме того, существуют такие дополнительные виды господдержки лиц определенных категорий:

  • пенсия за счет госбюджета по выслуге;
  • выплаты из негосударственных фондов, в которые гражданин перечислял дополнительные взносы по своему желанию на основании договора.

Важно: в некоторых случаях люди имею право на получение двух пенсий, к примеру, по гособеспечению и страховой.

Как определить размер предстоящих пенсионных выплат

Прежняя методика не позволяла гражданам самостоятельно подсчитывать будущее содержание по старости. Реформирование системы ОПС 2015 года исправило этот недостаток. Работа с прогнозами предполагаемых поступлений стала прозрачнее и проще. Вот ее принципиальные основы:

  1. участие человека в пополнении солидарного пенсионного бюджета выражается в баллах;
  2. количество их зависит от сроков официального трудоустройства и заработков;
  3. стоимость одного пенсионного коэффициента определяется Правительством РФ на основании цены потребительской корзины;
  4. данные о вкладе каждого труженика в ПФР за предшествующий (до реформирования) период конвертируются в баллы;
  5. размер грядущей пенсии зависит от премиальных коэффициентов за более позднее обращение за пенсией .

Внимание: в баллы конвертируются нестраховые периоды. А именно:

  • время ухода за новорожденными с 0 до полутора лет;
  • декретный отпуск;
  • служба в рядах Вооруженных сил РФ по призыву;
  • период официальной регистрации в органах занятости;
  • срок осуществления ухода за нетрудоспособными:
  • инвалидами 1 группы;
  • лицами, перешагнувшими 80-летний порог;
  • детьми-инвалидами.

Женщины, вышедшие на пенсию до 2015 г. могут претендовать на перерасчет уже назначенной пенсии в случае, если они хотят заменить период учтенного периода ухода за детьми по старому законодательству на пенсионные баллы. Перерасчет происходит по следующей схеме:

  • за 1-го — начисляют 1,8 баллов за 1 год ухода (в сумме за 1.5 года ухода выходит 2.7 балла);
  • за 2-го — 3,6 балла (в сумме за 1.5 года ухода выходит 5,4 балла);
  • за 3-го и 4-го — 5,4 баллов (в сумме за 1.5 года ухода выходит 8,1 балла).

За остальных начисление не предусматривается.

Важно! Целесообразность данного перерасчета зависит от количества детей, продолжительности трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 и величины соотношения заработной платы, на их основании определяется размер пенсии. Пенсию пересчитают, если это не приведет к уменьшению её размера.

Формула подсчета размера грядущих выплат

Расчет начислений по старости или ному страховому случаю ныне определяется точной формулой. Она такова:

  • РП = ИПК х СтИПК + БВ, где:
  • РП — итоговый размер пенсии;
  • ИПК — количество накопленных за жизнь индивидуальных коэффициентов;
  • СтИПК — цена одного балла в рублях, определенная на дату назначения пособия;
  • БВ — фиксированная или базовая часть, имеющая одинаковый размер для всех пенсионеров на дату назначения.

Внимание: специалисты разработали программу по автоматической оценке величины предполагаемого содержания в страховой ситуации. Калькулятором может воспользоваться гражданин любого возраста. Однако программа дает только оценочный результат, сильно отличающийся от реального.

Порядок назначения пенсионного содержания

Методика работы с населением по вопросам пенсий описана в соответствующих статьях законодательных актов:

  1. страховых — в ст. 21 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013;
  2. государственных — в ст. 24 (№ 166 от 15.12.2001);
  3. накопительных — ст. 9 закона № 424-ФЗ от 28.12.2013.

Заявки принимаются органами, занимающимися назначением. В частности, обратиться за страховой пенсией можно несколькими способами:

Для всех видов дотаций работают такие правила назначения:

  1. подать заявку разрешено не ранее, чем за 30 дней до наступления права на выплату;
  2. обрабатывается она:
    • десять дней при наличии всех бумаг;
    • до трех месяцев, если требуется доработка пакета документов;
  3. при отказе в назначении пособия госорган обязан уведомить претендента в течение пяти дней с объяснением:
    • причин принятия такого решения;
    • методов и сроков его обжалования.

Для предварительной сверки документов будущий пенсионер может обратиться в орган за 6 месяцев до установленного возраста.

Скачать для просмотра и печати:

Пакет документов

К заявке о начислении пособия в 2020 году прилагаются бумаги и их копии, подтверждающие соответствующее право. К ним в общем случае относятся:

Советы будущим пенсионерам

Изучение методики расчета грядущего содержания показывает внимательному человеку, что его предстоящее благополучие строится с первых дней трудового пути. Сколько конкретный гражданин будет получать в старости, зависит от участия в наполнении бюджета ПФР сейчас. Кроме того, первостепенное значение исходя из приведенных формул получают:

  • заработок на месте службы;
  • количество лет трудового стажа;
  • возраста выхода на пенсию.

Важно: чем больше гражданин трудится, тем выше окажется его пенсионное содержание.

Однако просто работать мало. В выборе места приложения талантов необходимо учитывать такие формальные факторы, как:

Молодым людям (позже 1967 года рождения) рекомендуется выбрать комфортный план распределения взносов на грядущее содержание:

  • только страховой;
  • страховой и накопительный.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Выплаты накопительной части пенсии в 2020 году

В 2020 году ожидаются перемены в сфере обеспечения граждан пожилого возраста: увеличение стоимости индивидуального коэффициента (ИПК), повышение фиксированной части пенсионного пособия и другие. На будущий год разработан проект нормативного акта, регламентирующего выплаты накопительной части пособия по старости.

Читайте также:  Стоимость балла пенсии в рублях в 2020 году в России для начисления пенсии

Виды выплат пенсионных накоплений

На законодательном уровне обозначены следующие виды выплат пенсионных сбережений:

Единоразовая выплата

Вид единоразовой выплаты устанавливается при определенных условиях. Сумма сбережений – 5%, которая в сравнении со страховым пособием по старости меньше. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, которым назначили пенсионное пособие, или гражданам в случае утери кормильца, или пожилым гражданам при достижении пенсионной возрастной границы, но без должного числа ИПК или стажа.

Срочная выплата

Срочная выплата назначается гражданам, которые сформировали собственные накопления за счёт взносов в рамках Программы по софинансированию пенсии или семейной дотации.

Продолжительность получения выплат устанавливается гражданами самостоятельно. Однако главным условием является минимальная граница срока – 10 лет.

Накопительная выплата

Назначение осуществляется при размере > 5% в сравнении с размером страхового пособия по старости. Учитывается и фиксированная и накопительная части пенсии на момент назначения. Выплаты производятся ежемесячно до наступления смерти.

Кому положена единовременная выплата накопительной части пенсии?

Получить накопительную пенсию в виде разового пособия имеют право пожилые граждане, возраст которых соответствует установленным границам для выхода на заслуженный отдых. Также требуется наличие сбережений. За сотрудников, старше 1953 г.р. – для мужской части населения и 1957 г.р. – для женской части населения, производились взносы на создание накопительной сбережений.

Лица с ограниченными возможностями и граждане, потерявшие единственного кормильца, также обладают данным правом, однако только после достижения пенсионного возраста.

Как получить выплату накопительной части пенсии?

Для получения представленного вида пенсии следует обратиться в отделение Пенсионного фонда с соответствующим заявлением. В ходатайстве требуется указать один из имеющихся видов выплаты.

Подача документов может осуществляться также через:

  1. Многофункциональный центр.
  2. Почту России.
  3. Работодателя.
  4. Сайт государственных услуг или ПФР.

При нахождении сбережений в негосударственном фонде, документы следует подавать в выбранную организацию.

Документы, необходимые для оформления

Выплаты осуществляются после представления следующих документов:

  • ходатайство;
  • удостоверение личности;
  • страховое свидетельство;
  • трудовая книжка;
  • иные документы, которые подтверждают наличие иной деятельности, засчитываемой в стаж.

При возникновении вопросов сотрудникам ПФР могут попросить донести дополнительные документы.

В какие сроки происходит выплата?

Корректно составленное заявление рассматривается в течение 30 календарных дней. При имеющихся недочетах срок рассмотрения может быть увеличен. Поэтому рекомендуется оформлять ходатайство в соответствующей форме.

После направления заявления со всеми прилагающимися документами периодом ожидания поступления средств является 3 месяца.

Порядок оформления накопительной части пенсии работающим пенсионерам

Пожилые граждане, которые приняли решение продолжить свою трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста, также являются претендентами на выплаты накопительной части пенсии. Данная возможность затрагивает и единовременную выплату.

Отличия в порядке оформления между пенсионерами, продолжающих работать, и ушедших на заслуженный отдых, отсутствуют.

Причинами отказа в выплате накопительной пенсии могут быть:

  • Некорректно указанная информация в заявлении.
  • Недостаточное количество стажа.
  • Не удостоверенный документ представителя.

В последние года на выплаты накопительной части пенсии временно приостановлены из-за наложенного моратория.

Заключение

В связи с заморозкой накопительной части пенсии в 2014 году и до настоящего момента выплаты приостановлены. Условия и порядок назначения остались прежними, без изменений. Основной причиной отказа является мораторий.

Мутные схемы ПФР: Власть не доплачивает новым пенсионерам треть пенсии

Сегодня старики в среднем должны получать не 14 тысяч, а 22 тысячи рублей

Год назад, 3 октября 2020 года, ближе к 7 часам вечера, на сайте Kremlin.ru появилась информация «Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Речь, прежде всего, шла о печально известном ФЗ-350, где закреплялось резкое повышение пенсионного возраста на пять лет «людоедскими» темпами — год за год.

Стартовала пенсионная реформа. Как бы банально ни звучало, политическая жизнь в нашей стране разделилась на «до» и «после». Народ почувствовал себя обманутым и даже оскорбленным, ведь Путин твердо обещал, что повышения пенсионного возраста не будет, по крайней мере, пока он президент.

Как показали прошедшие 12 месяцев, «верхушка», резко подняв пенсионный возраст, явно просчиталась, полагая, что люди «схавают» очередную реформу властей. В частности, выборы, состоявшиеся в сентябре, показали, что электорат начинает пересматривать политические взгляды не в лучшую для нынешней «элиты» сторону.

Но это только начало ломки устоявшего уклада.

Можно не сомневаться, затеявшие пенсионную авантюру чиновники в курсе своих недочетов. «Людоедский» акт ФЗ-350 буквально исчеркан непринципиальными поправками. Однако пересмотр пенсионного возраста, не прописан. Он выделен в отдельное приложение к седьмой главе. Формально юридическая суть не меняется, тем не менее, его изменить намного проще.

Следует также обратить вынимание еще на один важный момент. Там же, в ФЗ-350, жестко, с точностью до копейки, закреплены ежегодные изменения (вплоть до 2024 года) пенсионных коэффициентов (баллов) и размеры фиксированной выплаты. Между тем, Минфин РФ, вводя балльную систему в 2015 году, позиционировал её исключительно в качестве гибкого механизма.

Казалось бы, поступления в ПФР в среднесрочной перспективе могут существенно варьироваться, и вместе с ними должна меняться и «цена» баллов. А тут «вынь и положи» ровно столько, сколько указано в ФЗ. Действительно, если власть что-то делает, то значит, в свою пользу. Пенсионная реформа — тому яркое подтверждение. Если чего и боятся в Кремле, то только проигрыша на выборах в Госдуму в 2021 году и президента в 2024 году. Тогда прощай «транзит власти» и сверхдоходы.

Тогда что заставило власть заранее прописать цифры? Чтобы найти ответ на это вопрос, следует вернуться в недавнее прошлое.

Похоже, чиновники заранее подстелили соломку, понимая, что увеличение пенсионного возраста оголит массу других проблем ПФР, на которые до лета 2020 общественность не особо обращала внимания. И в самом деле, чем глубже оппоненты «людоедских» преобразований погружаются в тему, тем отчетливее видится цинизм и невежество законодателей.

Взять, к примеру, постсоветский период до 2015 год, включая «лихие 90-е». Тогда сложилась ситуация, которая невозможна даже теоретически ни в одной нормальной стране мира, но при которой трудолюбивым работникам начисляли пенсии намного меньше, чем маргиналам. На форумах можно найти десятки примеров, где рассказывается о вопиющей несправедливости, совершенной, между прочим, в строгом соответствии с законом.

Вот так описал типичную историю юзер с ником novoh­udono­sen:

«Реальная картина такая получается: мой хороший знакомый работал всю жизнь. Пенсию дали 8.200. Сосед нигде не работал, пил в основном. Пенсию дали 12.800. Все в шоке».

По словам форумчанина, абсурд возник из-за того, что ПФР учитывал доходы за весь стаж, в том числе и в те годы, когда на заводах платили в «серую зарплату», показывая в ведомости минимум. «Если мой товарищ не работал бы последние десять лет официально, просто калымил и гулял бы, пенсия была бы больше, о чем и сказали в ПФ», — удивляется novoh­udono­sen.

В итоге в ряде случаев в выигрыше оказались реальные бездельники, которые впоследствии получили прибавку за счет многочисленных индексаций. А те старики, которые, находясь на пенсии, продолжают работать, вот уже несколько лет получают «замороженное» пособие от ПФР, хотя и отчисляют вносы на содержание «удачливого соседа».

«Я знаю нескольких бабушек, которые всю жизнь торговали на базаре или возили вещи из Турции, но последние 5 лет перед пенсией числись на работе в казенном учреждении, отдавая всю, в принципе среднюю, зарплату начальнице. — Делится наблюдениями форумчанка cara@got, — теперь эти бальзаковские дамы получают под „двадцатку“ и строем ходят голосовать за ЕдРо. Конечно, они очень рады, что другим повысили пенсионный возраст. Им же больше достанется».

Особо отметим, что с учетом нынешней стоимости пенсионного балла в размере 87 руб. 24 коп, а также текущей фиксированной выплаты в сумме 5 334 руб. 20 коп., чтобы получать пенсию 20 тысяч рублей, необходимо в течение 15 лет получать «белыми» не менее 50 тысяч рублей в месяц.

Даже если cara@got преувеличила, то такие примеры нельзя исключать. Конечно, правительство в данном вопросе придерживается правила, согласно которому «не ухудшаются пенсионные права граждан». Но возникает резонный вопрос: за чей счет. Ответ лежит на поверхности: деньги отобрали у предпенсионеров, а также новых пенсионеров, начислив им несправедливую низкую пенсию.

Читайте также:  Порядок регистрации ИП в ПФР: особенности и условия процедуры, документы, сроки

Напомним, что сегодня получаемые в РФ пенсии начислялись или определяются по четырем разным схемам. Так, до 2001 года зарплаты учитывались прямо, причем власть ввела даже ограничение в размере 1,2 раза от средней зарплаты по стране. Больше нельзя — согласно формуле премьера Медведева «денег нет, но вы держитесь». С 2001 по 2002 года применяли уже другой механизм, потом — третий. Тем не менее, в 2015 году, с введением «дешевых» баллов, произошло существенное сокращение новых пенсий.

Как правило, вплоть до 2015 года будущие пенсионеры брали за базу для расчета 60 лучших месяцев, выбирая обычно советский период, когда модальная зарплата (наиболее часто встречаемая) фактически совпадала со средней по стране. Сегодня же между первой и второй имеется существенная разница — 22 тыс. и 39 тыс. соответственно.

Следовательно, если пенсии тех, кто ушел еще до балльной системы привести к общему знаменателю со страховыми пособиями новых пенсионеров, то и балл должен увеличиться, как минимум на 60%. В конце концов, у всех россиян независимо от возраста равные права. Это означает только одно: власть недоплачивает половину того, сколько официально начисляют в ПФР.

Клиенты НПФ смогут получать выплаты по старому пенсионному возрасту

Клиенты НПФ смогут оформить выплаты личных накоплений по старому пенсионному возрасту, то есть женщины в 55 лет, а мужчины — в 60. Законопроект о сохранении прежних нормативов для получения негосударственной пенсии одобрен в третьем заключительном чтении Госдумы 5 марта 2020 года.

  • С 2020 года постепенно повышается пенсионный возраст для получения страховой пенсии по старости — до 60 и 65. В связи с этим срок получения негосударственной пенсии тоже постепенно откладывался.
  • Однако предложенный депутатами проект закона предлагает сохранить старые условия для клиентов НПФ. Касаться это будет граждан, которые заключили договор с негосударственным пенсионным фондом в 2020 году или только планируют заключить его.

Помимо этого, в документе предлагается ряд изменений, касающийся системы НПО. В частности, гражданину может быть предоставлено право самостоятельно устанавливать сроки получения выплат, которые будут указаны в договоре с негосударственным фондом.

Законопроект о выплатах негосударственной пенсии в 55 и 60 лет

Законопроект № 722163-7 был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 31 мая 2020 года. Документом предлагается сохранить право на получение негосударственной пенсии при достижении 55 лет женщинами и 60 — мужчинами, то есть по старым правилам. Текст проекта закона представлен ниже.

Этот проект был одобрен в третьем чтении Госдумы 5 марта 2020 г. Далее его должны одобрить в Совете Федерации и передать на подпись Президенту. Действие нового закона будет распространяться на все договора НПО, заключенные с 01.01.2019 г.

В Центробанке в целом поддержали такую инициативу. Положительные отзывы поступили и со стороны негосударственных пенсионных фондов.

Что это значит для граждан и кого коснется?

С 2020 года вступил в силу закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. о повышении пенсионного возраста до 60 и 65 лет. Это изменение повлекло за собой одновременное увеличение возраста, дающего право на получение личных накоплений гражданина в НПФ.

  • В ч. 9 ст. 10 закона №350-ФЗ предусмотрено, что по договорам, заключенным с НПФ до 01.01.2019 г., возрастные нормативы не изменяются.
  • Это ставит в неравное положение граждан, заключивших договор до конца 2020 года и после указанной даты. В связи с чем и было предложено сохранить старые правила для всех клиентов НПФ.

Предложенная инициатива не означает, что граждане, которые формируют личные накопления в НПФ, смогут выйти на пенсию по старости по старым правилам. Эти граждане будут иметь право оформить выплаты негосударственного обеспечения по старым нормативам — по факту, будучи предпенсионерами. Но на сроки выхода на пенсию по старости это никак не влияет.

Кроме того, не нужно путать негосударственную пенсию с накопительной — это разные виды пенсионного обеспечения. Поэтому не стоит поспешно переводить свои пенсионные накопления (будущую накопительную пенсию) в НПФ из ПФР, так как законопроект не касается этих выплат.

Что еще изменится?

Помимо сохранения возраста, дающего право на получение выплат по негосударственному обеспечению, в проекте предложены следующие изменения:

Пенсии будущих пенсионеров

Российская Федерация — социально ориентированное государство и одной из задач, стоящих перед ним, является поддержание на достойном уровне социального положения всех слоев населения страны.

Деятельность системы ОПС в правовом отношении основывается на действии ст. 39 Конституции, гарантирующей пенсионное обеспечение всем гражданам, и регулируется законом РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Единая персонифицированная система учета федерального уровня, созданная ПФР, позволяет обеспечивать контроль над обязательностью уплаты страховых начислений в Пенсионный фонд, что наряду с введением нового коэффициента в формулу расчета пенсий, способствует поддержанию на достойном уровне размера пенсионных выплат, за счет более справедливого распределения материальных средств, поступающих в бюджет Фонда.

Суть изменений порядка расчета пенсии с 2015 года в том, что в формулу был введен индивидуальный пенсионный коэффициент, представляющий собой сумму баллов за каждый отдельный отработанный год. Количество полученных баллов напрямую отражается на размере будущей пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ

Основой системы пенсионного обеспечения служит механизм обязательного пенсионного страхования, участвуют в которой с одной стороны ПФР и страхователи, а с другой стороны — лица, на персональные счета которых работодатель отчисляет взносы в бюджет Пенсионного фонда. Эти взносы поступают на счета застрахованных граждан, которые на их имя открываются Пенсионным фондом при постановке на страховой учет. Средства, накапливаемые на этих счетах, будут использованы на пенсионное обеспечение их владельцев.

  • Бюджет ПФР наполняется за счет финансовых поступлений в виде перечисления взносов и поступлений из бюджета государства, что обеспечивает финансовую устойчивость системы.
  • Управление средствами пенсионного обеспечения осуществляется ПФР через структуру своих территориальных подразделений.

Каждый месяц работодатель обязан перечислять в ПФР взносы за работников в размере 22% от их зарплаты. При этом сами работники могут сами определять, какой вид пенсионного обеспечения им формировать: страховую или накопительную. Причем на финансирование данных пенсий идут 16% взносов (10% на страховую и 6% на накопительную пенсию или же все 16% на страховую), а остальные 6% — на солидарный тариф (не учитываются на лицевом счете).

Персонифицированный пенсионный учет

Персонифицированный учет в системе ОПС регулируется законом РФ от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Основой, обеспечивающей функционирование системы индивидуального (персонифицированного) учета, является открытие каждому гражданину, стоящему на учете в ПФР, индивидуального лицевого счета (СНИЛС). На счете, номер которого уникален и присваивается единожды, хранятся сведения о трудовом стаже и перечислениях страховых взносов.

СНИЛС позволяет застрахованному лицу самостоятельно получать беспрепятственный доступ к сведениям, находящимся на счете, через «личный кабинет» или посетив отделение ПФР.

Виды пенсионного обеспечения граждан

В зависимости от вида трудовой деятельности, которой может заниматься гражданин, в соответствии с Российским пенсионным законодательством, могут назначаться различные виды пенсионного обеспечения. В зависимости от принципа их формирования и источника выплат, они делятся на три вида: обязательное пенсионное страхование (ОПС), государственное и негосударственное обеспечение.

  1. По программе ОПС назначаются следующие виды пенсионного обеспечения:
    • Страховые пенсии (источником финансирования являются взносы) по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
    • Накопительные пенсии формируются за счет направления части перечисляемых взносов на индивидуальный счет.
  2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируются за счет госбюджета) могут назначаться по тем же основаниям, что и страховая, а также за выслугу лет и по социальному принципу (при отсутствии трудового стажа).
  3. Пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению (финансируются за счет добровольных взносов) назначаются и выплачиваются по основаниям, установленным законодательно или по договорам.

Страховая и накопительная пенсия

Самым распространенным видом пенсионного обеспечения в России, получателями которой составляют практически 83% всех пенсионеров, является страховая пенсия по старости. Право на ее назначение дает соблюдение следующих условий:

  • достижение возраста для 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ);
  • наличие не менее десяти лет установленного страхового стажа в 2020 году, с ежегодным повышением до 15 лет к 2024 году (ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ);
  • значение ИПК не менее 16,2 в 2020, и не менее 30 с 2025 года (ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Читайте также:  Минимальная социальная пенсия по регионам России: размер в 2020 году, доплата до прожиточного минимума, последние новости и изменения

Назначение страховой пенсии по инвалидности не зависит от страхового стажа, если гражданин признан инвалидом 1, 2 или 3 группы (ст. 9 закона N 400-ФЗ). А страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам его семьи, которые находились на иждивении умершего (ст. 10).

Накопительная пенсия формируется у граждан 1967 г. р. и моложе, если ими был сделан выбор в пользу ее формирования до 31.12.2015 и начисляется исходя из наличия средств, накопленных на лицевом счете (ч. 1 ст. 6 закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению

Государственная пенсия представляет собой ежемесячную выплату, осуществляемую в целях компенсации нанесенного здоровью вреда и утраченного дохода следующим категориям:

  • федеральным служащим при достижении установленной выслуги при выходе на страховую пенсию по старости или инвалидности;
  • космонавтам и летно-испытательному составу при выходе на пенсию за выслугу лет;
  • лицам, утратившим здоровье во время военной службы, в случаях техногенных и радиационных катастроф, а также при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца и при достижении определенного возраста;
  • нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Государственное пенсионное обеспечение финансируется из поступлений в Пенсионный фонд из бюджета государства. (ст. 2 Федерального Закона N 166-ФЗ)

Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения пенсионеров. Система НПО построена на составлении договора с негосударственными пенсионными фондами и переводе в добровольном порядке работодателем (вкладчиком) денежных средств на счета работников (участников). Выплата пенсий данного вида осуществляется по основаниям, которые указываются в договоре.
В основном назначение пенсий по договорам осуществляется гражданам, работающих на рабочих местах, признанных опасными или вредными. Таким образом, основной целью такого пенсионного обеспечения является компенсация полученного вреда при осуществлении работы.

Деятельность НПФ регулируется Законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Как рассчитать будущую пенсию?

Последние изменения в системе пенсионного обеспечения, касающиеся порядка расчета пенсии, состоялись в 2015 году вследствие проводимой пенсионной реформы. Если ранее величину назначаемой пенсии рассчитывали исходя из пенсионного капитала (общей суммы уплаченных взносов за работников), теперь же страховые взносы необходимо переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы), стоимость которых определяет государство.

Причем ранее сформированные пенсионные права должны конвертироваться в баллы и учитываться при назначении пенсии.

Производя расчет страховой пенсии, учитывают и баллы за, так называемые, нестраховые периоды:

  • за время отпуска по уходу за ребенком;
  • за прохождение срочной службы в ВС;
  • за уход за престарелыми гражданами, инвалидами и детьми-инвалидами;
  • при получении пособия по безработице;
  • другие периоды, описанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях».

Уже сейчас можно самостоятельно определить сумму пенсионного обеспечения, основываясь на новую формулу расчета, указанную в ст. 15 вышеуказанного закона.

Новая пенсионная формула с 2015 года

После реформирования пенсионной системы изменился и порядок ее расчета. Сейчас формула для определения величины будущей пенсии выглядит так:

СП = ИПК × СИПК + ФВ,

  • СП — величина устанавливаемой страховой пенсии;
  • ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов на момент назначения;
  • СИПК — стоимость ИПК в том году, в котором назначается пенсия;
  • ФВ — размер фиксированной (базовой) выплаты.

Как уже указывалось ранее, сейчас страховые взносы стали переводиться в пенсионные баллы, рассчитываемые каждый год трудовой деятельности, величина которых определяется следующим образом:

ИПК = СВ / МВ × 10,

  • СВ — сумма страховых взносов;
  • МВ — 16% от установленной максимальной взносооблагаемой базы.

Введение ИПК — это новое условие, требующее не просто накопить стаж, но и обеспечить уплату взносов в установленном Законом размере, а также повышающее заинтересованность в полной своевременной уплате взносов и выводе зарплат работников из «серой» экономической зоны.

Как повысить размер будущей пенсии?

Многие задаются вопросом о повышении размера своего пенсионного обеспечения. Самым простым вариантом является дольше работать, чтобы перечислять больше страховых взносов в Пенсионный фонд.

Законодательство не запрещает получать пенсию и продолжать трудиться, но с 2016 года Правительство решило отменить индексацию выплат работающим пенсионерам, поэтому способом увеличения их пенсионного обеспечения может служить перерасчет (корректировка) пенсии. Она проходит ежегодно 1 августа и увеличивает размер выплат пенсионерам за счет не учтенных ранее страховых взносов. В результате перерасчета, трудящемуся пенсионеру может быть начислено не более трех балов (ст. 18 Закона №400 ФЗ).

Исходя из стоимости пенсионного балла, составляющего на август 2020 года (с учетом проведения индексации на 7,05%) 87,24 руб., работающий пенсионер может рассчитывать на максимальную прибавку, которая на 2020 год составит 261,72 рублей.

Еще один способ — если гражданин после достижения установленного возраста выхода на пенсию не будет обращаться за ней и продолжит работать, то за каждый последующий год размер его пенсии будет расти за счет премиальных коэффициентов (приложение 1 и 2 закона «О страховых пенсиях»). Например, при отложенном на срок пять лет выходе на пенсию — ФВ будет повышена на 36% и страховая пенсия на 45%.

Порядок назначения и выплаты пенсий

Обратиться с заявлением в ПФР можно не раньше, чем за месяц до даты обретения прав на пенсионное обеспечение. Перечень требуемых ПФР документов зависит от вида пенсии, но обязательно потребуются следующие:

  1. заявление о назначении пенсии;
  2. паспорт с отметкой о регистрации;
  3. трудовая книжка;
  4. страховое свидетельство (зеленая карточка);
  5. иностранцам, постоянно проживающим в РФ, понадобится заверенный нотариусом перевод паспорта и вид на жительство;
  6. военный билет (при его наличии);
  7. свидетельство о браке.

Назначение страховых пенсий регулируется ст. 21 Федерального закона №400 от 28.13.12, государственных — ст. 24 Закона №166 от 15.12.2001, а накопительных 9 ст. закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

С заявлением о назначении и выплаты пенсии необходимо обращаться в ПФР или в МФЦ. Обращение может быть представлено через «личный кабинет» в виде электронного документа, а также через кадровую службу работодателя или почтовым отправлением.

Срок рассмотрения заявления — 10 рабочих дней после его принятия сотрудниками Фонда, если были предоставлены все требуемые документы. Пенсионер имеет возможность самостоятельно выбрать способ доставки ему пенсии. Это может быть подразделение Почты России, банк или другая организация.

Заключение

Новые правила расчета пенсии коснулись только страховой пенсии, которая является самым распространенным видом пенсионных выплат в России.

  • В результате введения в расчетную формулу новой единицы — ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) все расчеты пенсии происходят только в пенсионных баллах и переводятся в рубли только при ее назначении.
  • Введены премиальные коэффициенты в случае отложенного выхода на пенсию, что существенно увеличивает впоследствии размер пенсионной выплаты.

Следует отметить, что специалистами ПФР при принятии документов обнаруживается множество ошибок, допущенных сотрудниками кадровых служб, при заполнении трудовых книжек. Например, нечитаемые печати, не заверенные исправления, отсутствие необходимых записей и т.п. В таком случае специалисты Фонда будут вынуждены потребовать дополнительные подтверждающие документы, на сбор которых может уйти много времени и это не позволит произвести расчет и назначение пенсии в кратчайшие сроки. Поэтому стоит заранее, примерно за 6 месяцев до планируемого выхода на пенсию посетить Пенсионный фонд и проконсультироваться у специалистов.

Комментарии (2)

Как можно проверить правильность расчета ИПК? Люди работают по 30-40 лет и «зарабатывают» по 80-90 баллов при высокой зарплате. В моем лицевом счете отражены сведения, начиная с 2000 года, а работать я начала в 1983 году.

Выше на сайте есть вопрос, на который почему-то нет ответа. Как можно проверить правильность расчета ИПК? Люди работают по 30-40 лет и «зарабатывают» по 89-90 баллов. В моем лицевом счете отражены данные с 2000 года, а где до 2000 года? Я пошла работать в 1981 году.

Оцените статью
Добавить комментарий